Методический доклад на тему Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках народно-сценического танца
План доклада:
1. Введение: Значение воспитания духовно-нравственных ценностей у детей и подростков.
2. Народно-сценический танец как средство раскрытия содержания народной культуры.
3. Характерные особенности башкирского народного танца.
4. Заключение.
Введение: Значение воспитания духовно-нравственных ценностей
у детей и подростков
Воспитание духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является первостепенной задачей для формирования моральных, культурных, патриотических качеств личности молодых людей. Каждый человек является носителем своей национальной культуры, хранителем традиций и обычаев своих предков, лицом своего народа и своей страны. Поэтому процесс воспитания духовно-нравственных ценностей не может быть одномоментным, фрагментарным, это ежедневный, длительный труд. Прививать интерес к историческим и культурным особенностям своей страны, уважение к старшему поколению, любовь к своей малой Родине – месту, где родился и вырос человек нужно с самого раннего детства.
Неслучайно, например, у башкир огромное значение придавалось музыкальному и художественному воспитанию молодежи, начинавшемуся с детства. Преподавателем, воспитателем выступал сам народ, а обучение искусству танца, музыки, песни, слова происходило на лоне природы, во время красочных праздников. Такое обучение не навязывалось молодежи, но всякий стремился овладеть мастерством известных в ауле танцоров, кураистов, певцов; оно запоминалось на всю жизнь и способствовало дальнейшему обогащению традиций и передаче их следующим поколениям.
Талант же к танцу приравнивался у башкирского народа к мастерству в овладении промыслом, ремеслом. Умение танцевать, красиво двигаться в танце, исполнять движения плавно, грациозно высоко ценилось в народе. Хороших танцоров в народе называли «мастер» и, наоборот, о не умеющих плясать, что у башкир встречалось крайне редко, говорили «у него нет мастерства» (неумелый, неспособный).
Зарина:
Умеющая танцевать
Создана из яблок.
Неумеющая танцевать
Сделана из липы.
Камил:
Ах, танцор, ах, танцор,
Подкованы твои сапожки.
У носящего такие сапожки,
Наверно есть любимая.
Алия:
Ах, как плавно танцует!
Платье танцовщицы
В танце кружится.
Не упрекайте танцовщицу,
Танцуя, танцуя, она станет мастерицей.
2. Народно - сценический танец как средство раскрытия содержания народной культуры
На уроках народно-сценического танца возможность создания условий для духовно-нравственного воспитания детей особенно благоприятна. Обращение к народной культуре напрямую обогащает духовные и нравственные качества ребенка, так как танец имеет уникальную способность быть понятным каждому и проникать в самые глубины человеческой души.
Народный танец – один из наиболее выразительных и красивых способов знакомства с культурным наследием того или иного народа, поскольку одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.
Рашида Туйсина, прославленная танцовщица и тонкий знаток башкирской культуры выразила смысл народного танца так: «Танец – та же речь. Слово народа, сказанное о себе». "Танец - это пластический портрет народа, немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души" – говорил о народном танце Игорь Александрович Моисеев, выдающийся художник, артист и балетмейстер. Именно народные танцы дали развитие всем видам хореографического искусства.
Проживая на территории Республики Башкортостан, мы имеем уникальную возможность знакомиться с примерами по истине народного башкирского хореографического искусства, поскольку башкиры очень бережно и с большим уважением относятся к своему творческому наследию. Народное творчество в современном Башкортостане не только не утратило своего значения, но и широко развивается, является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. Башкирская народная хореография очень ярко отражает художественное богатство, самобытность и красоту народных традиций, обычаев, обрядов, которые дошли до наших дней именно благодаря стремлению самого народа не утерять национальных особенностей.
Богатое художественное наследие многих поколений башкирского народа тщательно собрано, сценически оформлено и включено в репертуар многих замечательных хореографических коллективов.
Мы же в процессе занятий обращаемся к самому яркому и выдающемуся примеру башкирского хореографического творчества – репертуару Башкирского государственного академического ансамбля народного танца им. Файзи Гаскарова, являющему собой художественную энциклопедию народных образов.
