Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»
Конспект НОД в старшей группе по теме:
Составление описательных рассказов по мнемотаблицам
«Четыре времени года»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Задачи: Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.
Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.
Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками;
картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).
Ход НОД:
Дети стоят рядом с воспитателем.
Собрались все дети в кругЯ - твой друг, и ты мой другКрепко за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся.
- Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся.
Здравствуйте, гости дорогие!
- Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это?
Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негретенка).
Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето.
Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.
- Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга.
Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей).
Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).
-Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их.
Четыре времени года проходят, значит проходит(один год)- А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)
- Ребята, Соня загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.Сколько снега навалило!Стало чисто и светлоИ мороз почти до слезУщипнул меня за нос.Знать уже пришла самаНастоящая (зима)- Вам нравится зима? А зима какая?
Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).
Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.
Что на ней изображено?- Буква «З» - обозначает что? (настала зима)- Тучка – небо скрыто темными тучами.- Снежинки – часто идет холодный снег.- Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.- Коньки, санки – катаются на коньках и санках.
Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.
Звучит в записи шум ветра, вьюги.
- Что это ребята? Это зимняя вьюга.
На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у)
Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки.
Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко
(выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса). - Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо.
С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.
- Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года?
- Никита, загадай свою загадку ребятам.Вдруг чирикнул воробейПосле зимней стужи.Солнце ярче и теплей,На дорожках лужи.Вся застывшая природаПробудилась ото сна. Наступает непогода-Это к нам идет (весна)
-Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.
Буква «В»- обозначает, что настала весна.Солнце – пригревает сильней и становится тепло.Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.
Физкультурная минутка:Солнце встало из-за тучкиМы протянем к солнцу ручкиИ погреем их немножкоИ похлопаем в ладошки.
А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно. - Солнце желтое как (одуванчик, лимон )- Солнце круглое как (мячик, шарик )- Солнце ласковое как (мама, бабушка )- Солнце теплое как (печка, рукавичка )- Солнце яркое как (фонарик, лампочка )- Солнце жаркое как (костер, огонь )
Лера М., загадай свою загадку ребятам.Слышно пенье комаров,Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето,Всех зовет купаться(лето)(дети садятся на стульчики)
Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.
Буква «Л» - настало лето.Солнце – ярко светит, греет, припекает.Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний»
(дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)
- Ульяна, загадай свою загадку ребятам.Листья быстро пожелтелиИ на землю полетелиТак бывает раз в годуА когда? Я не пойму (осень)(дети садятся на стульчики)
- Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года, по нашей таблице.
Буква «О» - наступила осень.Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.- Кто расскажет про осень по схеме?
Что делают звери осенью? (готовятся к зиме) - Как готовится к зиме белка?- Как готовиться к зиме заяц? - Как готовится к зиме медведь?- Как готовятся к зиме птицы?
- Давайте поиграем в игру «Назови домик».
Как называется дом у белки (дупло), лисы (нора), медведя (берлога),
волка (логово), птиц (гнездо).
- Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года. Я думаю, что теперь ему будет понятно, чем отличаются времена года друг от друга.
Игра «Назови наоборот» Летом жарко, а осенью (холодно)Летом дни длинные, а осенью (короткие)Летом птицы вьют гнезда, а осенью (улетают на юг)Летом мы собираем ягоды, а осенью (овощи)Летом мы купаемся в речке, а зимой(катаемся на коньках, лыжах, санках)Летом идут дожди, а зимой (снег)
Итог: Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона?
Сколько всего времен года?
С какого времени года начинается новый год?
Назовите соседей зимы. Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.
Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.
Список используемой литературы: - О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет; Творческий центр Москва «Сфера» 2010- «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) Под редакцией О.С. Ушаковой; Творческий центр Москва «Сфера» 2005- О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»; Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2011
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
Рисунок 1Описание: http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_a21daccb5cd757d08c350dc55eda243f.jpg.jpgРисунок 4Описание: http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_8b114be7b6faad2eb396cc22cadff9de.jpg.jpg15