Статья на тему Обобщение инновационного педагогического опыта по укреплению здоровья подрастающего поколения
МДОУ Вольского муниципального района
«ЦРР – детский сад №17»Ладушки» г.Вольска Саратовской области»
«Обобщение инновационного педагогического опыта по укреплению здоровья подрастающего поколения»
Инновационный опыт работы реализован на базе
детского сада №17 «Ладушки»
воспитателем
Соколовой Еленой Николаевной.
Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.
Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране.
В 2007-2008 году, в соответствии с программой развития ДОУ, начали изучение и введение в работу парциальной программы В.Н. Зимониной «Воспитание ребенка-дошкольника: Развитого, Организованного, Самостоятельного, Инициативного, Неболеющего, Коммуникативного, Аккуратного. Расту здоровым: Программно-методическое пособие «Росинка»М.,2004.
Актуальность введения программы «Росинка» по физкультурно-оздоровительному направлению обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка. Она обеспечивает выполнение Государственного стандарта по развитию, воспитанию и обучению ребенка без дополнительных учебных занятий в условиях динамичного, эмоционально- комфортного режима жизнедеятельности.
Практические материалы к программе разработаны с учетом возрастной активности ребенка.
Система «РОСИНКА» обеспечивает комплексный подход к воспитанию здорового ребенка. Дошкольник рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как Система «РОСИНКА» обеспечивает комплексный подход к воспитанию здорового ребенка. Дошкольник рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как личность, оберегаемая педагогами и родителями.
Программа включает в себя два блока:
«Здоровье», которое в свою очередь охватывает разделы:
«Я узнаю себя»
«Я люблю солнце, воздух и воду»
« Школа моего питания»
«Азбука движений».
Занятия сюжетные, подчиненные определенным темам. Например: «Веселые кузнечики», «Приключение кота Леопольда и мышей» и т.д. Данные занятия могут заменять досуги.
Программа дает методические рекомендации по организации работы с педагогами, родителями, детьми.
Убедились в том, что создано максимум условий для ее реализации.
Провели ряд консультаций для педагогов .
Продолжили в 2008-2010 гг.
Ввели блоки в различные виды занятий, виды деятельности: «Ребенок и окружающий мир», «Физкультурные занятия», игровая деятельность.
Педагоги активно включились в апробацию программы, детям нравится сюжетная линия занятий, заданные темы оживляют, заинтересовывают детей, повышают желание добиться лучших результатов.
Проанализировав, увидели, что данная программа органично подходит к системе работы нашего детского сада. Решением педагогического совета на 2008 год является: создать целенаправленную систему по взаимодействию с родителями на основе изменений и дополнений, введенных в работу.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Концептуальной основой деятельности центра развития ребенка – «ЦРР - детский сад № 17 «Ладушки» является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.
К3.1.П1 Для выявления уровня развития воспитанников группы «Мальвина», использовались следующие диагностические методики. Приложение К3.1.П1
За отчетный период заметно, что процент воспитанников, имеющих высокий уровень развития – растет.
13EMBED Excel.Chart.81415
Заверено заведующей МДОУ «ЦРР –
детский сад №17 «Ладушки» Токаревой О.И.
Наименьший процент воспитанников, имеющих высокий уровень развития выпадает на раздел «Формирование элементарных математических представлений», «Коммуникация»- это связано с наличием воспитанников, посещающих логопункт.
Наибольший процент воспитанников, имеющих высокий уровень развития выпадает на разделы, связанные с художественно-эстетическим развитием (это направление является приоритетным в работе нашего детского сада) и физическое развитие.
Для выявления наличия динамики индивидуального развития воспитанников группы «Мальвина», использовались следующие диагностические методики. Приложение К3.1.П 2. Необходимо отметить, что прослеживается динамика индивидуального развития каждого ребенка. У одних детей это отмечено переходом от одного уровня к другому. Приложение К3.1.П 2. А у некоторых детей динамику развития можно увидеть, только в процентном отношении. Они не выходят за пределы одного уровня, но тем не менее индивидуальный уровень развития ребенка повышается. Приложение К3.1.П 3.
Из таблицы видно, что практически все дети успешно усваивают программный материал, повышая свой индивидуальный уровень развития. А это составляет 98,8% от общего количества воспитанников.
