Тема: «Патриотическое воспитание, развитие духовно-нравственных ценностей учащихся на уроках ОБЖ и физкультуры»
МОБУ СОШ с. Менеузтамак муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан
Доклад на тему
Тема: «Патриотическое воспитание, развитие духовно-нравственных ценностей учащихся на уроках ОБЖ и физкультуры»
Выполнил:
учитель ОБЖ МОБУ СОШ с.Менеузтамак
муниципального района Миякинский район
Республики Башкортостан
Гулов Азат Маратович
Быть патриотом…
Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
И если это в сердце утвердится
Тех, кто за партой нынешней сидит,
Учитель школьный, можешь ты гордиться –
Твой век земной не зря тобой прожит!
Сегодня основные задачи патриотического воспитания в нашей стране решаются на основе государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», основной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан, воспитание у них готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.
Определенный опыт в этом плане накоплен и в нашей школе. Работаю преподавателем – организатором ОБЖ уже не первый год и , естественно, накопился определенный опыт, которым хотелось бы поделиться. В МОБУ СОШ с.Менеузтамак создана достаточно эффективная система военно-патриотического воспитания, которая имеет четко определенные цель, задачи.
Целью военно-патриотического воспитания в образовательном учреждении является формирование у учащихся любви к Родине и готовности к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Для достижения этой цели в нашей школе мы решаем следующие задачи:
- создаем систему военно-патриотического воспитания, при этом особое внимание обращаем на улучшение работы в ходе учебного процесса и во внеурочное время;
-обеспечиваем организационно-методическое сопровождение этой системы;
- совершенствуем формы и методы организаторской работы, применяя инновационные технологии;
- формируем патриотические чувства учащихся, развиваем чувство гордости за свою страну и Вооруженные силы;
- воспитываем патриота России, не только желающего, но и способного стать на защиту своей Родины, готового преодолеть все трудности на этом нелегком пути.
Важным средством, обеспечивающим успешное решение этих задач, является планирование – перспективное, календарное и текущее.
Перспективное планирование – это определение задач, содержания, методов и форм военно-патриотического воспитания на несколько лет, с учетом возрастных изменений учащихся. Его главная цель – обеспечить комплексность, преемственность и перспективность, а в конечном счете – эффективность всей воспитательной работы. Оно позволяет проанализировать действенность различных форм работы и скоординировать систему военно-патриотического воспитания, исключая малоэффективные и развивая перспективные формы работы.
Календарное планирование предусматривает определение задач, форм и методов работы, рассчитанных на более короткий срок, например на год, с точным указанием сроков и ответственных исполнителей. Его цель – организованное, поэтапное претворение в жизнь всех запланированных видов деятельности. Оно позволяет провести все мероприятия спокойно и без суеты, заранее согласовать все вопросы и обеспечить необходимое взаимодействие.
Текущее планирование – это определение конкретных воспитательных задач и содержания воспитательного мероприятия. Оно предусматривает формирование патриотического сознания, эмоционально-психологическое воздействие и приобщение к опыту патриотического поведения. При этом учитываются особенности воспитываемого коллектива и его отдельных учащихся, место и формы их деятельности, место и роль взрослых.
Практика внеурочной военно-патриотической работы с учащимися уже доказала, что уроки патриотизма и гражданственности продолжаются и после звонка.
Попробуем ответить на вопрос: где больше возможности готовить будущих защитников Отечества – на уроке или за его пределами?
Конечно, урок – важнейшее звено воспитательной работы с учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во внеклассной работе с учащимися, то не может быть никакой речи о целостной системе военно-патриотического воспитания в школе.
Более активно и целенаправленно военно-патриотическое воспитание организовано при изучении учебных дисциплин в средних и старших классах нашей школы. Важное место в системе военно-патриотического воспитания занимает преподавание истории. Например, изучая Куликовскую битву или Бородинское сражение, учащиеся подмечают очень существенную связь – героическую борьбу русского народа с внешними захватчиками на различных этапах истории нашей Родины. Эмоциональные характеристики вождей освободительных войн, яркое изложение выразительных эпизодов борьбы с захватчиками в ее различных формах, показ бережной памяти народа о подвигах героев в песнях и сказаниях производят сильное впечатление на учащихся.
Особое место в военно-патриотическом воспитании принадлежит урокам по изучению истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. На этих уроках учащиеся узнают, что Россия сыграла решающую роль в разгроме фашисткой Германии и внесла самый значительный вклад в дело спасения человечества от угрозы фашистского порабощения.
