Методическая разработка «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося детского объединения «Волшебная мастерская» Шин Виталия


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Методическая разработка
«Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося
детского объединения «Волшебная мастерская»
Шин Виталия
Автор-составитель:
Зотова Земфира Анатольевна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории;
Салтаева Елена Юрьевна
методист первой квалификационной категории
Оренбург
2015
Пояснительная записка
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский
Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренной личности, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом.
Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Важно отметить, что целью деятельности учреждений дополнительного образования детей – это создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, что способствует развитию детской одаренности.
Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремление к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.
Принято считать, что процесс индивидуализации образования, ориентируется на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений, на получение учебных результатов в продуктивной форме.
Индивидуализированное образование осуществимо с помощью индивидуального образовательного маршрута обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося, а также содержанием образования.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута, как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
- активным включением обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
- организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для самовыражения и самореализации одаренного подростка в декоративно-прикладном творчестве.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
- овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области тестопластики;
- развитие интереса обучающегося к освоению новых техник и видов декоративно-прикладного творчества;
- разработка авторских эскизов для своих работ и создание собственных проектов;
- осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями;
- способствование развитию образного мышления посредством создания художественных образов.
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:
- владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области тестопластики;
- привит интерес обучающегося к освоению новых техник и видов декоративно-прикладного творчества;
- разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные проекты;
- осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;
- развито образное мышление посредством создания художественных образов.
Индивидуальный образовательный маршрут
Шин Виталия Руслановича
обучающегося детского объединения «Волшебная мастерская»
Сроки реализации – сентябрь 2015 – май 2016 г.
Возраст обучающегося - 10 лет.
Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающегося. И в качестве «поля» для декоративно-прикладной деятельности нами было выбрано направление работы – моделирование и конструирование макета «корабля будущего».
Обучающийся занимается в детском объединении второй год. В его работах виден творческий потенциал. Виталий занимается декоративно – прикладным творчеством с большим интересом. Хочется отметить, что у Виталия очень развита фантазия, огромный круг увлечений: рисование и лепка, конструирование и моделирование. Свои идеи и замыслы он не только может воплотить на бумаге, но и смело берется за воплощение своего замысла в конструкторском варианте. Виталий активно принимает участие в выставках городского, областного значения, его работы отмечены грамотами и дипломами.
У Виталия хорошие результаты в прикладной деятельности и высокая работоспособность. Он очень увлеченный воспитанник и ему есть к чему стремиться и самосовершенствоваться. Работы Виталия отличаются нестандартным мышлением, содержательны, отслеживается четкое композиционное решение. Он с удовольствием работает с пластилином, легко освоил технику лепки из соленого теста, самостоятельно выполняет работы по конструированию и моделированию. Но совершенствовать свое умение и мастерство необходимо. В 2015-2016 учебном году Виталий планирует проектную работу по созданию макета «корабля будущего» и сюжетной архитектурной композиции из соленого теста.
Цель: Обеспечение дополнительных возможностей самоопределения личности и роста профессионального мастерства.

Задачи:
- способствовать развитию образного мышления посредством создания художественных образов.
- развивать интерес воспитанника к освоению новых видов декоративно-прикладного искусства.
- создавать собственные проекты, объединенные единой стилистикой определенной эпохи;
- обучить разработке авторских эскизов для своих работ.

Ожидаемые результаты:
Воспитанник овладеет:
- знаниями, умениями и навыками в закономерном конструктивном строении изображаемых предметов, основных закономерностях наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, композиции;
- методами, способами и техниками самостоятельной работы в дисциплинах: лепка и конструирование;
- практическими умениями и навыками работы с пластическими материалами.

