Методическая разработка внеклассного мероприятия Химия в моей профессии

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Аргаяшский аграрный техникум»








Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме
«Химия в моей профессии»





Мероприятие провела
преподаватель химии
Вахитова М.И.




Аргаяш, 2016


Цель: расширение знаний по предмету, повышение качества знаний, формирование адекватного отношения к предмету как к сложному, но вполне доступному для понимания, интересному и необходимому для качественного овладения профессией.
Оборудование: стенгазета «Химия в профессии».
Мероприятие проводится в виде в викторины. Формируются команды второго курса по одной профессии. Каждая команда отвечает на вопросы и набирает баллы. По количеству баллов определяется победитель.
Номер вопроса выбирает команда. Вопрос показывают на экране. Если команда не дает правильный ответ. Ведущий зачитывает правильный ответ и балл не начисляется. Профессия «Швея»
1. Кто первым изобрел нить?
2. Как отличить волокна растительного и животного происхождения?
3. Назовите первую синтетическую нить?
4. В чем отличие синтетических и искусственных волокон?
5. Какое волокно называют минеральным?
6. Какая ткань лечит от болезней?
7. Какое вещество можно использовать для обновления махровой ткани?
8. С какой целью крахмалят белье, одежду? Как сделать при этом более блестящей ткань?
9. Почему в одежде из синтетических тканей трудно переносить жару?
10. Почему целлюлоза образует волокна, а крахмал нет?
Ответы

Профессия «Швея»
1. Паук
2. Растительное волокно при горении имеет запах жженой бумаги, а животное – запах жженого пера
3. Капрон
4. Искусственные волокна получают на основе природного полимера, а для синтетических полимер синтезируют
5. Асбест
6. Хлорин
7. Поваренная соль
8. Крахмал обволакивает волокна, белье и одежда сохраняются дольше. Глажение.
9. Синтетические ткани не впитывают влагу и не пропускают воздух.
10. Разная структура молекул: у целлюлозы – линейная, у крахмала – разветвленная.

Профессия «Повар»
1. На чем основано применение поваренной соли, уксуса при консервировании?
2. Можно ли консервировать ягоды без кипячения?
3. Какие химические вещества используют при приготовлении пищи?
4. Как лучше сохранить вкус мяса при варке супа?
5. Какая кислота есть в нашем желудке? Ее роль?
6. Какое известное вещество можно использовать при отравлении пищей?
7. Как очистить чайник, кофейник от накипи?
8. Как сохранить свекольный борщ красный?
9. Как приготовить “шипучку”, хорошо утоляющую жажду в жаркий день?
10. Какой цвет имеет йод?