Не менее важное значение в военно-патриотическом воспитании имеют уроки литературы, которые отражают жизнь в картинках и образах, оказывающих воздействие на чувства человека и вызывающих раздумья над яркой поэтической мыслью произведения. Практика показывает, что лучшие произведения русской, советской и российской литературы позволяют раскрыть перед учащимися патриотизм как одно из наиболее глубоких чувств, свойственных россиянам.
В неразрывно связи с патриотизмом школьниками усваивается идея необходимости защиты Родины от врагов.
Одна из форм военно-патриотического воспитания, пережившая все реформы в воспитательном процессе, - это месячник героико-патриотической работы, посвященный Дню защитников Отечества. Месячник является своеобразным смотром патриотической работы школы, важным стимулом активизации всех форм военно-патриотического воспитания и вовлечения в них школьников.
Как проходит месячник у нас в МОБУ СОШ с.Менеузтамак?
Вся внеклассная работа по военно-патриотическому направлению планируется до начала учебного года и организуется преподавателем-организатором ОБЖ при активном участии всего педагогического коллектива. Содержание этой работы находит отражение в комплексном плане, который разрабатывается, обсуждается и утверждается на педсовете.
Примерно с 20 по 27 января в школе проводится неделя готовности, в ходе которой планируется работа ответственных исполнителей по подготовке намеченных мероприятий, координируются планы по содержанию дел, время и место их проведения.
1 февраля в торжественной обстановке проходит старт месячника, посвященного Дню защитников Отечества.
2-7 февраля объявляется неделя под девизом «Боевую славу – в новое столетие». В ходе ее организуются встречи, тематические вечера, уроки мужества, экскурсии, беседы, конференции.
8-20 февраля проходит декада под девизом «Здравствуйте, мы – ваша смена!».
21-27 февраля – неделя под девизом «Наследники победы». В эти дни школьники чествуют ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов ВС РФ, воинов запаса и срочной службы.
В течение всего месяца в школе работает «Полевая почта» - ребята готовят поздравления, пишут письма выпускникам школы, которые служат в армии, выпускают боевые листки, фоторепортажи ко Дню защитников Отечества.
24 февраля на торжественной линейке подводятся итоги месячника.
Программа месячника реализуется без нарушений учебного расписания, с минимальными материальными затратами. Главная цель – активизировать военно-патриотическую работу в школе, сделать мероприятия интересными, познавательными, массовыми.
Также на весь учебный год составляется план патриотической работы школы.
Какие же мероприятия проводятся за весь учебный год в нашей школе? Это:
- занятия по стрелковой и строевой подготовке;
- районные соревнования «Зарница», полиатлон;
- участие в районных олимпиадах по основам военной службы;
- участие в учебно-полевых сборах;
- конкурс на лучшие знания по ОБЖ.
Задачи военно-патриотического воспитания старшеклассников более ответственны: юноши на пороге самостоятельной жизни, не за горами служба в армии. У школы есть последняя возможность исправить недочеты, пробелы в воспитании будущих защитников Отечества. Именно на этом этапе активно формируется личность. Психофизические особенности юношеского возраста таковы, что появляется реальная возможность придать военно-патриотическому воспитанию большую прикладную направленность, а это требование может быть реализовано только существенным расширением диапазона военно-спортивной деятельности учащихся.
Духовное здоровье – основа выживания и устойчивого развития человека и общества в XXI веке.
Что мы, педагоги ОБЖ, можем сделать для укрепления духовного здоровья наших воспитанников? Мы учим школьников выживать, а не жить, ищем угрозы нашей безопасности где угодно, но только не в состоянии духовного мира человека. А ведь «нравственность, как утверждал великий русский писатель Л.Н.Толстой, это и есть душевная сущность человека». В состоянии души, внутреннего мира человека кроются первопричины многих сегодняшних проблем.
Приоритетной задачей современного образования должно стать духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, нацеленное на формирование культуры безопасной жизнедеятельности, мотивация к безопасному поведению и здоровому образу жизни, опирающейся на убеждения. А воспитательный потенциал в ОБЖ огромен. Для его реализации необходимо нацелить излучаемую учителем духовную энергию на то, чтобы, по выражению Дидро, «поднять душу ребенка до великих дел». Это требует нового подхода к обучению безопасности в школьных стенах: учить предвидеть опасность и создавать безопасность, понимать свое «я» и гармонизировать отношения с окружающим миром, выстраивать взаимоотношения с другими людьми на основе взаимного уважения и взаимопонимания.