Исследовательская работа по теме: Формирование семейных ценностей


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
форум молодых исследователей «Шаг в будущее»
секция «Юниор»
симпозиум Наука, искусство, социология

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Автор:
Бородулина Елизавета
г. Ялуторовск
МАОУ Средняя школа №1», 7 класс
Ахтырская Людмила Викторовна
учитель русского языка и литературы, МАОУ «Средняя школа №1»
e-mail: sh1jalutorovsk@mail.ru
627014 Тюменская обл., г. Ялуторовск, ул. Ленина, д. 31
Тел. 8(34535) 20037
e-mail:  sh1jalutorovsk@mail.ru
сайт: sh1yalutorovsk.ru
Город Ялуторовск
2015-2016 учебный год
АННОТАЦИЯ
Эта исследовательская работа рассматривает такие вопросы, как моральные ценности семьи,  роль семьи в жизни человека, её задачи в воспитании полноценной личности.
В работе раскрывается влияние семи на воспитание ребенка, формирование у него семейных ценностей через изучение произведений художественной литературы в 6-7 классах.
На первом этапе была изучена литература по данной теме. На втором проведено анкетирование среди учащихся 6-7 классов. На следующем этапе были проанализированы тексты художественной литературы.
              Проанализировав произведения художественной литературы и результаты анкетирования, я пришла к следующим выводам:
неслучайно авторы  художественных произведений включают в повествование взаимоотношения в семье, поведение героев в разных жизненных ситуациях, умение преодолевать трудности и находить выход;
на уроках изучения данных произведений следует проводить тщательный анализ эпизодов, описывающих внешность, поступки, манеру поведения этих героев;
нужно заострять внимание учащихся на том, что человек, не ценящий свою семью, не умеющий вовремя прийти на помощь, понять своего ребёнка, не может быть привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание;
подобная работа помогает в воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и приобщении учащихся к семейным ценностям.
Разработаны памятки для родителей.
Материал данной работы можно рекомендовать к использованию на уроках литературы с целью привития интереса к урокам, развитию кругозора, а так же на родительских собраниях.
ОГЛАВЛЕНИЕ(СОДЕРЖАНИЕ).
Введение……………………………………………………………………...………………….4
Научно-исследовательская часть……………………………………………….…......................5
Глава1.
1.1. Что такое семья? Роль семьи в воспитание ребенка………………………………….……5
1.2.Семейные ценности и их влияние на благополучие семьи…….…….………………….…7 
Практическая часть…………………………………………………………………..…………..10                  
Глава.2
2.1. Анализ художественных произведений А.М.Горького «Детство», А.С.Пушкина «Станционный смотритель», сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ……….….10
2.2. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов………………………….…13                                                                            
Заключение……………………………………………………………………………….…….…15
 Библиография…………………………………………………………………………………….16
                
Приложения……………………………………………………………………………………....18
ВВЕДЕНИЕ.
Наблюдая за своими сверстниками, я стала замечать, что не все с уважением относятся к своей семье. Почему так происходит?
Зачастую даже полные семьи неблагополучны: родители нигде не работают, злоупотребляют алкоголем. Безнравственная атмосфера в семье, потеря уважения к родителям не только приводят к замкнутости и озлобленности подростка, но и явственно отражаются на его мотивах поведения, обусловливают особую подверженность дурным влияниям, формируя ориентацию на правонарушения.
Зачастую дети из неполных семей отношения в своих будущих семьях выстраивают по аналогии с семьёй своих родителей, поэтому очень важно показать, что безнравственные отношения – это не эталон поведения. Семья не будет полноценной без взаимного уважения, понимания, сострадания, любви. Поэтому нам очень важно на примере художественных произведений показать последствия неверно выстроенных семейных отношений, в чём преимущество полной семьи перед неполной. Одной из задач, которую ставит перед собой школа-формирование у учащихся нравственных и духовных ценностей, приобщение к здоровому образу жизни.
Считаю, что уроки литературы помогают в решении этих задач, ведь художественная литература – прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности.  Именно поэтому я выбрала данную тему для исследовательской работы.
Объект исследования: художественные произведения.
Предмет исследования: формирование семейных ценностей на примере произведений художественной литературы, изучаемых в 6-7 классах.
Методы исследования:
Анализ художественной литературы.
Анкетирование.
Обработка данных.