По результатам мониторинговых исследований группы «Мальвина» за период 2008-2010 годов можно отметить:
Количественный состав группы – 17 человек. За отчетный период не менялся
За это время обследована вся группа.
Обследования показали:
- качество образования воспитанников группы росло с каждой возрастной группой;
- качество образования росло в сравнении с началом и концом года;
- воспитателям удалось улучшить уровень развития детей, имеющих низкий уровень развития и удерживать его.
- по итогам контрольных срезов дети показали положительный результат усвоения программного материала в диапазоне:
Средняя группа – от72,5% до 74,5%;
Старшая группа – 76,5% до 82,5 %;
Подготовительная группа - от 89% до 98,5%
ПМПК дала положительную оценку готовности детей к обучению в школе, оценила расширенный кругозор детей, умение общаться на любые предложенные темы.
Согласно годовому плану работы ДОУ на 2009-2010 гг. в период с 15.05.2010 по 30.05.2010 воспитателями подготовительной группы «Мальвина» Соколовой Е.Н.и Новиковой Н.М и др. специалистами проводилась педагогическая диагностика уровня усвоения программного материала детьми подготовительной группы «Мальвина» по всем направлениям реализуемым программой.
Результаты
Количество человек в группе - 17.
Обследовано из них – 17.
Программный материал усвоен детьми всех возрастных групп по всем разделам на допустимом и оптимальном уровне. По итогам контрольных срезов дети показали положительный результат усвоения программного материала в диапазоне от 80% до 88,2% ( в зависимости от раздела программы) Девять человек (52,5) показали – высокий уровень, 8 человек (47,5%) детей показали средний уровень. Детей, имеющих низкий уровень развития – нет.
Анализ качества усвоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:
Наиболее высокие результаты показаны детьми по подразделам:
_Безопасность________________________________________________________ - 98,5%
_Трудовая деятельность_, аппликация____________________________________ - 97%
Игровая деятельность, музыкально воспитание, физическое восп., здоровье____ - 96,4%
Несколько ниже результаты по подразделам:
Рисование, лепка _____________________________________________________- 95,2%
ФЭМП, коммуникация______________________________________________ - 89%
_________________________________________________________-__________ - %
Низкие результаты по подразделам – отсутствуют
Хочется отметить, что все разделы усвоены детьми на высоком уровне.
Есть один ребенок (Сережа Л.) с низким уровнем развития по разделу – физическая культура, это связано с медицинским диагнозом ребенка.
Комиссия ПМПК дала положительную оценку готовности детей к обучению в школе, оценила расширенный кругозор детей, умение общаться на любые предложенные темы.
Начиная с 2008 года, мною ведется кружковая работа.
Цель оздоровительной работы, в нашем ДОУ – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Для формирования осознанного отношения к здоровому образу жизни нами был создан кружок «Неболейка».
Данный кружок посещают: все воспитанники группы, в количестве 17 человек
График работы кружка: вторник, четверг
Кружок сформировали для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и реализуется он в течение трёх лет. Длительность занятия 30 минут. Работа в кружке ведется по подгруппам. Подгруппы формируются на основе состояния здоровья и темпов физического развития детей.
На протяжении всего занятия мы внимательно наблюдаю за самочувствием каждого ребёнка, его реакцией на нагрузку, на новые упражнения. Нагрузки и содержание занятий варьируются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Мы стремимся пробудить в детях интерес к занятиям, используя знания о его индивидуальных склонностях и особенностях. Мягко, используем поощрение, корректируем движения и осанку каждого ребёнка, который в этом нуждается. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей используем игровые образы и воображаемые ситуации. Выделяем время для свободной двигательной деятельности детей.
Результатом своей работы считаю снижение заболеваемости детей на 8%. ( см. приложенная справка )
Активное привлечение и участие в работе с детьми – родителей.
На основании проделанной работы заметно улучшилась посещаемость детей, снизился рост заболеваемости. Благодаря дополнительным занятиям физкультурой ребята стали крепче, натренерованней, выносливей. Повысился уровень физической подготовки.
Целью данной кружковой работы является:
Укрепление здоровья и развитие двигательной активности у детей;
Проведение комплексной профилактики и коррекции
различных отклонений в физическом развитии детей.