Воспитанник научится:
- разрабатывать авторские эскизы, поэтапно планировать и выполнять работу над проектом;
- творчески мыслить при создании сюжетной композиции;
- передавать свои знания и умения другим воспитанникам.
№ п/пТема занятий Кол-во часов Теория Практика
1. Раздел 1: «Конструирование и моделирование» (макет) 24 5 19
2. Раздел 2:
«Работа с пластическими материалами» (настенное панно) 12 1 11
Итого: 36 6 30
Содержание
Раздел 1: «Конструирование и моделирование»
Теория: Рассматривание видов разных стран и эпох, анализ увиденного. Объёмная архитектурная композиция. Масштаб. Поэтапное планирование работы. Органическое сочетание мотивов коллажа в макете.
Практика: выполнение графических композиций; моделирование макета корабля и архитектурной композиции «корабля будущего».
Раздел 1: «Работа с пластическими материалами»
Теория: Рельефная и объёмная скульптура. Передача особенностей изображаемой эпохи. Пластические средства выражения. Разработка авторского оформления (декорирования) работы.
Практика: сюжетные сказочные и архитектурные композиции.
Участие родителей в реализации
индивидуального образовательного маршрута
Работа строится на тесном сотрудничестве с родителями ребёнка.
Мама является первым помощником во всех творческих начинания Виталия, разделяет интересы сына. С раннего детства Елена Николаевна поощряла интерес сына не только к рисованию и лепке, но и к конструированию из бросового материала, имеющего разнообразную структуру. Елена Николаевна оказывает не только моральную и материальную поддержку Виталию, но и активно принимает участие в воспитательном и образовательном процессе, не редко предлагает те или иные идеи по созданию какого-либо проекта. Она одобряет увлечения сына конструированием, так как считает, что в процессе этих занятий у него развивается и фантазия и воображение. Она уверена, что использование «бытового мусора» в процессе конструирования, в качестве рабочего материала, приучает к бережливости, уважению своего труда и труда других людей. Глеб знает, что мама никогда не откажет в помощи и обязательно поддержит все его начинания.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Формы организации образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса являются:
1. Индивидуальные занятия проводятся для удовлетворения познавательного интереса с отдельным обучающимся, на которых решаются задачи повышенной трудности, которые выходят за рамки дополнительной образовательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих тем. 2. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, предприимчивость, а так же творческих способностей. В ходе проектирования перед обучающимся всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы получилось в результате его активности. Он должен представить себе, что это должно быть и чем это должно быть для него.
3. Выставки активизируют познавательную и творческую деятельность обучающихся, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций.
Требования к учебно-методическому
и материально-техническому обеспечению
образовательного процесса
Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы и средства обучения: учебный кабинет, компьютер, мультимедиа-проектор, инвентарь для декоративно-прикладного творчества:
Заключение
Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Особенность обучения детей в системе дополнительного образования заключается в том, что ребенок идет на занятия, исходя из своих интересов и возможностей. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует новые замыслы.
Как показывает практика наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным ребенком – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу.
Таким образом, индивидуально образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающихся в образовании.
Рекомендации для педагога дополнительного образования
по внедрению и реализации индивидуального образовательного маршрута:
- педагог УДОД организует аудиторную и самостоятельную работу обучающегося в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ), контролирует деятельность обучающегося, диагностирует изменения, фиксирует результаты (проводит мониторинг достижений), корректирует маршрут (если требуется), создает ситуацию успеха ребенка в ходе реализации ИОМ;
- педагог УДОД организует взаимодействие с педагогами ОУ на основании договора между ОУ и УДОД,
- в ходе реализации ИОМ оформляет (ведет) карту сопровождения (совместно с психологом ОУ, классным руководителем и/или учителем-предметником, родителями) (приложение 1);
- обучающийся работает на занятиях по индивидуальной программе, заполняет маршрутный лист (приложение 2), создает запланированные образовательные продукты, оформляет портфолио достижений и демонстрирует их на мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, выставки и т. д.) различного уровня;
- родители фиксируют изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения;
- классный руководитель (и/или учитель-предметник) фиксирует изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения и использует данные, зафиксированные в карте педагогом УДОД и родителями, при планировании своей работы с ребенком.
Литература:
1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
2. Азаров Ю.Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
4. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
5. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
6. Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 354с.
7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
8. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова // Учитель в школе. – 2008. – № 3. – С. 81 – 83.
9. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993.
10. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.
11. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
12. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С. 69 – 76.
13. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия. 1997. – 78с.
Приложение 1
Карта индивидуального сопровождения ребёнка
Наименование учреждения
Сведения о ребёнке
Ф.И.О._______________________________________________________
Дата рождения _____________________________________
Адрес ________________________________________________________
Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информация для контакта с родителями
Мать (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)
__________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) _________________________________________________________________
Другое лицо, участвующее в воспитании (степень родства, Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Запрос родителей ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель сопровождения __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Возможные риски_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ресурсы учреждений, в т.ч. кадровый ресурс (группа сопровождения и координатор)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Получение образования _______________________________________________
Психолого – педагогическая коррекционная работа:
Наименование
мероприятия Сроки Ответственные Промежуточные результаты Оценка результатов Перспективные задачи развития/рекомендации
Психологическая и педагогическая диагностика Педагог - психолог Скрининговые исследования 2 раза в год Педагог Психолого-педагогическое консультирование педагогов группы:
Информирование о результатах диагностических исследований
Консультация «Организация условий для совместной деятельности» Педагог-психолог.
Педагог Психолого-педагогическое просвещение родителей: Информирование о результатах диагностических исследований
Совместные творческие работы родителей и ребенка
Открытое занятие перед родителями Педагог-
психолог
Педагог Индивидуальная работа по ИОМ 1 раз в неделю Педагог Обеспечение посещаемости кружка педагог д/о Оформление выставки творческих работ Раз в квартал Педагог Организация участия в конкурсах различного уровня Раз в квартал Педагог Приложение 2
Маршрутный лист обучающегосяФИО______________________________________________________________
Объединение_______________________________________________________
Руководитель_______________________________________________________
Ожидаемые результаты:______________________________________________
__________________________________________________________________
Критерии оценки ожидаемых результатов:______________________________
__________________________________________________________________
Индивидуальный маршрут:
№ Тема Кол-во часов Сроки Методы изучения темы Результат Подпись руководителя
Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности:
Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям
Мне удалось __________________________________________________
Я создал (достиг, участвовал и т.п.)_______________________________
Я научился ___________________________________________________
Самооценка результатов на основании критериев
№ Полученные образовательные продукты Критерии оценки
1 критерий 2 критерий 3 критерий
В дальнейшем мне бы хотелось изучить (научиться, освоить) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________