Муниципальный конкурс Фестиваль методических идей(часть 1)
Классный час «Мое творение – моя жизнь!»
(Для учащихся 6-7 классов)
Краснобаева Маргарита Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ Деяновская ОШ
Цель: помочь учащимся понять, что такое «жизнь», сформировать ценностное отношение к жизни.
Задачи:
раскрытие значения понятий «жизнь», «смысл жизни»
развитие потребности обрести смысл жизни
воспитание способности понимать мир, окружающий нас, воспринимать его с любовью и уважением
развитие положительных эмоций
Жизнь — это непрекращающееся рождение,
и себя принимаешь таким, каким становишься.
Антуан де Сент-ЭкзюпериХод классного часа.
Оборудование: плакат с эпиграфом, презентация, свеча, разноцветные стекла, плакат с изображением неба и звездочки красного и синего цвета.
1. Организационный момент, определение темы классного часа.
(Чтение стихотворения под музыку учителем.)
Бывает радости минута,Минута счастья - никогда,Поскольку счастье - не минута,Не миг, а все твои года.Оно не делится на части,Весь миллион оно - не грош.Нет на земле другого счастья,Чем то, что ты на ней живешь.
Н.Доризо
2.Слово учителя.
Мы часто слышим от взрослых выражения: «Жить – значит бороться», «Жизнь преподнесла сюрприз». Задумывались ли вы, что каждый из нас вкладывает в понятие « жизнь»?
Люди часто не думают об этом, а в самых трудных ситуациях легкомысленно относятся к своей жизни, не берегут ее. Сегодня мы попробуем понять, что такое «жизнь», в чем ее смысл, как важно ценить каждое мгновение, прожитое тобой.
3.Притча «Четыре свечи». Читает ученик.
Четыре свечи спокойно горели и постепенно таяли. Стояла тишина, и было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала: «Я — вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше!» Только она произнесла это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Вторая сказала: « Я — надежда, к сожалению, люди не умеют меня сохранить, хотя и долго в меня верят. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!» И огонек этой свечи погас. Очень опечалившись, третья свеча произнесла: «Я — любовь, но не могу больше гореть. Люди не ценят меня и не понимают, они ненавидят тех, которые их любят больше всего — своих близких». И эта свеча угасла.
Вдруг, в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете! Вы должны гореть — я боюсь темноты!» Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча сказала: «Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи, потому что я — смысл жизни!»
Вывод: смысл жизни – это то, ради чего живет человек и достигает каких-то вершин. Вокруг этого понятия все остальные обретают ценность.
4. Упражнение «Свеча жизни». Зажженная свеча передается по кругу. Держа в руках свечу, каждый участник говорит, в чем заключается смысл его жизни.
Вывод: данное упражнение помогло нам понять, что любой человек живет с каким-то смыслом, ради него он совершает различные действия.
5.Беседа с учителем.
Итак, мы с вами убедились, что у каждого из нас есть смысл жизни, ради которого мы строим планы и совершаем поступки. Ставшая бестселлером во многих странах мира книга Робина Шармы «Монах, который продал свой феррари», рассказывает нам необыкновенную историю Джулиана Мэнтла – адвоката-миллионера, которому довелось пережить духовный кризис. Погружение в древнюю культуру изменяет его жизнь; он открывает для себя действенные, мудрые практические знания, которые учат нас:
– радостно мыслить;
– жить согласно своему призванию;
– осознать силу своего ума и действовать мужественно;
– беречь время – наше самое большое достояние;
– дорожить взаимоотношениями с другими людьми;
– жить настоящим.
Вот одна из его мыслей: «Я убежден, что сегодня мы – хозяева своей собственной судьбы, что нам по силам превозмочь испытания, которые выпали на нашу долю; что преодолеть бремя трудов и страданий нам по плечу. И пока мы свято верим в наше дело и наша воля к победе несгибаема, победу у нас не отнять».
6.Сценка «Мудрый совет». Показывают учащиеся.
Однажды к мудрецу пришел посетитель и начал жаловаться:
- У меня все так плохо, хуже не бывает. Я потерял работу, моя жена болеет, дочка не может найти свой круг общения, мой сын не хочет учиться... Подскажите, может, вы знаете, что мне делать?
- Есть одно старинное средство, - ответил мудрец. - Нужно взять много бумажек, написать на них: «И это все пройдет», и разложить во всех комнатах.
Озадаченный человек поблагодарил и ушел. Через пару лет возвращается тот же человек и говорит:
- Как я вам благодарен, как благодарен, просто нет слов! В моей жизни все изменилось. Я нашел отличную работу, жена выздоровела, дочка научилась общаться, сын закончил учебу и устроился на работу... Все просто отлично! Спасибо вам большое! Да, только еще хотел спросить - те бумажки, которые я в квартире разложил, их можно уже убирать?
- Зачем убирать? - пожал плечами мудрец. - Пусть пока полежат.
7. Беседа с учителем.
- Как мудрец помог человеку?
(Он дал простой совет, который помог нашему герою самостоятельно найти свой жизненный путь)
- Какой можно сделать вывод из этой истории?
(Наша жизнь в руках каждого из нас, мы сами творим и преобразуем ее)
8. Игра «Важные слова».
Учащиеся садятся в круг, им предлагается по очереди произносить слова, которые, по их мнению, являются в жизни главными. Победителем является ученик, вспомнивший большее количество слов.
Такими словами могут быть понятия: здоровье, радость, счастье, любовь, дружба и др.
Вывод: мы убедились, как много важных понятий окружает нас, и еще раз поняли, как важно для всех нас бережно относится к жизни.
9. Знакомство с презентацией «Поговорим о смысле жизни».
10.Беседа по презентации.
Данная презентация помогла нам подойти к главным выводам нашего классного часа, давайте вместе с вами их распишем на доске.
В жизни надо следовать своей цели. Цель жизни – это жизнь с целью.
Радуйся каждому дню, это принесет тебе счастье.
Оглянись вокруг и ты увидишь, как прекрасен мир, который тебя окружает.
11. Упражнение «Цвета в нашей жизни»
Учащиеся вместе с учителем выходят на улицу. Учитель предлагает через призму разноцветных стеклышек (черных, красных, синих, зеленых, желтых) посмотреть, как изменчив этот мир, и понять, что есть темные и светлые краски, в которые раскрашен каждый день.
Вывод: если сегодня тебе тяжело, завтра обязательно все изменится. Так же, как ты только что переставлял разные по цвету стекла, и мир менялся в твоих глазах.
12. Подведение итогов (рефлексия).
Наш классный час подходит к концу, и поэтому я хочу задать вам самый главный вопрос этого занятия: «Какие выводы вы сегодня сделали? Что нового вы для себя открыли?»
Выводы, сделанные учителем и учащимися:
1.Необходимо было понять, что такое «смысл жизни».
2.Важно для каждого из нас обрести этот смысл и следовать ему на протяжении всего жизненного пути.
3.От целей, поставленных тобой, зависит твой успех.
Если вам понравился наш классный час, то зажгите на небе красные звездочки, если не все понравилось или с чем-то не согласны - синие.
Используемая литература.
1.Хомякова И., Стульник Т., Петрова В. «Азбука нравственного образования» // Воспитание школьников. – 2009.
2.«Монах, который продал свой «Феррари»» Робин С. Шарма: София,2005
3.Интернет-ресурсы.