Опыт формирования духовно-нравственных ценностей школьников через внеурочную деятельность.


Петренко Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ Самарской СОШ № 4
Азовского района
Опыт формирования духовно-нравственных ценностей школьников через внеурочную деятельность.Нет ничего более божественного в делах людей,
чем то, что касается воспитания. Платон
Основа всех человеческих ценностей — нравственность. Мы живем в государстве с древней историей и многовековыми традициями. Наше общество пережило самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность периоды развития, в том числе и период отторжения от исторических корней, резкого отрицания права личности на поиск истины в религиозной вере. Сегодня перед нашим обществом остро стоит проблема воспитания человека, гражданина и патриота. Духовно – нравственная культура – это, прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу, толерантное отношение к другим народам, их традициям и культуре. [2]
В 2010 году девятнадцать регионов Российской Федерации вошли в эксперимент и начали работу по ведению курса «Основы православной культуры». Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, на XVIII Международных Рождественских чтениях справедливо утверждал, что «это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности». [3]
Доступным источником, в котором ученик может почерпнуть для себя какие — либо моральные правила, нравственные представления, является православная культура и внеурочная творческая деятельность. Именно с её помощью проводится большая работа по решению важной и актуальной проблемы нашей современности – духовно–нравственному развитию.
С 2010 уч. года наша школа реализует стандарты нового поколения, которые предполагают организацию внеурочной деятельности по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.
В своей работе я отдаю приоритет духовно-нравственному воспитанию.
Какие же духовно-нравственные ценности должна формировать школа, что может стать нравственным стержнем для юного гражданина России? Вероятно, разумнее всего в этом вопросе обратиться к нашему культурному и духовному наследию, к глубоким историческим корням.
Сравнивая традиции воспитания в разных странах, К.Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего кнему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится»[5, 279] Православная культура оказывается востребованной не только со своей обрядовой стороны, но и как близкая многим система духовно-нравственных ценностей, как обладающее тысячелетней мудростью и красотой мировоззрение, как теплое, согревающее в холодном, прагматичном мире душу отношение к миру и человеку на основе добра и любви, духовной свободы.»[1]В связи с этим стремлюсь строить внеурочную работу в школе на основе добра и любви, чтобы развить то хорошее, что увидела в моих учениках, в этом мне особенно помогает региональная (казачья) направленность класса. Совместными усилиями развиваем эту тематику: разучиваем казачьи игры, истории, песни, шьём костюмы.
Азы православия я начинала преподавать в первом классе на занятиях внеурочной деятельностью для детей возраста 6-11 лет. В этом возрасте дети достигают высокого уровня физического и умственного развития, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится правильной и грамотной. Формирование у них религиозного чувства основывается не только на эмоциях, но и на определённых знаниях, доступных детскому восприятию в данном возрасте.
В первом классе даются самые элементарные понятия. Во втором – дети знакомятся с основными православным праздниками, жизнеописаниями наиболее известных святых, с наиболее почитаемыми иконами. В третьем классе дается ветхозаветная история. В четвертом классе изучается преимущественно новозаветная история и добавляется новый предмет «ОРКСиЭ», который расширяет представление о православном мире. В этом возрасте хорошо воспринимаются библейские рассказы о сотворении мира, о значении и жизни семьи, истории Адама и Евы, о жизни Иисуса Христа, и конечно православные праздники и традиции.
С удовольствием дети слушают сказки, рассказы, изучают православные традиции и обычаи на примере вымышленной казачьей семьи. Повествование и инсценировку сопровождаю жестами, звуками и движениями, Сюжеты стараюсь выбирать предельно простыми. Но творческая деятельность должна быть непродолжительной и обязательно приносить плоды. Поэтому мы творим, исследуем, создаём проекты о жизни святых, церковнослужителей: «Секреты Сергия Радонежского», «Свет Александра Меня», «Почему каждая душа празднику рада?», «Истории донского казачества». О последнем долгосрочном проекте хотелось бы рассказать полнее, потому что родители и дети увлеклись общим делом.
Каждый ребенок, участвуя в проекте смог прожить истории, занятия и обычаи казаков и казачат того времени. И, если в начале работы над проектом дети в анкетах на вопрос: «Хотел ли ты изучать страницы донского казачества?» отвечали: Да, не знаю и даже НЕТ! То в итоговом сочинении, ответы у всех ребят были: ДА, с полным осознанным объяснением: ПОЧЕМУ.
Совместно с родителями мы создали клип из наших наработок по истории казачества. Вместе оформили классную комнату в казачьем стиле. С занятием по теме «Быт и обычаи казаков» я делилась опытом на районном семинаре.
Данный проект реализуется в рамках нового предмета «ОРКСиЭ».
Не участвует? Не поёт? Не танцует? Это точно не про нас! Мы творим, исследуем, выступаем…
Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное. В основном все склонны к проявлению фантазии и выдумки. Открыли таланты журналистов и свой классный канал в рамках проекта «ShcoolTV Самара +» Подготовили и провели следующие мероприятия духовно–нравственной направленности: «День ангела», новогоднюю постановку о том, как русская сказка в гости к казачьей отправилась, «В чём секрет успеха казачьего фольклора», «Как игры 2014 заслужили мы вместе с тобой», «Дети войны», «Мои близкие и война».
С огромным удовольствием ребята выступают на сценах школы, села и района (ежегодные мероприятия посвящённые освобождению села от фашистских захватчиков, «Вечера выпускников», районный конкурс «Богатыри Земли Азовской», «Масленица», «День Победы» и т.д.).
Моя задача, как учителя не дать своим ученикам погаснуть или потеряться. Поэтому, как человек считаю: «Лучше пожалеть о сделанном, чем о не сделанном». Как учитель, не хочу быть скучной и одинаковой.
Для меня все мои ученики - это заветная шкатулка, в которой каждый из них – это самоцвет. Именно поэтому наш школьный ансамбль называется «Самарские самоцветы», также называется блог в сетях интернета, который создали сами ребята. Недавно наш ансамбль стал дипломантом районного праздника танца. В своих ребятах-самоцветах мне бы очень хотелось зародить искры доброты и исследовательского таланта. А поможет им стать яркими и настоящими история родного края. Я желаю, чтобы дальнейший путь моих учеников прошёл в творческом познании.Ведь знакомство с сокровищами донской культуры только начинается.
Самоцвет – кусочек неба,
Который можно брать рукой…
В одной шкатулке самоцветов
Я вижу целый мир цветной.
Литературы
Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: Комплексное решение проблемы. – 2-е изд., доп. – М.: Планета 2000, 2003. – (Серия «Духовно-нравственное воспитание: системный подход»).
Научно-просветительский журнал «Духовно-нравственное воспитание» №3 2010г.
Приветствие Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла участникам XVIII Международных Рождественских чтений.-М.,2010г.
Интернет-ресурсы:www/http: upm.orthodoxy.ru - сайт «Духовное просвещение» СПб.: АППО
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения т.11 -М.,1954г.