ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Неделя психологии в школе «Психология – это серьёзно»


Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
ПРОЕКТ
Неделя психологии в школе
«Психология – это серьёзно»
Составила и провела педагог-психолог:Кильчурина М.Г.
г. Усть-Катав
2016г.
Введение
Обоснование возникшей проблемы и потребности
Очень много думала, как преподнести столь важные знания и занятия, которые необходимы нашим детям и решила посвятить этому целую неделю. На каждый день я определила тему, цель, цитату дня, стихотворение дня и задания.
Тема: «Психология – это серьёзно».
Цель: Создание в школе-интернате условий для сохранения и укрепления психического здоровья учащихся, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, развития индивидуальности личности.
Задачи:
развитие творческого мышления и воображения;
развитие памяти, внимания;
умение слушать другого;
повышение самооценки;
Развитие коммуникативных способностей.
Почему я взяла эту тему:
В качестве просвещения детей и педагогов, чтобы дети поняли суть и необходимость посещения психологических занятий.
Организационно-подготовительный этап
Составление плана, оформление.
1. Выставка детских рисунков «В стране вообразили».
2. «Облако мечты».
3. «Дерево успехов или пожеланий» (рядом с деревом вывесить, что символизирует дерево, дерево каждый день должно расцветать).
4. Цитаты и высказывания, афоризмы.
5. «Школьный забор» (предложения, мнения о школе).
6. Цитата дня и стихотворение.
7. Задания для логического мышления.
Исследование и анализ
Для каждого класса были отобраны и проведены задания с учётом возможностей и особенностей каждого класса, по возрастам.
Отбор всех заданий происходил после предварительных бесед с учителями начальных классов и с учителями предметниками.
Приглашались ребята для индивидуальных занятий, также были проведены групповые занятия в классах.
Провела открытое занятие для детей и их родителей с элементами тренинга и сказкотерапии «Медитативная сказка, создающая позитивный образ семьи, взаимоотношение детей и родителей, самоактуализации ребёнка»
Педагогам были предложены рекомендации по работе с каждым учащимся.
Как я этого добивалась?
Очень много думала, как преподнести столь важные занятия, которые необходимы нашим детям и решила посвятить этому целую неделю. На каждый день я определила тему, цель, цитату дня, стихотворение дня и задания.
* Для каждого класса были отобраны и проведены задания с учётом возможностей и особенностей каждого класса, по возрастам. Отбор всех заданий происходил после предварительных бесед с учителями начальных классов и с учителями предметниками.
Заключительный этап
Все классы и отличившиеся ребята были награждены грамотами за участие в неделе психологии.
Были подведены итоги по уровню развития каждого класса, результаты были вывешены на стенд.
Приглашались ребята для индивидуальных занятий, также были проведены групповые занятия в классах.
Регулярно оформляется и обновляется стенд психолога, в который входят психологические подсказки для обучающихся и их родителей, а также для педагогов.
Я считаю, что я освятила полностью значимость психологических занятий с обучающимися нашей школы.
* Составление плана, оформление.
1. Выставка детских рисунков «В стране вообразили».
2. «Облако мечты».
3. «Дерево успехов или пожеланий» (рядом с деревом вывесить, что символизирует дерево, дерево каждый день должно расцветать).
4. Цитаты и высказывания, афоризмы.
5. «Школьный забор» (предложения, мнения о школе).
6. Цитата дня и стихотворение.
7. Задания для логического мышления.
Оформление недели психологии
Выставка детских рисунков «В стране вообразили».

2. «Облако мечты».

«Дерево успехов или пожеланий» (рядом с деревом вывесить, что символизирует дерево, дерево каждый день должно расцветать).

4. Цитаты и высказывания, афоризмы.
5. «Школьный забор» (предложения, мнения о школе).
6. Цитата дня и стихотворение.
7. Задания для логического мышления.


План недели психологии
Понедельник:
Тема: «Психология – это серьёзно».
Цитата дня: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе».
Образ дня: «Дерево жизни» (нарисовано на картине).
