Доклад на тему: «Формирование нравственных ценностей младших школьников, как средство развития личности ребенка».
«Формирование нравственных ценностей младших школьников, как средство развития личности ребенка».
( Из личного опыта работы).
С надеждой в будущее всегда обращено детство, как ни было бы беспощадно настоящее. И дети ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Перед школой стоит задача воспитание ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств и качеств личности школьника.
В рамках внедрения ФГОС II поколения разработана концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал -
это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны».
Вся жизнь человека регулируется системой норм, которые в свою очередь определяются экономической и социальной структурой общества. Среди этих норм важное место занимают нормы морали.
Мораль – это нравственность. Изучением моральных норм, их сущности, возникновения и изменений в ходе исторического развития общества занимается наука этика. Поэтому моральные нормы нередко называются нравственными или этическими.
Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Это во многом зависит от профессионализма педагога – учителя и воспитателя будущего гражданина своей страны.
Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы своё развитие. Новое поколение людей показалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. Учитель и воспитатель в начальной школе – это знаковая фигура. Ни для кого не секрет, что младшие школьники, идеализируя своего учителя и подражая ему, при переходе на среднюю ступень обучения пытаются перенести стиль взаимоотношений, принципы взаимодействия с ним на других учителей. Хорошо, если их ожидания оправдаются.
В сегодняшнем обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Если его место занимают профессионально неподготовленные люди, страдают дети. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.
По моему мнению, к личности будущего педагога должен предъявляться ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым педагогу, является любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция и педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Без любого из перечисленных качеств успешная педагогическая деятельность невозможна.
Все вышеперечисленные качества не являются врожденными. Они приобретаются огромным трудом, упорной работой педагога над собой. Хороших учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых – лишь единицы.
Не менее важны, на мой взгляд, для классного руководителя и такие качества, как общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус. Трудно себе представить педагога, работающего с младшими школьниками, и не обладающего такими качествами.
Начиная работу в школе, я поставила перед собой цель: научить каждого малыша быть человеком. Задача эта трудная, работа кропотливая, но жизненно необходимая.
Мы часто слышим: «Будь человеком. Надо быть человеком. Он был настоящим человеком». Что это значит? Быть человеком – это значит уметь учитывать интересы людей, тебя окружающих, и поступать в согласии с их интересами. С этой способностью дети не рождаются, она формируется в обществе, воспитывается, культивируется.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Из страны детства школьники уходят в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
У детства нет «вчера», а есть «сегодня» и «завтра». Поэтому разговор о воспитании нравственных качеств детей – это разговор о завтрашнем дне. А каким он будет, зависит в первую очередь от нас, взрослых наставников. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Счастье это выражено в детских рисунках. Там обязательно нарисовано большое жёлтое или оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зелёная трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Вот я вхожу в класс. Как по-разному встречают меня дети: манера вставать, выражение глаз, настроение, их готовность работать, чуткость, внимательность к каждому жесту учителя – это и есть нравственная атмосфера урока.
На уроках литературного чтения, анализируя произведения вместе с детьми, мы восхищаемся высоконравственными поступками героев. А ведь высоконравственного человека невозможно заставить совершить подлый поступок, отступить от высоких нравственных норм. Отучить от норм нравственности так же сложно, как и научить ей.
Поэтому в свой план воспитательной работы я включила беседы и мероприятия по этике общения. «Доброе слово, что ясный день», «Себялюб никому не люб», «Ежели вы вежливы», «Узнай себя», «Если радость на всех одна», «Нам счастья не сулит обида чья-то».
Приобщая учеников к восприятию пословиц как фольклорного жанра, обращаю внимание на пословицы, поговорки о трудолюбии, о добре, о справедливости, так как считаю, что с помощью этого учебного материала необходимо воспитывать в ребенке любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени. На таких уроках стараюсь заложить такие качества личности, так воспитать маленького человека, чтобы нравственные нормы поведения стали потребностью его души, частью его личности.
Много работаю над правилами этикета, над правилами хорошего тона, над правилами повседневного этикета.
Во время внеурочной деятельности я провожу занятие «Мировая культура», которая имеет общекультурное направление. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения младшего школьника, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Программа направлена не только на усвоение нравственных и эстетических норм поведения, но и на формирование личностных качеств, столь необходимых современному человеку в общении и деятельности.
В классе стараюсь быть для детей не только учительницей, но и близким другом, осторожно и бережно относиться к сложному процессу их нравственного созревания, к богатому и щедрому миру нашей детворы. В создавшейся конкретной ситуации всегда пытаюсь взглянуть на мир глазами ребенка, стараюсь искренне понять детей. С первых дней сентября у нас устанавливаются самые сердечные дружеские отношения. В каждом малыше я вижу человека, жаждущего равноправия и уважения его достоинства. Сердечное взаимопонимание, искренность, бескорыстная любовь к детям помогают мне в сплочении коллектива и во всей работе.
В каждом ребенке есть различные задатки, добрые и недобрые черты характера, и он как бы поворачивается к нам то одной, то другой стороной своей личности, очень активно реагируя на отношение к нему взрослого человека. Я стараюсь видеть в детях как можно больше хорошего, помня, что любые проявления хулиганства, нерадивости, разболтанности вполне преодолимы в раннем возрасте. Для меня нет мелочей в воспитании. Всё важно: как ребенок разговаривает с товарищем, дружит, ест, как одет, как ведет себя дома, на улице и т.п. Я всегда помню, что навыки культурного поведения, закрепляемые ежечасно, постепенно переходят в привычку, в необходимость. Воспитываю я их не ежедневными нотациями (дети их не любят), а рассказами, примерами из жизни, стараясь делать это невзначай.
Воспитание человека всегда было и остаётся сложнейшей задачей. Даже если общество развивается стабильно, всё же и в таком обществе возникают проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает процесс воспитания ещё более трудным. Поэтому цели и задачи воспитания, которые ставит перед педагогом сегодняшняя школа и общество, должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.
15