Ответы

Профессия «Повар»
1. Поваренная соль и уксус препятствуют размножению гнилостных бактерий
2. В герметично закрытой стерильной банке
3. Соли, вода, крахмал, сахароза, глюкоза, желатин, уксус и т.д.
4. Класть мясо в кипящую воду, чтобы сохранить белок мяса
5. Соляная, которая участвует в расщеплении пищи.
6. Уголь
7. Прокипятить воду в чайнике, кофейнике с уксусом, затем промыть
8. Чтобы вернуть борщу прежний красный цвет, в него добавляют столовый уксус или твёрдую лимонную кислоту.
9. Возьмите полстакана холодной кипячёной воды, всыпьте в него четверть чайной ложки пищевой соды и одну чайную ложку сахарного песка, добавьте немного (на кончике ножа) твёрдой лимонной кислоты или лимонного сока.
10. Йод – твердое вещество фиолетового цвета
Химия и строительство
Задание 1. Опытные мастера определяют окончание “схватывания” штукатурки по внешним признакам. Можно ли определить это химическим путем – с помощью индикатора?
Ответ можно найти в учебнике для 9 кл (свойства оснований)
Ответ: при полном “схватывании” весь Са (ОН)2 превращается в карбонат и проба с фенолфталеином не даёт окрашивания, если же штукатурка не схватилась полностью, то присутствующий Са (ОН)2 дает с фенолфталеином малиновое окрашивание.
Задание 2. Как лучше с точки зрения гигиены отделать потолок и стены кухни: побелить мелом, известью, окрасить масляной краской, водоэмульсионной краской, эмалью, оклеить клеёнкой?
Необходимая информация в учебниках для 8-9 кл (горение, состав и свойства природного газа , свойства строительных материалов).
Ответ: в порядке убывания гигиенических свойств материалы можно расположить так известь, мел, водоэмульсионная краска, масляная краска, эмаль, клеенка.
Задание3. Вы собрались бетонировать дорожку на дачном участке. Когда лучше этим заняться: в жаркую сухую погоду или в дождливую, влажную?
Вам поможет информация из учебника 9 кл (строительные материалы , свойства силикатов, получение цемента )
Ответ: основным химическим процессом, происходящим при “схватывании” бетона, является гидратация. Поэтому все бетонные работы нежелательно проводить в жаркую, сухую погоду, когда вода быстро испаряется. Для нормального схватывания бетона по технологии строительных работ его надо поливать водой, поэтому для выполнения бетонных работ всегда предпочтительна влажная погода.
Задание 4. К каким процессам можно отнести процессы высыхания масляной краски и эмали: к физическим или химическим?
Ответ: высыхание масляной краски - химический процесс, эмали - физический.
Химия и сельское хозяйство
Чтобы занятие сельским хозяйством стало прибыльным делом, нужны интенсивные методы, а это, прежде всего, использование удобрений и ядохимикатов.
Вопрос 1. Поздней осенью, распахав землю, молодой фермер решил убить двух зайцев сразу: известковать участки с кислой почвой и провести подкормку ее суперфосфатом. Однако весной оказалось, что желаемый эффект не был достигнут. Почему?
(На доске записывается уравнение реакции).
Ca (H2 PO4) 2 +2 Ca (OH)2 – Ca3 (PO4)2 + 4 H2O
Вопрос 2. Опытный сосед, пожалев молодого фермера, предложил ему исправить ошибку, внеся в почву хорошо растворимое удобрение, содержащее фосфор. Он позабыл его название, но принес аккуратную запись результатов анализа (%) азота – 12,2, водорода – 5,5, фосфора – 27, кислорода – 55, 6. Что это за вещество?
(Задачу ученики решают самостоятельно, конечный результат – NH4 H2 PO4)
Вопрос 3. Для опрыскивания сада фермеру понадобилось приготовить бордосскую жидкость. Можно ли ее готовить в баках из алюминия или оцинкованной жести?
(Повторяется ряд активности Me). Кроме того, если в процессе приготовления реакция этих растворов окажется кислой, возможно вытеснение меди из раствора цинком и алюминием.
CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu 3CuSO4 + 2Al = Al2 (SO4)3 + 3Cu
Вопрос 4. Очень часто при хранении минеральных удобрений названия на полиэтиленовых мешках стираются. Есть много способов быстро оценить неизвестное удобрение с помощью подручных средств. Но для этого нужно хорошо знать свойство солей.
(Демонстрируются опыты, обсуждаются результаты)
- Если испытываемое вещество селитра, то при растворении его в воде стакан становится “ледяным”, если вещество не растворяется в воде, то это, скорее всего, фосфаты; фосмука или суперфосфат.
- Для определения солей аммония смешиваем примерно равные части удобрения и гашеной извести (гидроксида кальция) и нагреваем. При этом появляется запах аммиака.
(NH4)2 SO4 + Ca (OH)2 = CaSO4 + 2NH3 + 2H2O
- Для определения селитры, сухое, измельченное в тонкий порошок удобрение посыпать на тлеющую лучину, при этом на ней могут появиться яркие вспышки, следовательно, мы имеем дело с селитрами;
2NaNO3 = 2NaNO2 + O2
 


Подводим итог и определяем победителя.



















Литература

Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. - Волгоград: Учитель, 2003
Мастер-класс учителя химии. Методическое пособие. - М.: Планета, 2010
Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми веществами. - М.: АСТ: Астрель, 2007
Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии 8-9 классы. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002
Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978
Химия. VIII, X, XI: Нестандартные уроки/Авт.-сост. Л.М. Брейгер.- Волгоград: Учитель, 2004
Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий/авт.-сост. Л.Г.Волынова и др. - Волгоград: Учитель, 2005
Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры в процессе изучения темы: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»: Учебное пособие. - Изд-во Саратовского педагогического института, 2000







Заголовок 515