Целью  исследовательской работы: изучение возможности формирования семейных ценностей у обучающихся через изучение и анализ художественных произведений. Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач: 
проанализировать отрывки художественных произведений, в которых поднимается проблема семейных отношений;
на основе материала художественных произведений выработать у учащихся стойкое убеждение в необходимости уважительного отношения к семейным ценностям;
разработать памятки для родителей, которые помогут им в воспитании детей.
В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза, что если мы проведём изучение и анализ художественных произведений, в которых раскрываются характеры героев через семейные отношения, то сумеем сформировать у обучающихся  семейные ценности. Работа построена таким образом, что теоретическая часть посвящена изучению и определению понятия «семья», «семейные ценности», а в практической части изложены результаты исследования методом анкетирования обучающихся 6-7 классов и предложены рекомендации для учителей, родителей школы по привитию обучающимся уважительного отношения к семейным ценностям.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
         «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье…»
                                                                                                      (А.С. Макаренко)
1.1.Что такое семья?
Роль семьи в воспитании ребёнка. «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение»,- писал великий педагог А.С.Макаренко. Цель нашего общества -  счастье людей, и одним из важнейших его слагаемых является здоровая, крепкая семья. Именно она растит и воспитывает новое поколение.
Что же такое семья? В словаре С.И.Ожегова дано следующее определение: «Семья – группа живущих вместе родственников. Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами».   Любая семья, если она хочет сохранить себя как семью, должна быть коллективом, где каждый стремится жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга. Жизнь в семье требует от человека любви к ближнему, душевности, взаимопонимания, доверия,  постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, жить его интересами.  В хорошей, сплочённой семье не стоит остро вопрос о родительском авторитете: отцы и матери – чуткие, вдумчивые воспитатели, готовые во всё вникнуть, помочь, знающие, как поощрить  хорошее и наказать за плохое. В такой семье полезные навыки усваиваются в силу постоянно действующих добрых влияний, семейных традиций и обычаев, редкое слово требования или порицания становится особенно веским, запоминающимся.
Л.Н.Толстой утверждал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Неповторимая атмосфера семейной теплоты и уюта основана на рациональном и справедливом распределении обязанностей между членами семьи, хотя у каждого есть свои занятия и увлечения, которые поддерживаются и поощряются глубоким интересом и сочувствием всей семьи. Но и в хорошей семье успехи в воспитании детей не приходят сами собой. Просто так рядом с хорошими родителями не всегда вырастают хорошие дети. Воспитание – процесс творческий, волевой, активный и не всегда бесконфликтный. Нельзя воспитать правильно, только любя ребёнка.
В семье, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге.
У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный и неприветливый. Весь окружающий мир в этом возрасте заменяют для ребенка его родители; холодны они – значит, холоден весь мир, в котором ребенок появился, чтобы начать в
нем жизнь. Он пугается этого мира, еще не зная его. У него рождается состояние страха и агрессивности по отношению к другим людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружеских контактов с родителями, как правило, миролюбивы и покладисты.
Родители любят ребенка красивого и некрасивого, здорового и болезненного, послушного и озорного - любят не за какие-то достоинства, а просто за то, что он есть на свете. Отец и мать замечают каждый, казалось бы, незначительный успех ребенка, они от души радуются этому успеху, и у ребенка возникает желание чаще доставлять им эту радость и чаще переживать ощущение того, что им довольны. Любовь близких является для него постоянным свидетельством ценности его бытия.
 «Все мы родом из детства»,-  говорил Экзюпери. Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Стремление человека внести в отношения с другими людьми теплоту и душевность имеет своим истоком сердечность отношений в родительском доме - доме его детства.
Познавая мир, ребенок познает и своих родителей. Сначала он познает тепло их рук, улыбку, добрый взгляд. Потом он узнает, как они ловки, быстры, хлопотливы в домашнем труде. Он с удовольствием отмечает про себя, что родители дружелюбны и приветливы с людьми. А когда он подрастет, его будет интересовать, как они работают, что для них в жизни самое главное.
Если у родителей с детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любят их родители, ненавидеть то, что ненавидят они, убеждения родителей становятся их убеждениями.
Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами.
Родители передают своим детям все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях. В семье, в быту, в общении особенно отчетливо проявляется, насколько высок уровень нашей культуры. В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя.Здесь человек раскрывается в тех своих качествах, которые стали для него органичны. Ребенку необходимо расти в атмосфере широких дружеских связей родителей с их товарищами по работе, соседями, их радушия по отношению к друзьям сына, дочери. Дом, открытый для всех, как душа, распахнутая настежь, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям - вот самая благодатная почва для духовного развития детей. Семье необходимо быть коллективом, ощущающим себя частью общества.
