Психологические аспекты прохождения практики в зоне конфликта между ожиданиями работодателя и возможностями практиканта


Психологические аспекты прохождения практики в зоне конфликта между ожиданиями работодателя и возможностями практиканта
Быстрые экономические изменения отражают новую реальность и необходимость находить ответы на многочисленные вопросы практического приложения. Основной вопрос: реально ли обеспечить страну в данную стадию развития экономики конкурентоспособными профессионалами, способными поднять конкурентоспособность предприятия, на котором они будут работать?
Что является важнейшим условием для повышения качества подготовки такого специалиста?
Безусловен тот факт, что важнейшим условием является успешное прохождением им практики! Работа в качестве стажера в общественной организации или на производстве - это почти гарантированный способ получить практический опыт в профессии. Это возможность для молодого человека побывать в той коммуникационной среде, в которой ему предстоит в будущем работать, это возможность получить уникальный опыт наставничества, это возможность показать свои сильные стороны и проявить свои таланты при работе.
Что такое практика как цель, и почему необходимо заострить внимание на психологической стороне организации практик?
Практику как цель можно рассматривать в виде части образовательного процесса, как процесс, дающий возможность получения практических навыков работы, как возможность проявления личностных качеств, как процесс, облегчающий закрепление полученных теоретических знаний и навыков, необходимых для присвоения квалификации и итоговой аттестации учащегося как специалиста.
В реализацию данных целей включены три субъекта: колледж, работодатель и студент. Каждая из сторон имеет свою мотивационную базу.
Мотивация колледжа ясна:
закрепить теоретические знания;
применить знания и навыки на практике;
сориентироваться в реальном рабочем процессе и увидеть подводные камни выбранной специальности, которые не видны в теории;
получить начальный опыт, которого так не хватает молодым специалистам при устройстве на работу после обучения, и сделать свою первую запись в трудовой книжке;
Ясна мотивация работодателя:
Чего ожидает современный работодатель от своего работника? Уже от практиканта он ожидает знание динамики профессии! Не только желания приобрести навыки, сколько уже ждет, что у практиканта есть небольшой арсенал навыков и умений. То есть, работодатель ожидает от практиканта умений брать на себя ответственность, умение принимать решения и творчески подходить к решению проблем.
Несмотря на то, что студенты-практиканты – довольно хлопотное дело для организации, в производственной практике есть неоспоримые плюсы и для компании. Становясь базой практики и взаимодействуя с профильным образовательным учреждением, организация получает возможность:
• найти для своего дела, предприятия, организации наиболее активных, целеустремленных и творческих молодых специалистов, которые в будущем составят костяк предприятия и будут двигать прогресс вперед
• «воспитать» молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии с необходимыми именно вашей организации требованиями и спецификой;
Перед нами встает вопрос мотивации студента.
Как студент мотивирован на трудовую деятельность и сколько в действительности студентов являются теми желанными практикантами, которых с удовольствием берут на практику и на работу в дальнейшем? И, наконец, как работать, с теми, кто не обладает большим потенциалом позитивных личностных качеств.
Производственная практика для студента часто становится отправной точкой его профессиональной карьеры. Наиболее распространенная ошибка студентов – это формальное отношение к процессу прохождении практики, как к еще одному учебному заданию. Чтобы извлечь из практики максимум пользы, необходимо иметь правильный настрой и понимать, что это уникальная возможность «прощупать почву», находясь при этом еще под крылом своего образовательного учреждения.
Какие возможности дает практика студенту:
получить навык поиска работы и общения с работодателем;
«прощупать» рынок и понять, что востребовано и чему еще нужно подучиться;
подыскать себе рабочее место, подходящее для старта карьеры;
получить начальный опыт, которого так не хватает молодым специалистам
Практика для студентов, безусловно, является очень важной частью процесса обучения, и это, пожалуй, единственная возможность проявить свои знания в реальных условиях производства. Поэтому не следует лишать возможности студентов, что называется, «потрогать это все руками». Для мотивации студентов необходимо предоставить им возможность не просто провести практику в условиях реального производства, а как можно лучше учесть, так сказать, вкусы каждого. Для студента практика ни как не может быть рутинной и скучной работой или просто отметкой в журнале о прибытии, это, несомненно, повлияет на отношение человека к работе в дальнейшем. Здесь важно, чтобы практика представляла собой площадку исследования будущей жизни человека работающего, и, что еще более важно, исследования нюансов и тонкостей своей профессии.