Планирование по математике 3 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», авторской программы М. И. Моро, М.А. Бантовой (Сборник рабочих программ«Школа России» 1-4 классы. – Москва, Просвещение, 2011). Рабочая программа в полной мере соответствует Федеральному образовательному стандарту второго поколения, утвержденному приказом Минобрнауки от 06. 10. 2009 №373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»
В основу разработки программы положена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Общая характеристика учебного предмета
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание и развитие интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделироватьи объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Описание места предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом на изучение математики в 3-м классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета.
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний; использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.
Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: 
- адаптивного обучения, 
- игровая,
- коммуникативная,
- ИКТ,
- проектная,
- исследовательская,
- здоровьесберегающая.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
- интерактивные технологии
- метод сотрудничества
- методики проектирования
- дифференцированный подход
- деятельностный подход
- работа по алгоритму и др.
Межпредметные связи:
- с уроками грамоты: введение школьника в языковую и математическую действительность; формирование умений учиться, а так же навыков письма и счета;
- с уроками окружающего мира: формирование учебно - интелектуальных умений: классификация обобщение, анализ; объединение объектов в группы; выявление сходства и различия; установление причинных связей; высказывание доказательств проведенной классификации; ориентировка на поиск необходимого (нового способа действия);
- с уроками труда: перенос полученных знаний по математике в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность.
Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении проверочных работ текст каждой представлен в нескольких вариантах разных уровней сложности.
Личностные, предметные и метапредметные результаты .Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Учащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 1000.;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 450+30, 620 – 200, 470+80, 560 – 90,;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины площадь, используя изученные единицы измерения этой величины (кв. см, кв. дм,) и соотношение между ними:
Учащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, площадь., время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу умножения
выполнять сложение и вычитание в пределах 1000: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать и делить 1 и 0 на число; умножать и делить на 10; 100.
читать и записывать числовые выражения ;находить значения числовых выражений содержащих сложение и вычитание, умножение и деление (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Содержание учебного предметного курса.
Учебно-тематическое планирование по математике 3 класс
№ п/пСодержание Кол-во часов Планируемые результаты проекты контрольные работы
1 Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 9 Личностные: адекватная мотивация на учёбу. Развивать память, внимание, творч. способн., интерес к учёбе.
Метапредметные:Регулятивные: прогнозирование; познавательные: логические; коммуникативные: управление поведением партнёра.
Предметные: Закрепят умение складывать и вычитать числа в пределах 100. Научатся обозначать геометр. фигуры буквами. Закрепят умение складывать и отнимать десятки. 
Повторят правила о нахождении компонент. сложения и вычитания
Научатся решать 
уравнения  с неизвестн. слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении и вычитании.
1 (входная)
2 Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 55 Личностные: воспитание коммуникативности. Развивать математические  и аналитические способности, речь, внимание, память, вычисл. навыки..Метапредметные: Саморегуляция; логические: анализ, классификация, рассуждение, доказательство; коммуникативные: умение полно и точно выражать мысли. Смыслообразование, планирование, коррекция, оценка, рассуждение.
Предметные: Научатся использовать различные приёмы проверки правильности вычисления числового выражения. Научатся анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись разн. способами, в т.ч. и в табличн. форме. Научатся 
-моделировать с использован. схематич. чертежей; 
-решать задачи арифметич. способом;                  -сравнивать задачи на ↑↓ числа на неск. единиц и на ↑↓числа в неск. раз;              -составлять план решения задачи;                         -объяснять выбор действий для решений;         -пояснять ход решения задачи.
Познакомятся с решением задач на нахождение 4-го пропорционального, научатся их решать.
Познакомятся учащихся с задачами на кратное сравнение; закрепят табличные случаи умножения и деления.
Научатся:                                      - применять знания таблицы при вычислении числового выражения;                  - находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного;  
 -    решать задачи на кратное сравнение.  Закрепят знание таблицы умножения  и деления однозначных чисел (на 2, 3,4, 5, 6, 7) (на уровне автоматизированного навыка).   