Особенно благоприятные условия для воспитания создаются в многодетной семье. В ней ребенок растет в коллективе, он с детства привыкает к мысли, что должен принимать во внимание не только свои желания, но и желания братьев, сестер. Многочисленная семья, особенно такая, где совместно проживает несколько поколений, представляет собой могучий воспитательный коллектив, который направляет и контролирует поведение ребенка. В таких семьях дети следят за младшими, помогают старшим, учатся ответственности за свои поступки, правилам общежития, необходимости труда.
В наше время наиболее распространенным типом семьи является семья из супругов и одного ребенка. В них нет старших братьев, которые являются наставниками, нет младших, которых надо опекать. В таких условиях усложняется воспитание правильных взаимоотношений старших и младших, нет чувства привязанности к малышам, ответственности за них, взаимопомощи.
Чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. При этом важно не только создать положительный социально-нравственный опыт семьи, но и учитывать, как он усваивается самим ребенком: что из обстоятельств семейной жизни им принимается, что отвергается и почему. А последнее в свою очередь зависит от уровня психического и нравственного развития маленького человека.
Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдений за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.
Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.
Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества.
Сегодня общение ребенка ограничено кругом его семьи, по мере его роста оно будет все более и более расширяться. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные
претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.
Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в
ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. Семья,
обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это "организация
воспитания и счастья". В ней каждый готов прийти другому на помощь. Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи. И ребенок
уже в семье следует этому закону: забота всех о каждом и каждого обо всех, даже еще не зная, что это один из главных законов общественной жизни.
Итак, воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитывать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Семья, таким образом, имеет огромное значение для формирования личности ребёнка. Но ребёнок растёт, постепенно вступает в общение с другими людьми – взрослыми и сверстниками, он становится членом  других коллективов – класса, школы, компании, которые также влияют на формирование его личности. К старшему школьному возрасту у подростка уже сформированы основные качества его личности и наступает время,  когда он за все свои поступки, мысли и чувства отвечает только сам, это умение принимать ответственность на себя, отвечать за всё, что сделал, не перекладывая своей вины на другого.
1.2 . Семейные ценности и их влияние на благополучие семьи.
Культура семьи передаётся по наследству от поколения к поколению.
Каждая семья создаёт свои традиции. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и
остались в семье на всю жизнь.
Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с задушевных бесед. Мир и лад в
семье – высшая ценность. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.
Семьи, в которых отношения строятся по  принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.  
В чём секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы.
Важнейшие  признаки дружбы – взаимопонимание, сопереживание, глубокая эмоциональная привязанность.
Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремлённее, благороднее, увереннее в себе, добрее, воспитывает бескорыстие. Вспомним древний афоризм: «То, что отдал,- твоё, что взял,- потеряно». Это как бы соревнование за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь не бывает проигравших. Такая дружба обогащает и возвышает, даёт каждому из нас возможность почувствовать себя счастливым.
Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Дети оказывают взрослым посильную помощь, а взрослые воспринимают труд как источник благосостояния. Справедливо заметил К.Д.Ушинский: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям,- это воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».
Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, очевидно то, что усваивается он с раннего детства в семье. Настоящая любовь родителей всегда поднимает тонус жизни семьи, вызывает ощущение радости, создаёт благодатную обстановку для нравственного воспитания ребёнка.  
Человек не может воспринимать окружающий мир одним лишь умом, ему необходимо подключить  сюда и своё сердце, и свои чувства. Человек всегда стремился к прекрасному. Семья предоставляет неограниченные возможности для творчества, духовного развития и совершенствования.
Важная ценность семьи – уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам – ведущее требование нравственных взаимоотношений между членами семьи. В семье, где выстраиваются уважительные отношения
имеет место взаимопомощь, поддерживается оптимистический настрой.
Взаимная любовь родителей – главный воспитательный фактор. Семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции - сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверенность, оптимизм – создадут то, что можно назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, даёт пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царит хорошее настроение.  
   Какую семью можно назвать счастливой?
 Основа счастья – дружная, любящая семья и дети.
