Конспект ОД по речевому развитию в средней группе. Составление описательных рассказов об игрушках


Конспект ОД по речевому развитию в средней группе. Составление описательных рассказов об игрушках
Тема: «Составление описательных рассказов об игрушках»
Программное содержание: Учить описывать игрушку, называть её характерные признаки; подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта. Обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов (игрушек, их свойств и действий). Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, правильно пользоваться формой глаголов в повелительном наклонении. Закрепить произношение звука «С» в словах, учить подбирать слова со звуком «С» и вслушиваться в их звучание.
Оборудование: игрушки кошка и собака, предметные картинки (сыр, сосиски, сок, сметана, косточка, молоко, рыба, морковь, разрезная картинка с изображением кошки).Методические приёмы: сюрпризный момент, загадки, вопросы к детям, проблемные ситуации.
Ход занятия: Ребята, сегодня к нам на занятие кто-то придёт. У меня в конверте лежит изображение нашего гостя. А кто это, вы догадаетесь, отгадав загадку:
Мурлыкает звонко и ловит мышей,Так любит сидеть на окошке,И часто гуляет сама по себе,Пушистая, хитрая...(кошка).
Так ли это? Проверим, заглянем в конверт.
Достаю картинку, разрезанную на части.
-Что же делать? Как узнать, правы ли вы?
Раздаю детям части, они составляют целую картинку из частей.
- Кто получился? (кошка). Значит, вы правильно отгадали загадку.
-Но где же наша гостья? А вот и она.
Вношу игрушку – кошку.
- Это кошка.
Посмотрите, какие у кошки глаза? (коричневые). Какая шёрстка? (серя, мягкая, пушистая). Что ещё есть у кошки? (длинный хвост, треугольные уши).Какими словами можно сказать о кошке, какая она? (пушистая, ласковая, большая) Что умеет делать кошка? (прыгать, лакать молоко, царапаться, ловить мышей и т. д.) Как, вы думаете, зовут нашу кошку? Давайте дадим ей кличку.
- Кошечка очень любит, когда про неё рассказывают. Кто хочет рассказать о кошке? Послушайте, что вы должны сказать:
- как зовут кошку;
- какая она;
- что ещё у неё есть;
- что она любит кушать;
- что она умеет делать;
- как вы к ней относитесь.
- О чём вы должны рассказать? (Закрепляю план) .- Кто придумал рассказ? Возьмите кошечку на руки и расскажите о ней.
- Это (кошка). Её зовут… (Анфиска). Она (усатая, глаза у неё (круглые, зелёные, шёрстка (мягкая, пушистая, белая).Анфиска любит (молоко, сметану, умеет (ловить мышей, бегать). Мне она (очень нравится) .- Анфиска пришла не одна. Она привела с собой друга. Отгадайте, кто это?
К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке.
Показываю собаку.
- Кто это? Какая собака? Как зовут детёныша собаки? Собака большая, а щенок (маленький). Придумаем кличку собаке. Что может делать Рекс? На что похожи глаза у собаки? Они тёмные, как (бусинки) А хвост? (как колечко). Кто хочет рассказать про собаку? Напомните, о чём вы будете рассказывать? (напомнить детям план рассказа) .- Это (собака Рекс). Шёрстка у неё (белая, мягкая, гладкая, глаза (тёмные, блестящие, хвост (колечком). Дружок любит (бегать, прыгать, лаять, грызть кость и т. д.) Я люблю (играть с собакой) .- Ребята, о ком можно сказать «большой»? Большой (пёс, кот) А маленький? (котёнок, щенок). Большая? (собака, кошка) .Физ. Минутка:
Все движения разминкиповторяем без запинки!Эй! Попрыгали на месте.Эх! Руками машем вместе.Эхе – хе! Прогнули спинки,Посмотрели на ботинки.Эге – ге! Нагнулись нижеНаклонились к полу ближе.Повертись на месте ловко.В этом нам нужна сноровка.Что, понравилось, дружок?Завтра будет вновь урок!
- У кошки Анфиске – День рождения. Она ждёт гостей и готовит угощение – любимые блюда своих друзей. В названии этих блюд есть звук «С». Помогите кошке приготовить угощение.
Показываю детям картинки: молоко, сметана, сыр, косточка, сосиски, рыба, морковь, сок. Дети выбирают картинки с предметами, в названии которых есть звук «С».
- Молодцы! Мурка очень рада. Вы ей помогли.
- Анфиска и Рекс очень любят играть. Они умеют выполнять разные поручения, если их попросить вежливо, например: «Анфиска, ляг, пожалуйста! » «Рекс, пожалуйста, полай! »
Игра «Попроси вежливо».
Ребята, давайте поиграем еще в одну игру.
Будем называть слова, которые находятся вокруг нас, в которых есть звук «С»
(ответы детей: стол, стул, стоянка, сумка).
- Молодцы! Нашим гостям очень понравилось с вами играть. Но пора расставаться. Напоследок друзья приготовили для вас сюрприз (новая песенка про друзей).