Стихотворение дня: «Река жизни вольно
Несёт поток свой
Чего коснётся,
То новой жизнью обернётся.
Из реки жизни выросло
Дерево жизни».
Основные мероприятия:
Легенда о «Дереве жизни» (на уроках или классных часах).
Задание «Свиток» (раздать на линейке каждому классу).
Упражнение на развитие внимания «Цветные карандаши» (начальное звено).
Разгадывание ребусов.
Психогимнастика (на уроках).
Игротерапия.
Вторник:
Тема: «Общение».
Цитата дня: «Самая настоящая роскошь – роскошь человеческого общения».
Образ дня: «Крона Дерева жизни».
Стихотворение дня: «Развитие кроны идёт узором.
Человек задаёт вопросы
И получает на них ответы.
Он ощущает себя
Единым со всем миром.
Общение становится учителем
Но главным учителем
Остаётся сам человек».
Основные мероприятия:
Развивающее занятие «Чаша доброты» (9 класс).
Разгадывание ребусов.
Психогимнастика (на уроках).
Игротерапия.
Среда:
Тема: «Личность»
Цитата дня: «Личность – это та же вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая».
Образ дня: «Бутоны на Дереве жизни» (появляются на картине с помощью учащихся).
Стихотворение дня:«Всё самое красивое
Превратилось в бутоны.
На Дереве жизни – будущие личности.
В каждой личности
Свой цвет, линия, пространство.
Неповторим каждый бутон – личность.
С его искусством, укладом, философией.
Основные мероприятия:
Разгадывание ребусов.
Изготовление бутонов на «Дереве жизни».
Развивающее занятие: Противоречие «Люблю – не люблю» (Лиса и журавль 5,7,8 класс).
Психогимнастика (на уроках).
Игротерапия.
Четверг:
Тема: «Деятельность».
Цитата дня: «Что можешь сделать сейчас, сделай сейчас, кто знает сможешь ли ты сделать это потом».
Образ дня: «Цветы на Дереве жизни».
Стихотворение дня:«Встреча – поворот к делу,
К существу дела.
К главному делу своей жизни.
Для понимания и описания развития
Человека и мира.
Язык человеческий недостаточен».
Основные мероприятия:
Разгадывание ребусов.
Развивающее занятие с элементами тренинга и сказкотерапии для детей и родителей «Медитативная сказка, создающая позитивный образ семьи, взаимоотношение детей и родителей, самоактуализации ребёнка».
Изготовление цветов на «Дереве жизни».
Выставка детских рисунков «В стране Вообразилии».
Психогимнастика (на уроках).
ИгротерапияПятница:
Тема: «Чувства и эмоции».
Цитата дня: «Мы не можем отдать себе отчёта о причине наших чувств».
Образ дня: «Плоды на Дереве жизни с пожеланиями».
Стихотворение дня:Встречаются люди, разделённые судьбой:
Сильные и слабые, весёлые и грустные,
Нерешительные и активные.
Но все они – чувствующие.
Если в начале пути человек предчувствует,
К чему придёт.
Это поддерживает его в жизни
И направляет по «Реке жизни».
Основные мероприятия:
Психологическая викторина «Страна чувств».
Изготовление плодов на «Дереве жизни».
Психогимнастика (на уроках).
Игротерапия.
Подведение итогов недели психологии.
Психологическая викторина «Страна Чувств»
(На кабинетах висят таблички с названиями Башен).
«Башня Неудачи»
(Задания: Педагог говорит учащимся: «Ребята, вы сейчас находитесь в «Башне Неудачи» и задаёт вопросы учащимся: «Ваше отношение к неудаче? (выслушать ответы детей). Что делать, если Вас настигла неудача?» (Ответ: «Продолжать идти вперёд»). Задание «Мудрая сова»
(6 – 9 классы)
Педагог: Чтобы одолеть наш сложный путь, необходимо быть не только человеком отважным и сильным, нужно ещё быть образованным. Знакомы ли вы с трудами великих мыслителей? Способны ли подняться до высот учёности? У вас есть шанс попробовать свои силы. Выбирайте одну из задач (детям даются на выбор слова великих мыслителей, ребята должны закончить начатый текст):
Торье говорил: «Путешествующий один может отправиться в путь хоть сегодня». А что должен делать тот, кто путешествует в компании? (Ответ: Должен ждать, когда будут готовы его спутники).Эпиктет говорил: «Человек принадлежит к толпе, пока сваливает вину на других; он на пути к мудрости, когда считает только себя ответственным». А когда же человека можно считать мудрецом? (Ответ: Кто не осуждает ни себя, ни других).За успешное выполнение – ключ.