 Чем же таким особенным одаривает человека семья? Почему именно в семье видим мы источник человеческого счастья? Ответ прост: где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят и где без тебя нет полной чаши. Где, как не в семье, человек получает заряд любви, радости и бодрости, сил физических и духовных, без которых он не может нормально работать. Где, как не в семье, находит понимание, утешение в печальные дни своей жизни. Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар - счастье материнства и отцовства, а спустя годы – счастье быть бабушкой и дедушкой.
Одно из важнейших качеств счастливой, дружной семьи – способность справляться с переменами. Порой жизнь полна превратностей и проблем, однако семья не закрывает на них глаза, напротив, собирает все силы – и преодолевает очередной кризис, из которого выходит ещё более прочной.
Основа человеческого счастья – это дружная, любящая семья и дети. Счастье человека в семье – наибольшая человеческая ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Анализ художественных произведений.
В курсе русской литературы для 6-7 классов есть произведения, в  которых авторы поднимают проблемы семейных отношений, семейных ценностей. На уроках литературы мы получаем нравственное и духовное воспитание, оцениваем поступки героев.
Проанализируем эпизоды из повести М.Горького «Детство», изучаемой в 7 классе. Читатели знают, какая тяжёлая трагедия постигла семью главного героя  Алёши Пешкова: болезнь мальчика, смерть отца, безвыходное материальное положение – всё это заставило мать Алёши покинуть Астрахань и вернуться в Нижний Новгород, в дом отца. Это его ближайшие родственники, среди которых ему предстоит жить.
Какой видит Алёша бабушку? Он замечает, что глаза у неё вспыхивают «невыразимо приятным светом», что «вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом», что слова её напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения  ласкового зверя.
Именно эти оттенки помогают понять впечатление Алёши от бабушки, почувствовать, что ему она казалась излучающей свет, тепло, радость. Мальчика привлекает её доброе, трогательное отношение к миру, умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слёз, её рассказы, которые вливали в сердце мальчика силу. Автор-рассказчик говорит, что бабушка «сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком,- это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».
Алёша ещё ничего не знает о своём новом доме, но мальчик тянется к добру, ласке. Он вглядывается в деда, и нет ни одной чёрточки, которая затронула бы чувствительную душу мальчика, расположила его к себе. Алёша чувствует властность, энергию деда. Рыжая бородка, птичий нос, зелёные глазки настораживают мальчика. Его обижает, что дед «выдернул» его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; «отодвинул» мальчика в сторону, как вещь. Алёша сразу «почуял в нём врага».
Не понравились и все остальные, молчаливые, неприветливые, равнодушные…Нарастающее чувство одиночества и отчуждённости накладывает отпечаток впечатления даже от дома, которое заранее не может быть приятным, поскольку живут в нём эти чёрствые люди. Вот почему «портрет» дома так непривлекателен: крыша кажется «нахлобученной»,  окна – «выпученными», двор «неприятным». Здесь суетятся  «сердитые» люди, «стаей вороватых воробьёв» мечутся ребятишки.
Обратимся к сцене «Обед в доме Кашириных», на котором происходит ссора и дикая драка между дядьями. Лишь впоследствии Алёше становятся понятны причины «взаимной вражды всех со всеми». Почему эта сцена вызывает у мальчика жуткое изумление? Алёша вспоминает, какими были отношения между его родителями: «…отец и мать жили не так; были у них и другие речи, другое веселье, ходили и сидели они всегда рядом, близко. Они часто и подолгу смеялись, вечерами… пели громко».
Обстановка, где царили любовь, дружба, взаимное уважение, творческий труд, бескорыстие, оставила неизгладимый след в душе мальчика. Вот почему жизнь в доме деда  кажется Алёше «невыразимо странной», противоестественной, вызывает жуткие ощущения.
Познакомившись со сценами «История с напёрстком» и «Наказание детей»,  мы проследим,
какую оценку им даёт Алёша. Это будни, привычная обстановка, они лишь дополняют те картины
жизни, где проявление низменных и подлых свойств человеческой натуры было нормой, основной линией поведения.
От эпизода к эпизоду обнажаются и всё более отчётливо проступают особенности характера каждого из героев, его склонности к добру и злу.
Так, выявляется холодная жестокость, хитрость и коварство дядьёв: один велит племяннику накалить напёрсток, затем услужливо дует на него, когда дед обжигается, и тут же предаёт мальчика. Другой,  прибежавши на шум, тихонько смеётся за печью, получая истинное удовольствие от случившегося, и только узнав, что его сын является виновником, выскакивает и начинает ссориться с братом.
