Презентация на тему Панорама методических идей в объединении Гармония для детей младшего возраста


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского ( юношеского ) творчества
Муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Панорама методических идей в объединении «Гармония» для детей младшего возраста
Выполнил: педагог дополнительного образования
Масютина Ольга Алексеевна

г. Мелеуз, 2016
Панорама методических идей в вокальном объединении «Гармония» для детей младшего возраста
«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не проталкивать в них ученика»
Артур Шнабель, австрийский музыкант и педагог.
Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков – это та особая стихия, в которую погружать ребенка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это «учить петь».
Чтобы найти наилучшие пути для достижения полноценных результатов, мы – педагоги, отдающие свою жизнь и силы музыкальному обучению детей, должны обмениваться опытом, делиться своими находками. Сегодня я немного поделюсь своим опытом и методическими идеями.
Приобщать детей к вокальному искусству, - следует с самого раннего возраста. Секрет того, что принято называть умением заниматься с детьми младшего школьного возраста, заключается в способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой» жизни, незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них любовь к вокальному мастерству. Надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным. Больше сказок, больше фантазии. Зажечь ребенка желанием овладеть вокальным мастерством, сделать интересными и любимыми занятия – главнейшая из первоначальных моих задач. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал, интересные и смешные распевки, дыхательные упражнения в игровой форме, рисунки, увлекательные тексты песен, наглядные пособия, рассказы, музыкальные игры. От меня в каждый данный момент работы требуется большое внимание, такт и понимание особенностей детей. Я прилагаю все усилия для создания на занятиях непринужденной, радостной атмосферы, поддерживая в детях игровое настроение.
Музыкальная грамота – неотъемлемая часть занятия вокального мастерства. Понимание языка музыки является одной из ведущих задач музыкальной грамоты. Важно всегда преподносить материал так, чтобы ребенок воспринял его как интересную игру-задачу. Чтобы закрепить уже полученные знания, а так же, чтобы помочь малышам усвоить новые понятия, я использую игру «музыкальное лото» и «нотное лото». Усаживаю детей возле фортепиано, раздаю им карточки, и начинаем играть. Стремление не пропустить ход и закрыть все квадратики активизируют внимание детей, а также идет соревнования между детьми, кто больше закроет окошечки и ответит на вопросы. Когда начертание нот становится для ребенка хорошо знакомым, тогда вырабатывается связь: вижу – слышу – знаю, где брать ноту на клавиатуре. Эта связь прочно остается в сознании ребенка. Хочу заметить, что по музыкальной грамоте, я даю самые необходимые и элементарные понятия. Не перегружаю детей теоретическими знаниями.
Еще одна игра, которая помогает на занятиях прочно усвоить музыкальные термины и их значение – «Игра в мяч». Дети произносят музыкальные термины в момент удара мяча о пол. Игра не простая, но все с большим увлечением играют в нее. Каждый старается назвать больше терминов и тем самым успешно их запоминает.
Вообще, практика показала, что музыкальные дети любят говорить именно на музыкальном языке. Даже работая с дошкольниками в группе «Карамельки», я была приятно удивлена, что дети, отвечая на вопросы после прослушивания того или иного произведения, они смело говорят такими терминами, как мажор, минор, пиано, форте, лигатто, стакатто и т.д.
Главной задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. В процессе распевания происходит соответствующая эмоциональная настройка поющих, постепенное их включение в трудоемкую вокальную работу. Голосовая и эмоциональная разминка перед началом основной работы – одно из важных средств повышения ее продуктивности. Поэтому, я стараюсь в этот момент работы приложить максимум фантазии и разнообразия и применяю такие игровые приемы, как «Пение и хлопки». Этот неожиданный музыкально-ритмический эффект, когда часть детей поет мелодию песни, а другая, отстав на 1-2 такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создается своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием, как показывает опыт, способствует развитию распределенного внимания и увлекает обучающихся… «Ритмическое эхо». Я отхлопываю различные ритмические фигуры. Дети повторяют. Затем можно усложнить это упражнение, не делаю пауз, я отхлопываю ритмические фигуры, а дети повторяют их, отставая на один такт, каноном. Эффект этого задания заключается в том, что оно значительно облегчает последующую работу над канонами и многоголосием… «Узнать и пропеть песню по ритму». Я отхлопываю ритм одной из песен, раннее разученных (можно поручить это сделать любому из присутствующих). По ритму дети пытаются определить какая это песня. «Солист и дети». Несколько тактов пою я, а затем мотив подхватывают дети. Замечено, что в процессе разучивания этот прием активизирует внимание, улучшается певческая интонация и появляется интерес к процессу работы над песней. «Узнай, кто поет» (развивается слуховой анализ. «Спой в разных манерах исполнения» (строго, нежно, весело и т.д.). Много вокальных упражнений на внимание, чистоту интонации, дикции.
Хорошо вошли в практику скороговорки с пропеванием по полутонам, что отлично помогают развить дикцию, голос, интонацию.
Часто в вокальных упражнениях вместо вокализов, я вставляю смешные слова из 3-5 букв, например, кхыа, чиа, шао и использую в качестве распевок. Детям такие упражнения очень нравятся и они с большим удовольствием их поют.
Одно из условий в этих ранних занятиях – суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит ту или иную деятельность, если ему не стала близка личность педагога. Ребенок от природы доверчив и восприимчив. Он всему верит, всё впитывает как губка. Поэтому надо серьезно и ответственно относиться ко всякой маленькой личности, начинающей обучение. Если ребенок что-нибудь очень любит, он способен проявить чудеса и дать такие результаты работы, на которые не смеешь и надеяться. Эта вера в силы ребенка должна быть у каждого педагога.