Мастер-класс Рзавитие эстетического восприятия и воспитание традиционных ценностей с использованием коллажирования
Развитие эстетического восприятия и воспитание традиционных ценностей с использованием коллажирования.
В основе любого коллажа лежит общая концепция, основная идея его создания. Тема нашего коллажа "Масленица". Один из древнейших праздников славян она являет собой символ победы весны над зимними холодами. Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей элементы как славянской мифологии, так и народного христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.
Актуальность выбранной темы заключается в важности таких православных праздников, как Масленица для воспитанников и педагогов, как части национального самосознания и традиций, воспитании чувства патриотизма.
Цель мастер-класса состоит в обучении технике коллажирования, развитии представлений детей о народных традициях и праздниках, воспитании чувства патриотизма детей, опираясь на уклад жизни предыдущих поколений.
Задачи мастер-класса:
1. Обучить тхенике коллажирования, отделению объектов от фона, цвето и светокоррекции.
2. Развить навыки владения графическими редакторами.
3. Воспитать чувство национальной и духовной принадлежности
воспитанников.
Создание коллажа на тему "Масленица"
В основе любого коллажа лежит общая концепция, основная идея его создания. Тема нашего коллажа "Масленица". Один из древнейших праздников славян она являет собой символ победы весны над зимними холодами. Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей элементы как славянской мифологии, так и народного христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.
Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям.
Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы»), их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.
Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально поминальные), обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы.
Патриарх Адриан хотел уничтожить этот «бесовский праздник», но не успел, однако сократил его время на 8 дней.
Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют».
По мнению современного российского фольклориста А. Б. Мороза, нет оснований утверждать, что Масленица — это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни.
В связи с этим подбирались исходники для коллажа, в их состав вошли:
1. Фотография зимнего пейзажа
2. Весенний снимок с цветами абрикоса.
3. Фотография чучела с маслиничных празднований прошлого года.
4. Снимок стопки блинов.
5. Протрет казачек.
6. Текстура дыма, для создания пара над блинами.
7. Старославянский шрифт для надписи.
Все исходники к работе являются работами воспитанников творческого объединения "Фотомастер"
Для проведения мастеркласса по созданию коллажа "Масленица" необходимы также проектор и экран.
Фотографии зимнего пейзажа и весеннего цвета используются для того чтобы показать конраст и переломный момент между двуя временами года, который символизирует праздник. Чучело, как неотъемлемый атрибут, также и стопку блинов, тардиционного блюда этого праздника.
Портрет казачек подчёркивает нашу территориальную принадлежность и формирует у детей представления о национальных традиционных костюмах.
Текстура дыма для создания реалистичного пара над блинами. И старославянский шрифт подчёркивает национальный колорит праздника.
Рис. 1 Исходники к мастерклассу.
Практическая часть.
Создаем файл размерами 20х30см и разрешением 300Dpi. На нём в виде смартобъекта размещаем зимний фон. выделяем левую или првую половину зимнего фона, копируем на новый слой, не снимая выделенную область удаляем эту половину на основном слое с фоном. После этого каждую половину обрабатываем инструментом деформация в наборе редактирование, трансформирование выгибаем в противоположную от центра кадра сторону. Позже обесцвечиваем обе половины и для них применяем холодный корректирующий слой.
Рис. 2 Работа с зимним фоном.
Размещаем весенний фон под слой с зимним с белой подложкой и ослабляем его непрозрачность, также применяем фильтр размытие по поверхности из набора фильтров размытие.
Рис. 3 Обработка весеннего фона
Затем отделяем объекты от фона. В сулчае с чучелом магнитным лассо, во всех остальных инструментом быстрое выделение, все неровности полируем инструментом стёрка и размещаем объекты на дополнительном красном фоне.
Рис. 4 Отделение от фона и размещение в зрительном поле объектов.
Затем в меню параметры наложения создаём светящийся ареол вокруг всех объектов снимка, т.к. изначально задача их вписывания в фон не ставится. Сначала для казачек, а потом применяем ко все осталным с помощью зажатой клавиши альт.
Рис. 5 Создание светящегося ареола вокруг объектов.
После этого загружаем файл славянский шрифт в папку виндоуз, фонтс. Сохраняем файл, выбрав тип файла PSD. Перезапускаем фотошоп и открываем в нем файл масленица. Теперь добавляем текст на фото с помощью инструмента текст не забыв выбрать славянский шрифт. Для надписи применяем стиль, оранжевый с обводкой.
Рис. 6 Создание надписи и определение её стиля.
Сохранение готового коллажа, тип файла для сохранения JPEG. В наивысшем качестве.
Подведение итогов мастеркласса. Вопросы участников мастеркласса. Обсуждение полученных знаний и результатов.
Заключение
В процессе практического занятия раскрыта актуальность выбранной темы через средства художественной выразительности, размещение в кадре основных символов праздника.
Педагоги обучились технике коллажирования. Развиты представления о празднике Масленица и его значении в жизни православных детей, воспитаны принципы духовного и идеологического единства всех славянских надородов.
В итоге мастеркласса получился готовый коллаж, в котором использовались авторские фотоматериалы исключительно творческого объединения
"Фотомастер".
В заключительной части практического занятия подведены итоги, вынесены на обсуждение основные вопросы темы.
Список использованной литературы.
1. Основы композиции в художественной фотосъёмке Марк Гейлер Москва 2009г.
2. Обработка цифровой фотографии в Adobe Photoshop CC Томас Нолл Москва 2013
3. Двойная экспозиция в современной фотографии Джин Лин Москва 2010
4. Обтравка объектов в графических редакторах Патрик Суэзи Москва 2011