Дед, пользующийся в доме неограниченной властью, спокойно, деловито сечёт детей, считая это занятие своеобразными «уроками морали». После несправедливого и жестокого наказания, которому подверг его дед,  Алёша повзрослел, обострилось его восприятие мира, дни нездоровья стали для него большими днями жизни. Изменившееся отношение мальчика к деду, прожившему трудную, тяжёлую жизнь, свидетельствует о том, что Алёша своим чутким сердцем сумел понять и почувствовать страдания другого, простить, потянуться к тому хорошему, что было в душе этого сурового человека.
Тяжёлые материальные испытания не изменили характера бабушки, её отношения к миру, людям. Ей всегда были чужды «идеалы» Кашириных: их приверженность к собственности, честолюбивое стремление «выбиться в люди», командовать ими, презрение и жестокость по отношению к бедным. Если крушение этих идеалов разрушает жизненную основу деда: он становится ещё более злобным, и в то же время жалким, беспомощным, ничтожным, то бабушка в период тяжёлых невзгод остаётся всё такой же человеколюбивой, щедрой, сострадательной. Всегда покорно сносившая побои и издевательства деда, что соответствовало представлениям того времени о полной зависимости жены от мужа, хозяина, старшего в семье, бабушка не склоняет головы перед трудностями жизни, наоборот, верит и внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями.
Даже в такой тяжёлой семье, где господствуют жестокость, насилие, произвол, бесчеловечность, человек может оставаться человеком, если ему с самого раннего детства привили семейные ценности.
В 6 классе мы проанализируем повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Главным героем повести является Самсон Вырин. Он умеет заботиться о своей дочери, любит её, но как только у него отнимают его сокровище, спивается.
Самсон не просто скучает по дочери, а испытывает ужас от того, что лишился её, ему страшно остаться одиноким, ненужным дочери.
Дуня растёт в семье своего отца, который всю душу отдаёт любимой дочери, пытается вложить в неё то лучшее, чем обладает сам. И, действительно, Дуня в доме хозяйка: уют, порядок. На окнах - горшки с бальзамином, в углу стояла кровать с пёстрой занавеской.  Всё очень просто, но опрятно, чисто. Обстановка дома Выриных говорит нам о том, что люди, живущие  здесь,  бедны, но чисты их мысли, сердца. Порой важный чиновник, требуя скорее лошадей, чтобы отправиться дальше, кричит на  смотрителя, но
гнев гостя тут же утихал, когда на его крик выбегала Дуня, разумная, проворная, при появлении которой тучи над головой отца обычно расходились.
 Но однажды семейное счастье рухнуло: проезжий гусар увозит любимое сокровище. Самсон
его обманывает. Он ругает себя за то, что доверился проезжему человеку, называет себя «старым дураком».
После убийственного известия о том, что его дочь уехала с гусаром, старик не снёс своего несчастья и тут же слёг.
Почему дочь так поступает по отношению к самому дорогу ей человеку?
Почему она сбежала?
Почему не открылась отцу, не поделилась с ним своей печалью и радостью?
Значит, приходим мы к выводу, между отцом и дочерью не было доверительных отношений.
С сочувствием относится к нему автор, рассказывая о том, что бедняк занемог сильною горячкою, и его свезли надолго в больницу. Чуть придя в себя, оправившись, Самсон решает отправиться в Петербург, чтобы найти и вернуть дочь.
Он попытался, проявив находчивость, поговорить с дочерью, но Дуня, увидев его, падает на ковёр, и смотрителя прогоняют из дома гусара Минского.
 Смотритель боялся, что дочь его пропадёт. Потеря Дуни - это крушение всех его надежд, счастья видеть рядом любимого человека. Раскаяние к дочери пришло поздно: смотритель умер от тоски по дочери. По-прежнему любит и жалеет своего отца Дуня, приехавшая навестить его, узнав о смерти смотрителя, заплакала и долго лежала на  могилке отца, виня себя в его смерти.
Если бы у смотрителя была полная семья, то, возможно, такого бы не случилось. В семье так отношения строиться не должны. Если бы дочь принимала бы в жизни отца большее участие, такой бы трагедии не случилось, всё было бы по-другому.