(2 – 5 классы)
Раздать задания каждому ученику:
«Помоги кролику найти морковку»
(Дети должны найти дорогу к морковке) .За успешное выполнение – ключ.
«Башня Деятельности».
(Задания: Педагог говорит учащимся: «Ребята, вы сейчас находитесь в «Башне Деятельности» и задаёт вопросы учащимся: «Ребята, а вы когда-нибудь добивались своей цели, и как?(Ответы детей). «А как вы думаете, как можно добиться цели?» (Ответ: Стремиться к ней).Задание «Замок героя»
(6 – 9 классы)
Ребята должны выложить мозаику «Замок».
За успешное выполнение – ключ.
(2 – 5 классы)
Раздать задания каждому ученику: «Что берёт с собой рыбак, кроме удочки в рюкзак?
(Дети должны указать предметы для рыбалки) .За успешное выполнение – ключ.
«Башня Власти».
(Задания: Педагог говорит учащимся: «Ребята, вы сейчас находитесь в «Башне Власти» и задаёт вопросы учащимся: «Ребята, как вы думаете, можете ли вы влиять на свой путь? (Ответ: Да). (Обсуждение).
Задание
(6 – 9 классы)
Если в пустые клетки вы впишите названия чисел, то сможете прочитать слова.
Вписать слова в таблички.
За успешное выполнение – ключ.
(2 – 5 классы)
Раздать задания каждому ученику: «А теперь тебе считать, кто будет следующим стоять?
(Дети должны сказать кто будет следующий из животных) .За успешное выполнение – ключ.
«Башня Удовольствия».
(Задания: Педагог говорит учащимся: «Ребята, вы сейчас находитесь в «Башне Удовольствия» и задаёт вопросы учащимся: «Ребята, вам понравился этот путь? (Ответ: Да). (Обсуждение).
Задание «Загадки»
(6 – 9 классы)
1. На одном берегу – цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до островка?
2. Мама несёт тяжёлые сумки. Дочка говорит:
- Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.
Поможет ли девочка маме? Почему?
3. Девочку Лену спросили:
- У тебя есть сестра?
- Есть.
- А у твоей сестры есть сестра?
- Нет, - ответила Лена.
А вы как думаете?
4. Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведёрки, красные без дна. А у девочек маленькие, зелёные.
Кто больше соберёт шишек?
5. У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зёрнышком.
Сколько лет мальчику, у которого была кошка?
6. У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?
За успешное выполнение – ключ.
(2 – 5 классы)
Упражнение «Домик»
Какой схеме соответствует домик?
(Дети должны показать схему домика).
За успешное выполнение – ключ.
ЗАДАНИЕ «ДЕРЕВО УСПЕХОВ ИЛИ ДЕРЕВО ЖИЗНИ»
Ведущий: Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались, ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдуманной и перестали искать их. Но люди так хотели верить в эту легенду! Поэтому они наделяли обычные деревья особыми способностями, веря, что они принесут им удачу. А чтобы закрепить своё желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибли. Стремясь быстрей реализовать свои желания, люди пропустили в легенде главный секрет, который гласил: «И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».
Наверное, эта фраза была слишком мудрёной, чтобы увидеть в ней ключ к разгадке. Так или иначе, но сейчас вы сможете сделать, то чудесное дерево сами.
Это – общее дерево успехов. Вспомните сейчас все ваши успехи и достижения.
Мудрецы говорят, что тот, кто не запоминает своих достижений, рано или поздно перестанет добиваться успеха, так как суета будней размоет у него внутри ощущение победителя. Это ощущение должно быть постоянно с вами, и вы будете его подкреплять новыми победами.
И так все в путь.
ЗАДАНИЕ «СВИТОК»
(Раздать на линейке каждому классу)
Педагог: «Вы в начале трудного пути. Что может помочь вам, что поддержит в нелёгкую минуту? Это вы должны определить сами. Вам даётся список, в котором описаны вещи, качества, ценности. Выберите, пожалуйста, 10 наименований того, что, на ваш взгляд, пригодится вам в пути. Обоснуйте ваш выбор (дети выбирают необходимые им ценности и предметы, после чего представляют их психологу):
Мешок золота;
1 кг. Мяса;
Соль;
Сахар;
Дисциплинированность;
3 фляги воды;
Сознание общественного долга;
Книга;
5 батонов хлеба;
Целеустремлённость;
Нож;
Спички;
Справедливость;
Общительность;
Верёвка;
Посуда для пищи;
Замкнутость;
Самостоятельность;
Критичность;
Спальный мешок;
Мыло;
Предметы личной гигиены;
Внимательность.
В роли античного мудреца
Предлагаем восстановить афоризм, принадлежащий одному из знаменитых мудрецов античного мира.
Постарайтесь найти единственное верное слово.
Лжецу нужно обладать хорошей …
Главное искусство оратора состоит в том, чтобы не
дать заметить …
Устрани деньги – и уничтожишь …
Больше всего зла причиняет человеку …
… - лучший наставник во всех делах.
Долог путь поучений, короток и успешен путь …
Следует жить для других, если хочешь жить для …
Чужие пороки у нас всегда перед глазами, а свои
собственные – за …
Высшее богатство – отсутствие …
Высшая власть – это власть над …
Сеять следует и после плохого урожая …
Худший из недугов – быть привязанным к своим …
Гибель не столь тяжела, сколь … её.
Учиться следует и у …
Кто уже начал, тот сделал …
Управляй своим … ибо оно, если не повинуется, то
повелевает.
Не имеет соперников тот, кто влюблён в …
Когда двое делают одно и то же, это уже не …
Нет ничего сказанного, что не было бы сказано …
Зло … есть зло наименьшее.
Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего … но радуется тому, что …
Несправедливость не всегда связана с каким – либо
действием, часто она состоит в …
Ответы
Памятью.
Искусства.
Войны.
Человек.
Практика.
Примеров.
Себя.
Спиной.
Жадности.
Собой.
Урожая.
Недугам.
Ожидание.
Врага.
Полдела.
Настроением.
Себя.
Не одно и то же.
Раньше.
Знакомое.
Не имеет, … имеет.
Бездействии.
Когнитивное упражнение
«Чаша доброты»
(эмоциональное развитие)
Психолог: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё одна пустая чашка, ещё и ещё. Отливайте из своей чашки доброты в пустые чашки. Не жалейте!
А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.
Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»
Логические задачи
Цвет волос
Беседуют трое друзей: Белов, Чернов и Рыжов. Тот, у кого чёрные волосы, говорит Белову: «Интересно, что один из нас блондин, другой – брюнет, третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.
Какой цвет волос у каждого из друзей?
Нарисуйте друзьям волосы соответствующего цвета.
Ответ: (Чернов-блондин; Белов-рыжий; Рыжов-брюнет).

Белов Рыжов Чернов
Фамилии мальчиков
Антон и Рома носят фамилии Соколов и Кузьмин. Какую фамилию носит каждый мальчик (проведи стрелочки), если известно, что Рома и Кузьмин живут в соседних домах?
Ответ: (Рома Соколов, Антон Кузьмин).
Антон РомаКузьмин Соколов
Кто старше
Три брата – Денис, Юра и Володя учились в разных классах одной школы. Денис был не старше Володи, а Юра – не старше Дениса.
Ответ: (Старший – Володя; Средний – Денис; Младший – Юра).