Задачи: 1. Укрепление физического здоровья детей и формирования у них уверенной, красивой осанки с использованием нетрадиционных форм оздоровления.
2.Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка.
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
4. Приобщение родителей к совместной работе детского сада по воспитанию здорового ребенка.
5. Формирование положительных эмоций и чувств.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:
Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
диагностика физической подготовленности дошкольников;
анализ профессиональной компетенции воспитателей.
Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. В этих целях в ДОУ на каждого ребенка оформляет индивидуальная карта . Обработка данных позволила выделить три группы, для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.
I группа - основная (которую составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой
II группа - подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой.
III группа-специальная с ограниченной физической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни).
Группы эти непостоянны.
В соответствии с индивидуальными картами составляется “Журнал здоровья”, который позволяет иметь четкую картину состояния здоровья детей всего детского сада, определенной группы, каждого ребенка в отдельности, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Мониторинг освоения детьми основных движений показывает, что уже на начало года - показатели физического развития детей достаточно высокие.
Анализ созданных условий в детском саду.
Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МОУ по здоровьесбережению.
Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы относим:
Организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
Организацию питания.
Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду.
Организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками.
Физическое воспитание детей.
Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, тренажёрами, горкой, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, «косички», «змейки», для подлезания - дуги. В подготовительной и старшей группах установлены спортивные комплексы, на которых дети могут выполнять самые разнообразные движения. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков релаксации. Здесь дети могут посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду работает сенсорная комната, где психолог проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями.
Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевые лампы, маячный кварц, бактерицидные лампы, тепловлажный ингалятор, КУФ, работает физиотерапевтический кабинет.
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
Важным компонентом стратегии является изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МОУ по здоровьесбережению.
Для выработки концептуальной модели деятельности по здоровьесбережению нами изучено стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей, ряд нормативно-правовых документов. Это законы Российской Федерации "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; указы Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации", "Конвенция о правах ребёнка".
Учтены локальные акты, регулирующие деятельность ДОУ по вопросам физического воспитания, такие как: программа развития МДОУ; программа оздоровления детей «Здоровье»; законодательные документы.
Инструктажи; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции специалистов; приказ об утверждении графика работы специалистов.
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Педагогическим коллективом нашего детского сада были разработаны принципы реализации оздоровительной программы:
принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата;
подход к организму ребенка, как целостной саморегулирующей системе органов и тканей;
лечение не болезни, а больного организма – направленность на естественную помощь организму ребенка в налаживании физиологически нормального течения обмена веществ, работы органов и тканей;
оздоровление детей за счет поднятия и укрепления неспецифического иммунитета, естественных факторов защиты организма.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:
Посредством конкретной практической деятельности педагогов создать условия для развития у детей системного мировоззрения, реальной компетентности, образованности, готовности к осознанному выбору своих поступков и ответственности за них перед собой.
Определить модель двигательного режима детей в ДОУ, комплексно подходить к отбору программного содержания и методики проведения занятий по физической культуре. Также приемов руководств организованной и самостоятельной деятельностью детей.
Организовать профилактическую, оздоровительную и лечебную работу, обеспечить рациональное питание.
Воспитание устойчивого интереса у детей к спорту физической культуре, расширение творческого потенциала родителей в процессе работы с педагогами ДОУ.
Наиболее эффективными формами оздоровления являются:
прием детей на прогулочных площадках;
оздоровительный бег;
утренняя гимнастика;
полоскание носоглотки раствором морской соли и отварами трав;
питье отваров трав и сухофруктов;
физминутки, динамические паузы;
обеспечение условий для реализации двигательной активности детей в течение дня;
сон с элементами музыкотерапии;
дыхательная гимнастика (босиком в помещении с контрастом температуры воздуха);
физкультурные занятия, прогулки, походы;
совместные досуги с родителями;
спортивные праздники и развлечения;
кружок "Художественная гимнастика";
секция спортивной гимнастики;
кружок «Неболейка» коррекция осанки и плоскостопия
сбалансированное, витаминизированное питание в соотношение белков, жиров и растительной пищи.
Результаты, полученные в процессе введения программы
Реализация оздоровительной деятельной деятельности МОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса
Диаграмма 1Root Entry