Вот ещё одно литературное произведение, в котором детям привиты семейные ценности. Это сказка-быль «Кладовая солнца» М.М.Пришвина, изучаемая тоже в 6 классе, в ней автор показывает детей-сирот, потерявших своих родителей в годы Великой Отечественной войны.
Большую роль в произведении играет образ родителей Насти и Митраши.
Внешность детей самая обыкновенная. Настя напоминает «курочку», всё её лицо усыпано веснушками, носик глядит вверх. Митраша «коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий». Дети похожи друг на друга трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью, горячо любят своих родителей, во всём стараются им подражать.
«Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца…»
-Митраша «выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани».
«Он (Митраша) хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги…»
-Зачем тебе полотенце?-  спросил Митраша.
-А как же?- ответила Настя.- Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила»
«Ты ещё помнишь,- сказал Митраша сестре,- как отец говорил нам о клюкве…»
Дети были очень дружны, но Митраша пытался верховодить, а это возбуждало  разногласия между братом и сестрой.
Отец мальчика воспитал в своём сыне не только необходимые житейские навыки, но, главное, развил в нём пытливость, смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Так велико было влияние отца, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.
Настя с самого раннего утра занята домашними делами, многому она научилась у своей матери, делает всё очень старательно, заботливо относится к брату, пытается наставить на путь
истинный.  
Рисуя Настю и Митрашу в ответственный момент их жизни, Пришвин показывает, что успех приходит к тому, кто обращает свои силы и ум на пользу людям, кто руководствуется в своих действиях именно такой «правдой жизни». Каждому из героев удаётся одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы.
В полной семье, в которой главными считаются любовь, уважение, взаимовыручка, трудолюбие, дети не только перенимают семейные ценности, но и бытовые навыки. Поведение взрослых для них – эталон, поэтому родителям надо задуматься о том, какие качества они хотят воспитать в своём ребёнке и в соответствии с этим выстроить свои отношения с ребёнком. Полная семья имеет больше возможностей для воспитания полноценной личности.  
Именно в такой семье, в которой родители понимают своих детей, знают их проблемы,  стараются им помочь, прививают семейные ценности, вырастают такие дети, которые, став взрослыми, будут эти же качества воспитывать и в своих детях. Необходимо родителям в своих детях воспитывать любовь ко всему живому, умение понять, сострадать, сочувствовать.
2.2. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов.
 Целью анкетирования, проводимого нами до и после изучения и анализа произведений художественной литературы, было выявление отношения учащихся к своей семье, к родителям, к семейным ценностям, к семье, которую они создадут в будущем.
АНКЕТА.
1.В какой семье ты воспитываешься: полной, неполной, опекунской, отсутствует семья?
2. Считаешь ли ты, что семья важна при воспитании ребёнка?
Да.     Нет.
3. Какие ценности может привить семья ребёнку? Из данных слов выберите те, которые считаются важными (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие).  
4. Если  ребёнок совершил плохой поступок, есть ли в этом вина семьи?
Да.     Нет.
5. Когда ты станешь взрослым, какие ценности будешь воспитывать в своих детях? (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие).
6. Какую семью, по-твоему, можно назвать счастливой? Выбери нужные ответы.
Семья, в которой царит уважение.
Семья, в которой царит взаимопонимание.
Семья, в которой царит любовь.
Семья, в которой материальное положение стоит на первом месте.
Семья, в которой на первом месте авторитет главы семьи.
7. Помогают ли литературные произведения, которые ты изучаешь в школе, прививать семейные ценности?                      
 Да.     Нет.
Результаты анкетирования, проводимого после анализа отрывков из произведений художественной литературы, таковы: среди опрошенных не оказалось ни одного, кто бы не ценил семью. Двое учащихся, изначально считающих, что в семье наряду с положительными качествами могут воспитываться и отрицательные, такие как скупость, зависть, которые, по их мнению, можно  оправдать различными жизненными ситуациями, изменили свою точку зрения и пришли к выводу, что только положительные качества должна воспитывать в ребёнке семья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
        Проанализировав произведения художественной литературы и результаты анкетирования, я пришла к следующим выводам:
- неслучайно авторы  художественных произведений включают в повествование взаимоотношения в семье, поведение героев в разных жизненных ситуациях, умение преодолевать трудности и находить выход;
- на уроках изучения данных произведений следует проводить тщательный анализ эпизодов, описывающих внешность, поступки, манеру поведения этих героев;
- нужно заострять внимание учащихся на том, что человек, не ценящий свою семью, не умеющий вовремя прийти на помощь, понять своего ребёнка, не может быть привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание;
- подобная работа помогает в воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и приобщении учащихся к семейным ценностям.