1 2
3 Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление   29 Личностные:Проявят личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Развивать речь,  творческие способности, мышление, память.
Метапредметные:Целеполагание, планирование, коррекция, структурирование знаний, рефлексия, постановка вопросов, умение точно и полно выражать свои мысли. Сравнение, установление взаимосвязи, мыслительные операции, анализ, синтез, сотрудничество в группах
Предметные: Научатсявнетабличному случаю деления. Научатся использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения.Закрепят знания табл. умнож.  и делен. однозн. чисел (на уровне  автоматизиров. навыка);
Узнают приемы деления для случаеввида 37· 2;  5 · 19. Научатся  вычислять примеры вида  37· 2;  5 · 19 на основе прав. умн.суммы на ч. Познакомятся с задачами на приведение к единице. Узнают, как найти делимое и делитель, закрепят умения решать задачи на доли и на нахождение четвертого пропорц.
1 2
4 Числа от 1 до 1000 13 Личностные: Воспитание честности взаимовыручки, развитие памяти, речи, мышления.
Метапредметные: Сравнение, установление взаимосвязи, мыслительные операции, анализ, синтез, сотрудничество в группах.
Предметные: Узнают  названия сотен, научатся записывать сотни. Научатся записывать трехзначные числа, решать задачи и примеры. Познакомятся с нов. приемами сложения и вычитания; повторятразрядный состав трехзначных чисел;закрепят правило о нахождении Sквадрата1
5 Числа от 1 до 1000.Сложение и вычитание 12 Личностные:Проявят личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Развивать речь,  творческие способности, мышление, память
Метапредметные:Целеполагание, планирование, саморегуляция, поиск необходимой информации, моделирование, анализ, самостоятельное создание способов решения проблем
Предметные: Узнают и поймут приемы устных вычислений для случаев вида 300 + 200,450 + 30,470 + 80, 260 + 310. 
Научатся решать примеры слож. и выч. трехзначных чисел. Узнают алгоритмыписьменного сложения и вычитания трехзначных чисел.Закрепят умения:
выполнять письмен вычисления многозн ч
выполнять деление с остатком; решать простые и составныезадачи изучен. видов;
-        решать примеры на внетабл. умнож. и дел.
1
6 Числа от 1 до 1000 12 Личностные: Проявят личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Развивать речь,  творческие способности, мышление, память
Метапредметные: Постановка и решение проблемы, рассуждения, доказательство, планирование сотрудничества партнёров (работа в группах)
Предметные: Познакомятся с устн. приемами умножения и деления в пределах 1000,закрепят умение решать задачи неск.сп, находить значение выражения с перемен., решать уравнения. 7 Приёмы письменного вычислений 6 Личностные: Проявят личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Развивать речь,  творческие способности, мышление, память
Метапредметные:Общеучебные: моделирование, структурирование знаний; коммуникативные: планирование сотрудничества, управление поведением партнёра. Коммуникативные: разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли
Познакомятся с новым письменным приемом умножения, закрепят решение
 уравнений и задач; продолжат работу над геометрич. материалом, учатся отличать виды треугольников.
Закрепят письменные приемы умножения, деления, сложения и вычитания, а также умения делать к ним проверку; решать задачи изученных видов.
  1(итоговая)
Итого 136 2 9
Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс
(4 часа в неделю)
№ п\п. Наименование разделов и тем Дата проведения
По плану По факту
Числаот1 до 100. Сложение и вычитание ( 9ч.)
Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Странички для любознательныхКонтрольная работа по теме»Повторение: сложение и вычитание» Анализ контрольной работы
Числаот1 до 100. Табличное умножение и деление. (55ч.)
