Проект по развитию связной речи детей. ТЕМА «СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ»


Проект по развитию связной речи детей.
ТЕМА «СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ»
Актуальность темы:
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии , философии и педагогике как «узел» , в котором сходятся различные линии психического развития- мышления, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения , познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимы условием воспитания и обучения.Развитие связной речи в дошкльном детствезакладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи- фонетической, лексической, граматической.Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного , эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Основные задачи развития речи- воспитание звуковой культуры речи , обогащение и активизация словаря , формирование грамматического строя речи, обучение связной речи- решаются на протяжении всего дошкольного детства , однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В дошкольном детстве ребёнок овладевает , прежде всего , диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности , проявляющиеся в использовании языковых средств , допустимых в разговорной речи , но неприеленых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, которая представляет собой развёрнутое высказывание ,состоящее из нескольких или многих предложений , разделённых по функционально-смысловоу типу на описание , повествование, рассуждение.Форирование связной речи , развитие умений содержательно и логично строить высказывания является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Таким образом ,актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка-дошкольника. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно , связно последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.Связная речь неотделима от мира ыслей : связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной , чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
ПРОБЛЕМЫ
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. ------- Неспособность граматически правильно построить распространённое предложение.
-Бедность речи.Недостаточный словарный запас.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос , построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно , грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Цель проекта: обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без неё.
Задачи проекта:
-Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т. д.
- Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
- Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
- Учить детей составлять рассказ , сравнивая объекты , точно обозначая словом характерные черты.
-Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.
-Учить детей подбирать к предмету слова- эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.
-Учить придумывать рассказ по предложенной схеме , не отступая от темы , не повторяя сюжетов товарищей.
-Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.
-Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет(иллюстрацию)
-Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.
Ожидаемый результат:
Проведение диагностики , улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.
Продолжительность:
Место реализации:
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
ТРЕТИЙ ЭТАП
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ВТОРОЙ ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ .РЕАЛИЗАЦИЯ НАМЕЧЕННЫХ ПЛАНОВ
ПЕРВЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ
1 РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ПЛАНУ ПРОЕКТА
, РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
РАЗРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТАИЗУЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ЛИТЕРАТУРЫПОДБОР МЕТОДОВ И ПРИЁМОВПОДГОТОВКА ОБОРУДОВАНИЯ
ФЕВРАЛЬ МАРТ , АПРЕЛЬ МАЙ
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ РАССКАЗЫВАНИЯ
Цель занятия Виды занятия
Обучение пересказу Игры инсценировки на сюжет пересказываемого произведения
Упражнения на моделирование сюжета(наглядные схемы)
Рисование на тему с последующим составлением рассказа по выполненым рисункам
Обучение рассказыванию по картинкам Придумывание названия к картине или серии картин
Игры, упражнения на воспроизведение содержания
Картины
Обучение описанию предметов Игра упражнение « Угадайка»