Доклад на тему:Возрождение и сохранение традиций осетинской хореографии».


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «ЗАРЯ»
ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ
«Возрождение и сохранение традиций осетинской хореографии».
Докладчик:
Балаева И.А.
Владикавказ 2015 г.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Народное искусство всегда выступало как хранитель нравственного опыта человечества. Танцевальная культура форм народного искусства обладает способами кодирования, хранения и трансляции социокультурных ценностей и смыслов. Это своеобразный институт социализации людей, в первую очередь детей, подростков и молодежи. Картина мира, воспроизводимая в народном танце посредством музыки и действия, дает ребенку надежные нравственные ориентиры в окружающем его культурном пространстве.
Народный танец характеризуется такими качествами, как традиционность (народные представления о природе, человеке, социуме, а также характерные способы их художественного отображения), вариативность (личностный исполнительский поиск, ориентированный на заданный традицией образец), коллективность (ансамблевый характер народных танцев, коллективное начало в детском творчестве), функциональность.
Особенность народного танца заключается в том, что посредством движений, поз и мимики человек передает те или иные события своей жизни, делится своим опытом, используя танцевальную форму как особый способ самоощущения и самовыражения. В танцах находят художественное воплощение характер, темперамент, эстетические идеалы народа, его отношение к добру и злу, как в природе, так и в общественной жизни.
На занятиях народными танцами дети усваивают стереотипы поведения мужчины и женщины. Традиционный народный танец благодаря своим образам, создающимся с помощью специфических жестов, поз и мимики, оказывает положительное влияние на развитие у детей коммуникативных способностей. Знакомясь в процессе занятий народными танцами с многообразием форм проявления человеческих взаимоотношений, ребенок учится понимать и уважать культуру, отличную от той, в которой он воспитан, что способствует развитию толерантности.
Народный танец столь же разнообразен, сколь различны уклады жизни и культуры разных народов. Н.В.Гоголь писал: «…У одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, прошедший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».
У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, свой пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой, однако в обрядовых и бытовых танцах многих народов отразились одни и те же ценности.
«Народный танец» как раз призван научить учащихся познавать единство этих ценностей и понимать, что форма их выражения может существенно различаться в зависимости от менталитета того или иного народа.
Через народный танец ребенок учится осмысливать систему «человек – мир» на разных уровнях ее функционирования, обучается образному, визуальному мышлению. Народный танец исторически создавался и развивался на основе целостного восприятия картины мира в единстве мысли и чувства, выступая как средство сохранения и передачи национальной самобытности и менталитета, рационального и эмоционального опыта, нравственных, моральных традиций и устоев.
Занятия народными танцами являются одними из лучших естественных и доступных видов здоровьесберегающих технологий. В истории культуры накоплен богатейший опыт использования человеком разнообразных форм организационного физического движения, посредством которых у представителей разных народов веками вырабатывались не только физические, но и определенные психологические характеристики.
Помимо того, что занятия народными танцами придают формирующейся детской осанке грациозность, а также положительно воздействуют на общее физическое здоровье, развивая гибкость и пластичность, они способствуют формированию у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитывают у них культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни.