Программа Возрождение традиций духовно — нравственного воспитания



Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

«Возрождение традиций духовно-нравственного воспитания»

Паспорт программы

Наименование программы: «Возрождение традиций духовно-нравственного воспитания»

Программа разработана: на основе стандартов второго поколения «Концепция
духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. «Просвещение» 2010 г. А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков; Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. М. «Просвещение» 2010 г

Разработчик программы: Карпова С.В.

Цель программы: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в ОУ социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.

Начало реализации программы: 2011 год.

Организация контроля: контроль реализации программы осуществляет Педагогический Совет.































Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

«Возрождение традиций духовно-нравственного воспитания»



Пояснительная записка.
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании, Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция).
В соответствии с требованиями Стандарта Концепция и Примерная программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МКОУ Кузинская ООШ является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МКОУ Кузинская ООШ является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа разрабатывается с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Программа духовно-нравственного развития МКОУ Кузинская ООШ содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом МКОУ Кузинская ООШ создаёт условия для реализации указанной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит шесть разделов.
Первые два раздела «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на ступень начального общего образования (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, целей, задач и базовых ценностей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся).
В третьем разделе «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В каждом из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.
Четвертый раздел «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» включает характеристику современных особенностей развития и воспитания обучающихся, раскрывает основные принципы организации
духовно-нравственного развития и воспитания (принцип ориентации на идеал, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации, принцип диалогического общения, принцип полисубьектности воспитания, принцип системно-деятельностной организации воспитания). В этом разделе конкретизируются и систематизируются по основным направлениям общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с учетом их возраста, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.
Пятый раздел «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» формулирует и раскрывает:
основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;
задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательного учреждения с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.
В шестом разделе «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у обучающихся на ступени начального общего образования по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Концепции и данной Примерной программе национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания.
Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются также как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания духовно-нравственного развития и воспитания в каждом образовательном учреждении, в каждом классе осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
1. Цель и задачи духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МКОУ Кузинская ООШ на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, шкалы, традиционных религиозных и общественных организации.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Модель учащегося начальной школы, которая включает в себя следующие базовые компоненты:
Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей личной ответственности за благосостояние общества.
Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры каждого народа.
Доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение.
Принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой.
Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.
Формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).
Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.
Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Основной педагогической целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведенных в Концепции, а также с учетом Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
формирование обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

В области формирования социальной культуры:
формирование у ребенка чувство долга;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося
формирование основ российской гражданской идентичности;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческим и этническими традициями российской семьи.

2. Ценностные установки духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся
Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Образовательное учреждение при разработке собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей осуществления образовательного процесса образовательное учреждение может делать упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе базовых национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.

3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор: жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому обрату жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земли; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
4. Содержание духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни МКОУ Кузинская ООШ лежат следующие принципы.
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношения ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, просудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношении, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип аналогического общения. В формировании ценностных отношении большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит ив признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребенка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубьектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социально», информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом шкальной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства – Флаге, Герое России, о флаге и герое субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, района, станицы;
стремление активно участвовать в делах класса, шкалы, семьи, своего села;
любовь к образовательному учреждению, своему селу, району, краю, народу России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться "волшебными" словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о рати знании, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых задании;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятии физкультурой.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
получение первоначальных представлении о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, Гербом Смоленской области (на плакатах, картинах в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествии по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсии, путешествии, туристско-краеведческих экспедиции, изучения вариативных учебных дисциплин;
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятии, посвященных государственным праздникам);
знакомство с деятельностью общественных организации патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движении, организации, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр
военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревновании, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
получение первоначального опыта некультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсии, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организации (путём проведения экскурсии в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятии, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятии обучающиеся получают первоначальные представления о роли знании, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
участвуют в экскурсиях по деревне, району, области, во время которых знакомятся с различными силами труда, различными профессиями в ходе экскурсии на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессии;
узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентации "Труд наших родных";
получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессии, проведения внеурочных мероприятии (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижении, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета "Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
приобретают начальный опыт участия в различных вилах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждении дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений, как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);
приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
приобретение познании о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
участие в беседах о значении занятии физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждении, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревновании);
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
получение элементарных представлении о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического (здоровья семьи и коллектива образовательного учреждения) в холе бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями);
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками, родителями (законными представителями).
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
усвоение элементарных представлении об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного повеления в природе (в холе экскурсии, прогулок, туристических походов и путешествии по родному краю);
получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растении, создание цветочных клумб, очистка доступных территории от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организации;
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).
Воспитанно ценностного отношения к прекрасному, формирование представлении об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в холе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятии, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду); разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах "Красивые и некрасивые поступки", "Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждении дополнительного образования);
участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семенного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлении и созданных по мотивам экскурсии творческих работ;
получение элементарных представлении о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
участие в художественном оформлении помещении.

5. Совместная деятельность образовательного учреждения,
семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся МКОУ Кузинская ООШ на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
участие представителей общественных организации и объединений, а также традиционных религиозных организации с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
реализация педагогической работы указанных организации и объединении с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;
проведение совместных мероприятии по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направленно реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания вручающихся на ступени начального общего образования.
Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране в советский период ее истории позитивных традиции содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлении, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности данной программы;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лектории, семенная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Каждое из основных направлении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знании, начальных представлении, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и вещественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России,
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных новообразований, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие изучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знании (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
По каждому из направлении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своем) народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации:
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношении в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждении, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальным опытом участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка вилах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлении об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в повелении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиции, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдении эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных вилах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Примерные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся;
являются ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз (при проведении государственной аккредитации образовательных учреждении) и в форме мониторинговых исследовании.


7.Направления и реализация духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в МКОУ Кузинская ООШ

Программа духовно – нравственного развития и воспитания создана на основе закона Российской Федерации «Об образовании», требований ФГОС и Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России по образовательной программе «Школа России».
Воспитание – составная часть образовательного процесса.
Цель образовательного процесса - развитие и воспитание функционально – грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Личностные ценности

Ценность жизни
Ценность добра
Ценность свободы, чести и достоинства
Ценность природы
Ценность истины
Ценность красоты, гармонии
Общественные ценности
Ценность семьи
Ценность труда и творчества
Ценность свободы и прав человека, социальной солидарности
Ценность гражданственности
Ценность патриотизма
Ценность человечества
В своей деятельности мы используем следующие ценности:
Принцип социальной активности
Принцип социального творчества
Принцип взаимодействия личности и коллектива
Принцип взаимодействия личности и коллектива
Принцип развивающего воспитания
Принцип мотивированности
Принцип индивидуализации
Принцип целостности воспитательного процесса
Принцип единства образовательной среды
Принцип опоры на ведущую деятельность
Принцип опоры на традиции

Отсюда вытекает модель учащегося начальной школы, которая включает в себя следующие базовые компоненты:
Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей личной ответственности за благосостояние общества
Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры каждого народа.
Доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение
Принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой
Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества
Формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке)
Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать
Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма
Формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Нами выбраны следующие направления, задачи и ожидаемые результаты воспитательной работы.

1. Мы - патриоты России (общекультурное )
Задачи:
Воспитание любви к большой Родине.
Воспитание любви к малой родине на основе культуры и традиций Кубанского казачества
Развитие чувства принадлежности к своему народу и его истории.
Формирование ценностного отношения к служению Отечеству.
Ожидаемые результаты:
Сформированность нравственной позиции в отношении Родины и соотечественников.
Готовность нести личную ответственность за судьбу России, разделять ее успехи, достижения и трудности.
Готовность служить Отечеству, являясь активным участником важных событий и социокультурных процессов.
Виды индивидуальной и коллективной творческой деятельности:
- Подготовка и проведение праздников, исторических игр-реконструкций, конкурсов знатоков истории, викторин и т.п. коллективных творческих дел
Осуществление исследовательских проектов, направленных на изучение истории малой родины
Проведение акций, приуроченных к историческим датам России и Кубани
Проведение экспедиций и походов по историческим местам Краснодарского края
Просмотр и обсуждение кинофильмов исторического содержания

2.  Мы творцы и труженики (социальное)
Задачи:
Становление ценностного отношения к труду как основной форме творческой самореализации человека в обществе
Поддержка и развитие креативного мышления и установок на творческое преобразование окружающей действительности
Формирование личностных качеств, обеспечивающих успешность в различных видах трудовой деятельности
Ожидаемые результаты:
Социально-психологическая готовность детей к творческой самореализации в труде
Сформированность преобразовательного отношения ребенка к миру и окружающей социальной и природной среде
Высокий уровень развития целеустремленности, настойчивости и ответственности в труде

Виды индивидуальной и коллективной творческой деятельности:

Участие в коллективных творческих делах, направленных на улучшение быта и условий учебы
Подготовка и проведение выставок и смотров творческих достижений учащихся
Проведение экскурсий на производство и допрофессиональных проб собственных творческих сил

3. Знание – сила (общеинтеллектуальное)
Задачи:
Становление ценностного отношения к познанию окружающего мира
Формирование научной картины мира
Развитие креативного мышления
Ожидаемые результаты:
Высокий уровень развития интереса учащихся к явлениям окружающей природы и социума
Готовность к пониманию сущности явлений на основе применения методов научного познания
Компетентность в анализе и интерпретации фактов окружающей действительности

Виды индивидуальной и коллективной творческой деятельности:
Участие в научно-исследовательских проектах
Подготовка и проведение школьных научно-творческих конференций


4. Вершины духа (духовно-нравственное)
Задачи:
Развитие ценностных представлений о религии и вере как специфических формах познания мира.
Формирование толерантности в отношении других религий и межконфессионального диалога.
Развитие способности к осмыслению культурного ядра различных религий.
Ожидаемые результаты:
Готовность к конструктивному диалогу с представителями различных конфессий и вероисповеданий
Готовность противостоять влиянию сект, находящихся за пределами традиционных российских религий
Психологическая защищенность от впадания в крайности религиозного фанатизма и воинствующего атеизма
Виды индивидуальной и коллективной творческой деятельности:
Подготовка и проведение диспутов и групповых дискуссий на религиозные темы
Участие в творческих проектах, направленных на выявление и осмысление религиозного и общекультурного содержания произведений искусства
Подготовка и проведение коллективных творческих дел, посвященных главным религиозным праздникам России

5. В здоровом теле - здоровый дух (спортивно- оздоровительное)
Задачи:
Сформировать у учащихся представления об основных компонентах здорового образа жизни.
Выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе осознанное отношение к здоровью в личной и общественной безопасности.
Обеспечить двигательную активность как важнейшее условие сохранения здоровья в соответствии с принципами возрастосообразности.
Дать представление о влиянии эмоций на здоровье и обучить навыкам эмоциональной разгрузки.
Научить обучающихся делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.
Развитие гармоничных отношений учащихся с социальным окружением

Ожидаемые результаты:
Потребность в здоровом образе жизни.
Осознание учащимися ценности здоровья,
Гармоничность образа жизни,
Высокий уровень сформированности культуры здоровья,
Готовность участвовать в здоровьесберегающих мероприятиях.
Психологическая защищенность от влияния подростков, имеющих вредные привычки
Виды индивидуальной и коллективной творческой деятельности:
Подготовка и проведение спортивных праздников, соревнований, Дней здоровья, эстафет
Участие в творческих конкурсах на спортивную тематику.
Подготовка и проведение коллективных творческих дел, посвященных главным спортивным событиям страны, края , района, станицы.









































Приложение
Мероприятия по реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся МКОУ Кузинская ООШ
№ п/п

Содержание работы

Ответственный

Сроки выполнения программы

Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья обучающихся.

1.
Создание нормативно-правовой базы, включающей вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Директор
Январь
2011 г.


2.
Проведение социологических исследований по проблемам духовно-нравственной жизни семей учащихся.
Классные руководители
Апрель
2011 г.

3.
Разработка основных положений программы духовно-нравственного воспитания, их интеграция в учебно-воспитательное пространство школы.
Педагогический совет
Январь
2011 г.


4.


Создание аналитической группы для детального рассмотрения методических материалов педагогов школы, педагогического опыта учителей по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Педагогический совет
Январь
2011 г.



Анализ и обобщение опыта духовно-нравственного воспитания
Педагогический совет
Январь
2011 г.



Проведение педагогического совета, совещания по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, знакомство с основными положениями программы, способами её реализации, утверждение педагогическим коллективом.
Директор
Февраль 2011г.,
Октябрь
2011 г.


7.
Разработка и внедрение воспитательных и учебных программ, направленных на формирования у детей, устойчивых стереотипов здорового образа жизни.
Директор
Февраль
2011г. Сентябрь
2011 г.

Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

1.
Разработка плана мероприятий на учебный год, системы мер по пропаганде традиционных духовно-нравственных ценностей в жизни человека.
Педагогический совет
Февраль–сентябрь
2011 г.- 2014 г.

2.

Организация постоянно действующего лектория для педагогов, родителей и учащихся школы по вопросам духовно-нравственного воспитания и просвещения:
- «Сотворённый по образу Божию»
- «О милосердии»
- «Заступники Земли русской»
- «Православная вера»
- «Мир, созданный для тебя» и др.
Учитель истории
2011 – 2014 годы


3.

Организация и проведение Дней (недели, декады, месячника) православной культуры
Классные руководители
2011 – 2014 годы

4.
Аналитический просмотр документальных (художественных) фильмов духовно-нравственной тематики.
Классные руководители
1 раз в квартал

5.
Проведение праздничных концертов, театрализованных программ, конференций в рамках Дней православной культуры.
Классные руководители
По плану
2011-2014
годы

6.
Проведение уроков милосердия, акций «Спешите делать добро», «Марш добра» и др., Дней толерантности.
Классные руководители
По плану
2011-2014
годы

7.
Создание библиотечки (видеотеки) духовно-нравственной литературы в школе.
Зав. библиотекой
2011-2014
годы

8.
Организация экскурсионных поездок по святым местам и культурным центрам России для детей и взрослых.
Классные руководители
2011-2014
годы

9.
Разработка мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности.
Классные руководители
2011-2014
годы

10.
Организация работы МО классных руководителей, по вопросам воспитания подрастающего поколения на основе возрождения духовных традиций, педагогической мастерской по обмену опытом работы в области духовно-нравственного воспитания.
Директор
2011-2014
годы

11.
Выпуск номеров школьного вестника по проблемам воспитания нравственности у подрастающего поколения.
Ученический совет
2011-2014
годы

12.
Творческая деятельность учащихся:
- проведение школьных творческих конкурсов,
- участие в городских и областных конкурсах духовного содержания.
Классные руководители
2011-2014
годы

13.
Духовно-нравственное образование учащихся средствами краеведения:
- включение в работу школьного музейного уголка по духовно-патриотическому направлению (сбор краеведческого материала о подвижниках начала 20 века, написание творческих работ по темам «История Болдинского Храма», «Под грифом секретно», «Тайна моего крещения» и др.).
Учитель истории
2011-2014
годы

Интеграция духовно-нравственного содержания в учебно-воспитательное пространство школы.

1.
Разработка плана учебно-воспитательной работы в школе с учётом основных положений программы духовно-нравственного воспитания.
Педагогический совет
2011-2014
годы

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания семьи.

1.
Организация родительских лекториев по вопросам духовно-нравственного просвещения (в соответствии с планом проведения).
Директор
2011-2014
годы

2.
Подготовка и издание печатных материалов школьного вестника «Семейное духовно-нравственное воспитание».
Ученический совет, директор
2011-2014
годы

3.
Формирование библиотечек для родителей, комплектование видеоматериала.
Зав. Библиотекой
2011-2014
годы

4.
Распространение лучшего опыта семейного воспитания.
Родительский комитет
2011-2014
годы, 1 раз в квартал

5.

Организация совместных с родителями праздников светского и церковного календаря, традиционных общешкольных мероприятий, семейных гостиных:
- день Матери
- День Защиты детей
- семейная гостиная «Семь Я»
- Рождественские посиделки
- совместные проекты «Мои корни», «Мы вместе» и др.
- творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты»
- Праздник здоровья «мама, папа, я – классная семья»
- «Святое дело Кирилла и Мефодия»
- «Свет Покрова Богородицы»
- «Казанская заступница»
Классные руководители
2011-2014
годы

6.
Организация помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Родительский комитет
2011-2014
годы

7.
Проведение совместного досуга: экскурсии, походы, отдых.
Родительский комитет
2011-2014
годы

8.
Привлечение родительской общественности к краеведческой работе в школьном музейном уголке

2011-2014
годы

Противодействие в среде детей пороков алкоголизма, наркомании, насилия, распущенности.

1.
Разработка и реализация программы работы с «трудными» подростками «Не трудное детство», основанной на основных постулатах семейной педагогики, направленной на противодействие распространению в детской среде пороков алкоголизма, наркомании, распущенности.
Классные руководители
2011-2014
годы

2.
Проведение воспитательных бесед духовного содержания «Час тепла» с «трудными» детьми, детьми, составляющими в «ГР»:
- «Что, крошка малая, я значу?»
- «Пороки детства»
- «О милосердии»
- «О покаянии»
- «Всё можно исправить» и др.
Классные руководители
2011-2014
годы еженедельно

3.
Проведение Дней толерантности в школе, направленных на:
- воспитание терпимости к «инакомыслящим», людям другой национальности.
- воспитание терпимости друг к другу и близким людям;
- воспитание терпимости к «братьям нашим меньшим», природе, родному дому.
Классные руководители
2011-2014
годы

Социальное служение.

1.
Проведение традиционных общешкольных мероприятий, посвященных Дню пожилого человека.
Классные руководители
1 октября

2.
Проведение акций «Человек истории», «Воин-победитель», посвященные ветеранам войн, людям, посвятившим свою жизнь России, «Чужих детей не бывает», «Наши корни».
Классные руководители
2011-2014
годы

3.
Проведение декады милосердия, посвященной Дню инвалидов.
Классные руководители
2011-2014
годы

4.
Проведение рождественского марафона «Спешите делать добро».
Классные руководители
Январь 2011-2014 годы

5.
Организация посещений на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в помощи.
Классные руководители
2011-2014
годы

6.
Организация помощи детям из семей «ГР» (бесплатные учебники и питание, оказание социально-психологической, педагогической помощи).
Классные руководители
2011-2014
годы

Совершенствование подготовки и повышения квалификации педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

1.
Проведение «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения учащихся.
Директор
2011-2014
годы

2.
Прохождение курсов «Духовно-нравственное воспитание» и преподавание учебного предмета «Православная культура».
Директор
2011-2014
годы

3.
Участие в различных профессиональных творческих конкурсах.
Директор
2011-2014
годы

4.
Организация работы постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию

2011-2014
годы







































Литература:
Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001. - 475 С.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: 2001. - 127 С.
Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96 С.
Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000. - 288 С.
Протоиерей Артемий Владимиров Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе. - М.: 2001. - 240 С.
Протоиерей Евгений Шестун Основные проблемы современной школы. - Самара: 2001. - 51 С.
Профессор, протоиерей Глеб Каледа Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. - М.: 1998. - 279 С.
Разумихина Г.П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! /Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" в новой, 1997 г. редакции/. - М.: 1999. - 96 С. (Библиотека журнала "Воспитание школьников". Вып. 7)
Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. Книга для верующих и неверующих родителей. - СПб.: 2001. - 190 С.
Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. - М.: 1997. - 127 С. (Библиотека журнала "воспитание школьников". Вып. 8)
Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. - М.: 1999. - 126 С. (Библиотека журнала "воспитание школьников". Вып. 8)
































Аннотация к работе в номинации
«Организация работы по духовно – нравственному воспитанию детей в начальных классах общеобразовательных учреждений»
Школьная воспитательная программа «Возрождение традиций духовно-нравственного воспитания» разработана на основе стандартов второго поколения «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. «Просвещение» 2010 г. А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков; Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. М. «Просвещение» 2010 г
Реализация Программы способствует формированию такой воспитательной системы в классе и школе, которая включает в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение, при котором учитель - духовный посредник между обществом и ребенком в освоении духовной культуры, накопленной человечеством. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» ставит различного рода цели:
– образовательный аспект: формирование представлений об истории семейных отношений
– развивающий аспект: формирование чувства компетентности в сфере творческой деятельности, активизировать основные термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная
Планируемые результаты:
- сформировать у школьников представления о семье и роде как источника нравственных отношений
– дать начальные представления о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями
Направление воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценностные установки: любовь к своему народу, своей семье.
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
– сформировать ценностное отношение к России, своему народу, своей семье, старшему поколению;
– дать начальное представление о правах и обязанностях человека, семьянина, товарищ
Программа направлена на преодоление кризисных явлений в социальной сфере, а также стабилизацию духовно-нравственной ситуации в семье и школе, обеспечению преемственности воспитательных мероприятии. Программа направлена на координацию педагогической и просветительской деятельности семьи и школы. В Программе определены основные пути развития системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, обозначен комплекс мер по обеспечению взаимодействия в процессе духовно-нравственного просвещения. Духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования нравственной личности гражданина России. А это неизбежно приводит к необходимости активного сотрудничества школы, семьи. Сотрудничество выливается в совместные внеклассные мероприятия, родительский всеобуч, проведение родительских собраний по вопросам духовно – нравственного воспитания.
Систематическое духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно опираться на общественные нравственные ценности и отечественные традиции духовно-нравственного воспитания. Традиционными стали мероприятия, посвященные русским православным праздникам, театрализованные представления ко Дню Матери, неделя православной культуры, Рождественские посиделки.










Отзыв
родителей и педагогического коллектива МКОУ Кузинская ООШ по вопросу «Организация работы по духовно – нравственному воспитанию детей в начальных классах общеобразовательных учреждений».

Родители отметили, что с принятием в школе программы по духовно – нравственному воспитанию жизнь учащихся стала более интересной и насыщенной, появился ряд мероприятий, которые раньше не проводились. Например, внеклассное мероприятие «Колокола веков». Родители и дети, присутствующие на мероприятии узнали много нового об истории и значении колокольных звонов, прослушали записи колокольных звонов. На мероприятии детям очень понравилось, они с удовольствием слушали и участвовали в подготовке и проведении.
Родительский всеобуч стал более интересным, рассматриваются вопросы, связанные с верой, с Православной Церковью. Появились новые формы проведения родительских собраний. Очень понравилось родительское собрание «На мир смотрите добрыми глазами». Оно проводилось в форме творческой лаборатории. Была проделана предварительная подготовка к собранию, оформлялся «Календарь творческой лаборатории». Понравилось, что в ходе собрания каждый родитель свободен в выборе мнения и позиции, вправе их высказать присутствующим. В заключение собрания были даны советы родителям по воспитанию нравственности.
Педагогический коллектив отметил, что духовно – нравственным воспитанием занимались всегда и на внеклассных мероприятиях, и на уроках. Работаем над формированием ценностного отношения к России, своему народу, своей семье, старшему поколению. Стараемся дать начальное представление о правах и обязанностях человека, семьянина, товарища.
На уроках применяются ИКТ, как средство оптимизации процесса обучения, здоровьесберегающая среда, через создания комфортных условий для проведения урока, смена видов деятельности, соблюдаются гигиенических требований.
Применяются практические, проблемно-поисковые методы, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные методы.
Теперь, когда есть программа по духовно – нравственному воспитанию вся работа выстроилась в определённую систему. Работать в этом направлении стало легче всё разложено по полочкам.