Конспект корпоративного урока «Лунный пейзаж или исповедь души?»

Конспект корпоративного урока «Лунный пейзаж или исповедь души?»
в рамках муниципального образовательного форума
Слайд 1
Пролог
Добрый день уважаемые коллеги!
Нашу встречу мне бы хотелось начать с притчи:
Шел путник, увидел у дороги человека, который в жаре, грязи и пыли тесал камни. Путник спросил его, что он делает, и тот мрачно ответил, что делает самую ужасную работу на свете: обтесывает камни и получает гроши. Путник дал ему монетку. За следующим поворотом он встретил еще одного камнетеса и спросил его, что он делает. Тот ответил, что работает, кормит семью и ему хватает. Путник похвалил его и дал монетку. А за третьим поворотом дороги он увидел еще одного человека, который в жаре и пыли тесал этот камень и радостно пел песню. И путник спросил его, что делает он, и тот с изумлением воскликнул: «Как что? Я строю храм!»
От того, с каким ощущением мы утром заходим в школьные двери, как в клетку или как в храм, зависит успешность нашей деятельности и деятельность наших детей.
Возможна встреча с композитором, жизненным кредо которого стали слова: «Судьба, я схвачу тебя за глотку, тебе не удастся меня задушить», поможет сохранить веру в себя, в свои силы?

Завязка
Слайд 2
Звуковой фон Бетховен «Симфония №5»
Это было в Вене 6 марта 1827 года. Около четырех часов дня тяжелые тучи заволокли небо. Внезапно началась снежная буря с градом. Вдруг из туч блеснула молния и озарила желтым светом комнату, в которой умирал великий композитор.
«Так судьба стучится в дверь», мелькнуло в его сознании. Именно эти слова он говорил, создавая свою бессмертную Пятую симфонию.
Этим композитором был Людвиг Ван Бетховен.

Слайд 3
Звуковой фон «К Элизе»
Уже после смерти Бетховена в ящике его письменного стола обнаружили тайник, в котором он хранил три женских портрета несколько листов почтовой бумаги, исписанных рукой композитора: «Моя Бессмертная возлюбленная, мы устроим с тобой жизнь неразлучную. Какую жизнь! Да!! Я плачу при мысли, что ты, вероятно только в субботу получишь мою первую весточку Как бы ты ни любила меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя Бессмертная возлюбленная, в каком настроении и где бы я ни был, постоянно жду решения судьбы. Или мы должны быть неразлучны, или я готов умереть»
Адреса и точной даты в письме не было. Его содержание не указывало, кому писал Бетховен.
Может быть, это Генриетта Зонтаг?
Или Каролина Унгер?
Или Джульетта Гвиччарди, чей портрет тоже лежал в тайнике?
Об этом биографы Бетховена спорят до сих пор. А скорее всего этот образ Бессмертной возлюбленной, - любовь великого человека, великого музыканта, ставшая художественной мечтой, романтическим идеалом.
Бетховен находился в постоянном состоянии влюбленности, искал этот идеал в реальных, земных женщинах. С музыкальным портретом одной из них мы сегодня познакомимся.
- Прослушав музыку, дайте развернутую характеристику этой женщине.
Характер, настроение, походка, манера общения?

Слайд 4
«Лунная соната» часть 2 МР3
\ легкая, грациозная, беззаботная, беспечная, с характером \
Ноты
- Взгляните на нотную запись. Почему именно такие ассоциации вызвала эта музыка.
\мелодия рвется на короткие фразы, скачущие то вверх, то вниз \
- Какой темп, динамику выбирает композитор?
\подвижный темп, постоянно меняющаяся динамика, то форте, то пиано \

Именно такой по воспоминаниям современников была шестнадцатилетняя графиня Джульетта Гвиччарди, ученица Бетховена. В ее характере Бетховена привлекала жизнерадостность, общительность, добродушие. Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен полюбил Джульетту Гвиччарди. Композитор, терявший слух, обрел новые надежды и был счастлив.

- Как закончились отношения композитора и графини, мы услышим в следующей части.
Кульминация
Слайд 5
Лунная соната часть 1МР3

Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека.
- Вы узнали знаменитую Лунную сонату. Первый фрагмент был ее второй частью, менее известной, чем первая.
Бетховен предложил графине руку и сердце. В ответ получил довольно жестокий отказ: «Зачем вы мне, глохнущий, стареющий, бедный музыкант?» Через неделю Джульетта вышла замуж за бездарного композитора Галленберга, но зато графа.
Три дня Бетховен бродил по лесу, не возвращаясь, домой. Его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал.
Всю боль души, всю боль израненного сердца Бетховен излил в своей Лунной сонате, которую посвятил Джульетте Гвиччарди.
Лунной сонату назвал немецкий поэт Рельштаб.

- Насколько оправданно это название?
\ возможна луна, ночь - время суток, когда человек остается наедине с самим собой, наиболее остро ощущает свое одиночество, покинутость \

Слайд 6
Если мелодия второй части состоит из коротких скачущих мотивов, то в первой в музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам но, в конце концов, падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадежного отчаяния.
- Первая часть исповедь страдающей души, боль израненного сердца, вторая – образ Джульетты, («улыбка Джульетты»)
- Что же будет в третей? \ Выслушать гипотезы \
Когда-то художник Василий Кандинский увидел свои картины, стоящими у стены в перевернутом состоянии. Позже он писал, я не понял, что на них изображено, но они вызвали у меня определенное эмоциональное состояние. Так родилась идея абстрактной живописи. Главная задача, которой не изображать, а выражать, при помощи линий и цветовых пятен.
Попробуйте не контролируя свою руку, создать автоматическое письмо, выразив в нем состояние 3 части сонаты.

Развязка
Слайд 7
Покажите друг другу свои рисунки. Проверьте гипотезу.
\ звучит как буря, все сметающая с пути \

ЭТО - схватка человека с самим собой.

Эпилог
Финал главенствующая часть сонаты и естественное завершение её драматических событий. Здесь всё, как в жизни, как случается у многих людей, для которых жить значит бороться, побеждать страдания.
Одна из центральных идей творчества Бетховена способность человека к преодолению горестей, несгибаемость воли - находит совершенное воплощение в «Лунной сонате»:











Глеклер Нина Густавовна, МБОУ «Нововаршавская гимназия»

13PAGE 15


13PAGE 14115