3. Характерные особенности башкирского народного танца
Башкирские народные танцы имеют довольно разнообразную классификацию:
1. По половому признаку: мужские и женские. Это связано с тем, что у башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не участвовали и наоборот. Например, в охоте, военных действиях и связанных с ними обрядами и праздниками принимали участие только мужчины. А в праздниках, связанных с природой, сбором урожая, домашней работой участвовали женщины.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент башкирского народного женского танца из репертуара Башкирского государственного академического ансамбля народного танца им. Файзи Гаскарова «Женский танец с кобызом» в исполнении учеников 4 класса отделения хореографического искусства, руководитель Т.Р. Махмутова.
2. По форме: сольные (наиболее развитая форма); танцы малых форм (дуэты – танцы-соревнования, трио – «Треножник», «Три угла», и так далее по количеству танцоров – «Четверка», «Семь девушек»); коллективные или массовые (носили игровой характер, исполнялись на различных празднествах).
В исполнении Лауреата I премии заключительного этапа Международного конкурса «Будущее планеты» в г. Туапсе Луизы Сафиной, руководитель Т.Р. Махмутова, предлагаем вам посмотреть башкирский народный танец «Медный каблук». Это ярко выраженный пример мужского сольного танца, но в процессе вас ждет маленький сюрприз.
3. По тематике: охотничьи, военные, пастушеские, свадебные, эпические, игровые. Хореографическое искусство башкир было обусловлено характером труда и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающей природы, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных.
По количеству фигур танцы имеют вариации от двух до пяти-шести. Башкирские танцевальные мелодии состоят из двух-четырёхтактных фраз, повторённых дважды. Музыкальный размер, как правило, 2/4.
Наряду с традиционными башкирскими инструментами кураем, кубызом, в конце девятнадцатого – начале двадцатого века в Башкирии получили распространение гармонь, скрипка, мандолина, тальянка и другие инструменты. Ритм танца поддерживался хлопками в ладоши, щелчками пальцев рук, подбадривающими и звукоподражательными возгласами.
4. Заключение
В процессе изучения и занятий башкирской народной хореографией на уроках народно-сценического танца, мы получаем практические результаты высокой заинтересованности и большой увлеченности детей тематикой башкирского народного танца.
Особенности движений в башкирском народном танце, разнообразие народных характеров, их художественное воплощение были переданы ребятами очень точно, красочно и удивительно тонко в открытом уроке «Башкирская народная хореография – жемчужина национальной культуры», посвященном 100-летию со дня рождения Файзи Гаскарова и открытом занятии «Образы танцующей страны» по мотивам этого урока. При этом зрителями было отмечено, что материал, представленный их вниманию, в плане духовно-нравственного воспитания детей широко расширяет и обогащает кругозор знаний по культуре родного края.
Таким образом, приятно отметить, что, пропуская через призму своего мироощущения и эмоционального восприятия образцы народной культуры, дети естественным образом приобщаются к художественному наследию Башкортостана. Подобную ценную практику на уроках народно-сценического танца мы намерены закреплять, разнообразить и обогащать новыми интересными программами, построенными на изучении хореографического искусства народов Поволжья и народов мира.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1» ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
[2016]
Методический доклад
«Воспитание духовно - нравственных ценностей на уроках народно - сценического танца»
Е.Н. Калашникова,
преподаватель,
концертмейстер
Рисунок 24Описание: 0006-007-Bashkirskij-narodnyj-kostjumРисунок 25Описание: 0006-007-Bashkirskij-narodnyj-kostjumРисунок 26Описание: 0006-007-Bashkirskij-narodnyj-kostjumРисунок 27Описание: 0006-007-Bashkirskij-narodnyj-kostjumРисунок 24Описание: 0006-007-Bashkirskij-narodnyj-kostjumРисунок 24Описание: 0006-007-Bashkirskij-narodnyj-kostjumРисунок 24Описание: 0006-007-Bashkirskij-narodnyj-kostjumРисунок 24Описание: 0006-007-Bashkirskij-narodnyj-kostjum15