Диагностика по выявлению школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте


ГБПОУ КК ЕПК
Диагностика по выявлению школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте
Подготовила:
Студентка Ш-41 группы
Рябенко Анастасия
Г.Ейск, 2016год.
Проективная методика «Школа зверей» (С. Панченко)
Оборудование: бумага, цветные карандаши».
Предварительная подготовка .Учитель: сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза.
Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя. Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой школе зверей, пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза. Инструкция Учитель: Вы побывали в «Школе зверей». А теперь попробуйте нари- совать то, что видели. Дети выполняют задание. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, ко- торым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте букву «Я».
Интерпретация.
1. Положение рисунка на листе. Положение рисунка ближе к верхнему краю трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим статусом в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка. Если ребенок расположен в центре листа – у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур. Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий – все это защита от окружающих. Агрессивная – если выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим. При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Ста- бильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств (глаза, уши, рот). Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, прорисованные глаза – о тревожности. Изображение ушей (больших и детально прори- сованных) говорит в заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество персонажей, вступающих в отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных отношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудности построения контактов с другими учениками.
6. Характер взаимоотношений между животным-учителем и животными-детьми. Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и учеников по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной деятельности.
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно пред- положить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учителя, учеников, игровой или учебной деятельности, рисунок не изображает школу, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.