                                                 
.
                       
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. М.И.Кондаков «Семейное воспитание». Издательство «Педагогика». Москва 1972 г.
2. И.В.Гребенников «Этика и психология семейной жизни». Москва «Просвещение» 1984 г.
3.Г.П.Макогоненко «Творчество А.С.Пушкина в 30-е годы». Ленинград «Художественная литература 1974 г.
4. А.С. Макаренко «Книга для родителей» Издательство «Просвящение», 1969 г.
5. С.И. Ожегов « Словарь русского языка» Издательство « Русский язык», 1981 г.
6. А.Б. Кожевников «Мудрость веков России» Издательство «ОЛМА Медиа Групп», 2006 г.
7.Л.В. Кузнецова «Истоки гражданственности» Издательство «Педагогика»,1986 г.
8. М.А. Гулина «Психология социальной работы» Издательский дом «Питер» ,2013 г.
9. Лучшие афоризмы великих людей: формула успеха. Издательство «Риол Классик», 2010 г.
                          Приложение№1
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Уважаемые родители!
Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, несмотря ни на что. Как можно больше времени проводите вместе со своими детьми, демонстрируйте им, что вы считаете важным всё то, что они делают. Разговаривайте с ними об их интересах, школе, спорте, друзьях.
Не используйте в общении с детьми такие фразы: «Поймёшь, когда вырастешь…» или «Ты ещё мал, чтобы рассуждать об этом»
В отношениях с детьми чётко определяйте границы, но допускайте некоторую свободу в установленных границах, в рамках правил. Будьте хорошим примером для своих детей. Развивайте в них терпимость к окружающим.
Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы они могли достигать их. Оказывайте своим детям поддержку в различных ситуациях. Научите их рационально распределять своё время. Делитесь с ними жизненным опытом, рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней.
Обсуждайте возникшую проблему без обвинений в адрес ребёнка, в этом случае он не почувствует давления с вашей стороны и с большей вероятностью согласится искать её адекватное решение.
Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребёнка, это не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие. Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает множество проблем.
Чаще проводите всей семьей «Уроки семейного чтения» и обсуждайте возможные проблемы.
Эта памятка поможет родителям выстраивать гармоничные отношения с их собственными детьми.
Приложение №2
Результаты анкетирования
1.В какой семье ты воспитываешься: полной, неполной, опекаемой, отсутствует семья?
Полная семья - 39
Неполная семья – 4
Опекаемая -0
Отсутствует -0

2. Считаешь ли ты, что семья важна при воспитании ребёнка?
Да -39   Нет – 4.

3. Какие ценности может привить семья ребёнку? Из данных слов выберите те, которые считаются важными (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие).  
Доброта-39; уважение к ближнему-39; милосердие -20; сострадание -28; правдивость-29; бескорыстие-26; зависть- 1; скупость-2;

Анкетирование показало, что из 43 учеников, обучающихся в 6-7 классах,  живут в полных семьях-39, в неполных-4, в опекунских-0, отсутствует - 0. Дети понимают, что семья должна воспитывать в ребёнке положительные качества, но двое учащихся считали, что в семье наряду с положительными качествами могут воспитываться и отрицательные, такие как скупость, зависть, которые, по их мнению, оправдать различными жизненными ситуациями.
4. Если  ребёнок совершил плохой поступок, есть ли в этом вина семьи?
Да-35     Нет-8.
5. Когда ты станешь взрослым, какие ценности будешь воспитывать в своих детях? (Доброта, лживость, уважение к ближнему, милосердие, зависть, сострадание, ненависть, правдивость, скупость, бескорыстие)
Доброта-32; уважение к ближнему-32; милосердие -20; сострадание -28; правдивость-29; бескорыстие- 26; зависть- 1; скупость-2;

6. Какую семью, по-твоему, можно назвать счастливой? Выбери нужные ответы.
Семья, в которой царит уважение-28
Семья, в которой царит взаимопонимание-20
Семья, в которой царит любовь-28
Семья, в которой материальное положение стоит на первом месте-2
Семья, в которой на первом месте авторитет главы семьи -1

7. Помогают ли литературные произведения, которые ты изучаешь в школе, прививать семейные ценности?                        
Да -39    Нет-4.