Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и внеурочное время
Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и внеурочное время
«Если человека учат добру – в результате будет добро»
(В.А. Сухомлинский).
Формирование морали и воспитания нравственности подрастающего поколения очень актуальная проблема любого времени и эпохи Нравственное воспитание школьников всегда было актуальнейшей задачей педагога, а сегодня – особенно.
В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в процессе образования и воспитания стал нравственный аспект.
Детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования психологов свидетельствуют о формировании основных моральных качеств любого человека именно в эти годы.
В Послании президента Республики Казахстан сказано: «Духовное единство народа и моральные ценности – это такой же важный фактор, как политическая и экономическая стабильность страны…»
Духовно – нравственное развитие личности – это формирование способности человека оценивать, использовать и применять на практике моральные нормы.
Моральное формирование ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Именно школа сегодня в силу необходимости является одним из главных центров духовно - нравственного развития и воспитания детей.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Нельзя забывать, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. А помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра.
Одна из задач духовно - нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы, методы и приемы).
«Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную и др.) деятельность.
Особое место в формировании нравственного опыта детей имеют следующие направления: творческая работа учащихся, драматизация, коллективная и групповая деятельность, сюжетно- ролевые игры. Младшие школьники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним. Это непрерывный процесс совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с другом, который должен охватывать и пронизывать все виды деятельности .
Я, хочу акцентировать Ваше внимание на формировании духовной нравственности в первую очередь средствами уроков литературного чтения. Велика роль уроков чтения в духовно-нравственном развитии младших школьников.
Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга - это духовное завещание одного поколения другому …» Книга – это открытие мира.
К.Д. Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец. Если обратиться к программам по литературному чтению, каждое произведение любого исторического периода поднимает, прежде всего, нравственные проблемы. Чтобы не прервать эту духовно - нравственную воспитательную линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений, важно выстроить своеобразную программу воспитания высоких нравственных и патриотических качеств через изучение рекомендованных произведений, в том числе и на уроках внеклассного чтения.
Прославление лучших качеств человека, душевная красота, жестокость , обличение коварства и предательства, осуждение зависти и жадности, сердечность и отзывчивость, тема всепобеждающей доброты, осуждение черствости, бездушия и эгоизма можно встретить в любом произведении.
В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного духовно - нравственного развития. В процессе духовно - нравственного воспитания учителя начальных классов используют различные виды и формы работы:
- экскурсии, поездки, походы, связанные с нравственной тематикой;
- тематические классные часы по нравственной тематике;
- организация циклов бесед "Уроки нравственности"; слова назидания Абая
- театральные представления по нравственной тематике;
- праздники, сюрпризы, конкурсы;
- изучение нравственного наследия своей Республики;
В рамках изучения истории родного края , совместно со своими учениками Ахметовым Мади и Сарсенбаевым Райымбеком была проведена исследовательская работа «Туған өлкем».
Также использую такие формы, как:
утренники на все праздники и тематические;
участие в интеллектуальном конкурсе « Ақбота»;
игровые формы на уроках с элементами художественного рассказывания;
театрализованные уроки;
уроки-путешествия;
работу с пословицами и стихами.
Провожу этические беседы, устные размышления на нравственные темы, на разные жизненные ситуации.
Одним из важнейших способов нравственного образования, наряду с традиционными, является тренинг.
Тренинг – это практическая игровая ситуация, в которой учащиеся могут попробовать реализовать себя в разных ролях, дать оценку происходящему. Жан Жак Руссо говорил: «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях», поэтому тренинг и является упражнением, позволяющим тренировать душевные качества: доброту, отзывчивость.
Так, применяя упражнение "Ситуация", дети анализируют и решают проблемы, используя литературные источники (например: Что должны сделать герои сказок, чтобы Алдар косе всегда жил с ними дружно?). Язык, как учебный предмет, несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании казахского и русского языков можно использовать такой материал, как "Общие сведения о языке”, «Как устроен наш язык», дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения . Для того, чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Например: синонимы сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, порядочность, угрызение совести , и задать вопрос « К кому мы можем так относиться? Естестственно школьники отвечают к людям старшего и пожилого возраста. «А еще?» таким образом подталкивая детей ,что так должны относиться ко всем и к братьям нашим меньшим.
Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать.
На практике ученик не только должен усвоить нравственные нормы, но и осознать их ценность через свой практический опыт.
Творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся положительные эмоции и стимулируя увлеченность школьника.
Работа по формированию духовно- нравственных ценностей должна быть комплексной. Самое важное то, чтобы работа по нравственному образованию находила отклик в сердцах детей и проводить ее надо постоянно.
Она может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.
Есть у Б. Пастернака такая строка: «О детство! Ковш душевной глуби…». И от того, чем наполнен этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений.
Не стоит забывать всем педагогам, что наш ученик будет далек от того образа, в соответствии с которым мы его воспитывали; его формирование будет зависеть от той обстановки, которую мы создадим для него, и от того, насколько мы сумеем обеспечить ему возможность самостоятельно принимать свои решения и действовать на их основе.