Обобщение опыта работы по теме Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников


Актуальность
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней, т.к. книга требует систематического чтения, напряжения мысли. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Так, наблюдение за детьми своей группы (старший возраст) в свободной деятельности показало, что дети проявляют низкий интерес к художественной литературе (только 3-4 человека занимают свое свободное время рассматриванием книг в книжном уголке), у детей отсутствует устойчивый интерес слушания художественных произведений, дети затрудняются объяснить причины поступков героев, имеют слабое представление, зачем нужны книги и откуда они берутся. Многие дети не различают жанры художественных произведений (народные, авторские сказки, рассказы, стихи), затрудняются назвать знакомые им сказки, рассказы, их авторов, читать наизусть стихи.
Новизна опыта состоит в создании системы работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы и поиске новых методов и приемов в организации образовательной работы.
Цель работы: осуществлять литературное развитие детей в разных видах совместной и самостоятельной деятельности на основе фольклорных и литературных текстов через решение следующих задач:
Поддерживать у детей интерес к литературе и книге
Обогащать читательский опыт детей за счет произведений различных жанров
Развивать речевую деятельность детей на основе литературных текстов: пересказывать близко к тексту, по ролям, выразительно рассказывать стихи, сочинять рассказы и сказки по аналогии, придумывать загадки
Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности
Условия реализации: Учитывая наглядно-действенный характер мышления дошкольников, основной материал дается с помощью наглядных и практических методов: использование театрализованных и словесных игр, игровых упражнений; беседы уточняющего, познавательного характера, наглядное моделирование, просмотр видеоматериалов;
В систему работы по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» я включила такие формы и методы работы, которые использую в практике:
Создание художественно-речевой среды для приобщения детей к художественной литературе: книжный уголок, наличие места для чтения и литературного творчества, разнообразная литература (сказки, рассказы, басни, поэзия, познавательные и развивающие книги)
Перспективный план
Серия конспектов НОД по ознакомлению детей с художественной литературой
Картотека пословиц, поговорок и крылатых выражений о книге
Рекомендации, памятки, консультации, анкеты для педагогов и родителей
Вопросник для оценки уровня развития детей по образовательной области «Чтение художественной литературы»
Картотека игр и упражнений по приобщению детей к художественной литературе
Изучение методической литературы по теме
Наглядное моделирование: мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа произведений
Для педагогов МАДОУ мною были проведены мастер-классы:
«Изготовление рукотворных книг»
«Флаг России»
Воспитанники и их родители активно привлекаются к участию в художественно-творческой деятельности через участие в выставках, конкурсах детского изобразительного творчества разного уровня внутрисадовских, всероссийских, международных. С сентября 2015 по январь 2016г. 7 детей нашей группы завоевали призовые места в творческих конкурсах.
Родители заинтересованы воспитанием у детей интереса к книге и потребности в чтении. Они пополняют книжный уголок новой художественной и познавательной литературой.
Длительность работы над темой небольшая, но определенные результаты достигнуты:
У детей повышается интерес к чтению художественной литературы
Формируется представление о создании книг, их значимости
Увеличивается доля детей, проявивших интерес к чтению и рассматриванию книг в свободной самостоятельной деятельности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №311 комбинированного вида» Московского района г.Казани
Обобщение опыта работы по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Выступление для педагогов
МАДОУ №311
воспитателя Сумбуловой Е.И.
2016