Напиши имя
Самого старшего из братьев ____________________________
Среднего ______________________
Младшего _____________________
Тема: ПРОТИВОРЕЧИЕ «ЛЮБЛЮ – НЕ ЛЮБЛЮ»
Цели:
обсудить, что любят и не любят дети;
познакомить с понятием «противоречие»;
прививать терпимость к чужому мнению;
развивать речь, внимание, память.
Чтение сказки «Лиса и журавль»
«Лиса с журавлём подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать к себе в гости:
- Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж я тебя угощу! Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и приговаривает:
- Покушай, голубчик куманёк, - сама стряпала.
Журавль стук – стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела.
Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманёк! Больше угощать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи и ты ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Право, больше ничего нету.
Лиса начала вертеться возле кувшина. И так зайдёт, и эдак, и лизнёт его, и понюхает-то, - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюёт себе да клюёт, пока всё не съел.
- Ну не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада. Думала, что наестся досыта на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь».
Вопросы:
- Почему лиса с журавлём перестали ходить друг к другу в гости?
- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
- А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научиться есть из тарелки, а лиса – из кувшина?
Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, и любил то же, что и ты, а нужно постараться принимать его таким, какой он есть.
Беседа: «Что я люблю»
- В первый день вы познакомились между собой, узнавали о семье, увлечениях; о том, как провели лето… А сегодня мы с вами узнаем, кто что любит.
(Учитель называет темы, а дети в парах друг другу говорят, что они любят из названного).
Примерные темы: сладости, еда, напитки, игрушки, игры, телепередачи, певцы, времена года, сказки, цветы, животные, что делать, где быть и т.д.В конце учитель делает вывод, что, узнав о предпочтениях друг друга, дети постараются это учитывать.
Беседа: «Что мы не любим»
- Мы узнали, кто что любит. А нужно ли знать, чего вы не любите? Зачем?
Мы не будем говорить о том, чего не любит каждый из вас отдельно. Давайте поговорим о том, чего не любят все дети. Например, кому может понравиться, когда его дразнят? Или толкают? Или когда ему врут? Что ещё не любят все дети?
Теперь мы знаем, что вы не любите. И постараемся, чтобы в нашем классе было только то, что вы любите.
Игра «Люблю – не люблю»
Правила игры:
Если ученик любит то, что называет учитель, он показывает зелёный цвет «светофора», если не любит – красный.
Слова для игры: мороженое; лук в супе; шоколад; пельмени; арбуз; халва; смотреть телевизор; лягушки; день рождения; мыть посуду; кататься на качелях; стоять в углу; когда кто-то хвастается; выходной; петь; драться; бегать; ходить в гости; знакомиться; смеяться; читать сказки; проигрывать; цирк; плакать; слушаться взрослых; ходить в магазин; подарки; морозная зима.
Обсуждение противоречия «Люблю – не люблю»
Учитель выбирает из предложенных ситуаций такие, когда мнения детей разделились (например, лук в супе одни любят, другие – нет). И обращает внимание детей на то, что одно и то же одним может нравиться, а другим – нет. В подобных ситуациях «правы» оба, каждый со своей точки зрения: «На вкус и цвет товарища нет».
- А может ли быть ещё что-нибудь такое, что одни любят, а другие – нет? Приведите примеры.
- Назовите то, что мальчики обычно любят, а девочки – нет.
- А что нравится девочкам и не нравится мальчикам?
- А можете ли вы сказать, что любят взрослые, а детям это не нравится?
- А наоборот?
- А сейчас послушайте стихотворение Михаила Яснова «Дождик»:
Дождик, дождик,
Кап, да кап!
Ты не капал бы на пап,
Ты не капал бы на мам, -
Приходил бы лучше к нам.
Папам – сыро,
Мамам – грязно,
Нам с тобою…
Распрекрасно!
- А почему дети любят дождь, а взрослые – нет?
Чтобы ваши мамы и папы не очень огорчались дождливой погоде, давайте выучим это стихотворение, и вы расскажете его дома. Пусть вашим родителям тоже будет распрекрасно!