Связь умножения и сложения. Связь между компонентом и результатом умножения. Четные и нечетные числа. Таблица умножения и деления с числом 3. Решение задач с величинами «цена» « количество», «стоимость». Решение задач с понятиями «масса», и «количество». Порядок выполнения действий. Порядок выполнения действий .Закрепление. Порядок выполнения действий Закрепление. Странички для любознательных.. Что узнали? Чему научились Контрольная работа по теме «Умножение и деление на2 и 3» Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4 Закрепление изученного. Задачи на увеличения числа в несколько раз. Задачи на увеличения числа в несколько раз. Закрепление Задачи на уменьшение числа в несколько раз Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 5. Задачи на кратное сравнение. Задачи на кратное сравнение. Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 6. Решение задач. Решение задач. Решение задач. Таблица умножения и деления с числом 7. Странички для любознательных. Наши проекты. Что узнали? Чему научились. Контрольная работа по теме: «Табличное умножение и деление» Анализ контрольной работы. Площадь. Сравнение площадей фигур. Площадь. Сравнение площадей фигур. Квадратный сантиметр. Площадь прямоугольника. Таблица умножения и деления с числом 8. Закрепление изученногоРешение задач. Таблица умножения и деления с числом 9. Квадратный дециметр. Таблица умножения. Закрепление. Закрепление изученногоКвадратный метр. Закрепление изученногоСтранички для любознательныхЧто узнали? Чему научились. Что узнали? Чему научились. Умножение на 1. Умножение на 0. Умножение и деление с числами 1. 0. Деление 0 на число. Закрепление изученногоДоли. Окружность. Круг. Диаметр круга. Решение задач. Единицы времени. Контрольная работа за первое полугодие. Анализ контрольной работы. Странички для любознательныхЧисла от 1 до 100. Внетабличное умножение (29ч.) Умножение и деление круглых чисел. Деление вида 80:20 Умножение суммы на число. Умножение суммы на число. Закрепление. Умножение двузначного числа на однозначное. Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление. Закрепление изученного. Деление суммы на число. Деление суммы на число. . Закрепление Деление двузначного числа на однозначное. Делимое. Делитель. Проверка деления. Случаи деления вида 87:29. Проверка умножения. Решение уравнений Решение уравнений Закрепление изученногоЗакрепление изученногоКонтрольная работа по теме «Решение уравнений» Анализконтрольной работы. Деление с остатком. Деление с остатком Деление с остатком. Закрепление. Деление с остатком. Закрепление. Решение задач на деление с остатком. Случаи деления когда делитель больше делителя. Проверка деления с остатком. Что узнали? Чему научились. Наши проекты. Контрольная работа по теме «Деление с остатком»
Числа от 1 до 1000. Нумерация.(13ч.)
Анализконтрольной работы. Тысяча.
Образование и названия трёхзначных чисел. Запись трёхзначных чисел. Письменная нумерация в пределах 1000. Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. Сравнение трехзначных чисел. Письменная нумерация в пределах 1000. Единицы массы. Грамм. Закрепление изученногоЗакрепление изученногоКонтрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.(12ч.)
Анализконтрольной работы. Приемы устных вычислений. Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200. Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90. Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140.. Приемы письменных вычислений Алгоритм сложения трехзначных чисел. Алгоритм сложения трехзначных чисел. Виды треугольников. Закрепление изученногоЧто узнали. Чему научились. Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. (12ч.)
. Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений Приемы устных вычислений Приемы устных вычислений Виды треугольников. Закрепление изученногоПриемы письменного умножения в пределах 1000.. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Закрепление изученногоЗакрепление изученногоПриемы письменного деления в пределах 1000. Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. Проверка деления Повторение (6ч.)
Итоговая контрольная работа Закрепление изученногоЗакрепление изученного. Знакомство с калькулятором. Закрепление изученногоЗакрепление изученногоОбобщающий урок. Игра «По океану Математики» Описание материально-технического обеспечения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2. Собственно учебные средства:
1. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год.
2. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
1.Т.Н.Ситникова,И.Ф.Яценко Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 3 класс. М.: ВАКО, 2015
4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)
1. С.И.Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2014.
2.С.И.волкова «Конструирование»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.Компьютер
2. Проектор
3.Экран для проектора
4.Принтер
5.Классная доска
6.Комплект ученических парт и стульев