Игры для детей от 1 до 2 лет, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Игры для детей от 1 до 2 лет, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Развивающие игры для детей от 1 года до 2 лет.
На ладонях и кончиках пальцев сосредоточено большое количество активных точек, которые стимулируют мозговую деятельность и активизируют способности человека.
Месим тесто
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, активных зон ладошек и пальцев.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мука, широкая миска, стакан с водой.
Рекомендации: во время игры наденьте на малыша фартук, чтобы его одежда оставалась по возможности чистой.
Ход игры: поставьте перед ребенком на детский столик широкую миску, насыпьте туда немного муки, пусть малыш повозится немного с сухой мукой, затем налейте в миску небольшое количество воды, покажите ребенку движения (в воздухе), чтобы он мог замесить тесто, при этом приговаривайте:
Месим, месим тесто,
А оно ни с места!
Замесили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печке место,
Буду печь каравай,
Переваливай, давай!
Дайте ребенку вволю повозиться с «тестом», пусть он постарается сделать из него хлеб, пирожки и т. д. После игры вместе уберите все со столика, наведите чистоту.
- Родителям на заметку. Замечено, что дети больше всего любят помогать родителям в их повседневных делах. Используйте это для укрепления взаимопонимания и доверия.
Собираем горох
Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук, зрительного анализатора.
Необходимые материалы и наглядные пособия: ведерко, горох или фасоль.
Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, чтобы он не подавился горохом или фасолью, не засунул их в нос.
Ход игры: на ковре рассыпьте горох (фасоль), начните собирать его в ведерко, привлекая стуком горошин о дно ведра малыша, или попросите ребенка помочь собрать вам горох. Внимательно наблюдайте, что будет делать малыш. Довольно быстро он соберет вам весь горох. Похвалите малыша за старательность.
Начинаем рисовать
Цели игры: развитие мелкой моторики, развитие чувства цвета, формы, развитие воображения.
Необходимые материалы и наглядные пособия: кисточка, акварельные краски, гуашь, листок ватмана, чистые тряпки для рук, книги-раскраски с проявляющимися цветными картинками.
Ход игры: посадите малыша за детский стол.
1-й вариант: в книжных магазинах можно приобрести книжки-раскраски для самых маленьких. Цвет в этих чудо-книжках проявляется, если намочить картинку. Малышу следует показать, как все это происходит, если «раскрашивать» картинку кисточкой с водой. Пусть ребенок самостоятельно раскрашивает книжку. Вместе с ним рассматривайте получившиеся картинки. Рассказывайте, какого цвета и какой формы на картинке предметы, спрашивайте, что нарисовано на картинке.
2-й вариант: предложите малышу нарисовать на ватмане красками кисточкой картину. После того как он закончит рисовать, попросите его рассказать, что изображено на рисунке. Похвалите ребенка за выдумку.
3-й вариант: предложите малышу нарисовать гуашью и руками картину на ватмане. Положите рядом с ним чистые тряпки, которыми он может вытирать руки. Предоставьте ребенку полную свободу творчества. После того как картина будет закончена, попросите рассказать, что он нарисовал. Похвалите малыша за выдумку. После игры вместе приведите рабочее место в порядок.
Родителям на заметку. Организуйте для ребенка место для игры и стол для творческих занятий. С раннего возраста приучайте малыша к аккуратности и порядку.
Сортировщик
Цели игры: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, развитие усидчивости, умения доводить дело до конца, развитие чувства цвета и формы.
Необходимые материалы и наглядные пособия: широкая миска, две коробки, фасоль и горох.
Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, чтобы он не подавился горохом или фасолью, не засунул их в нос.
Ход игры.
1-й вариант: предварительно смешайте в широкой миске небольшое количество гороха и фасоли, попросите малыша помочь вам разобрать в разные коробки фасоль и горох. Старайтесь, чтобы основную работу выполнил малыш, хвалите его за усердие и усидчивость.
2-й вариант: смешайте в широкой миске фасоль разного цвета, вновь попросите малыша помочь вам.
Если ребенок устал или отвлекается, сделайте перерыв, поиграйте в подвижную игру, а затем вновь приступайте к перебиранию плодов. Если же и это не помогает, прекратите игру, через несколько дней вернитесь к ней вновь.
«Крабики» прицепились
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, сообразительности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: заколки для волос «краб», картонная коробка.
Ход игры.
1-й вариант: покажите ребенку заколку, объясните, как можно ее прикрепить на стенку коробки. Попросите малыша прикрепить все имеющиеся заколки на бортик коробки. Спросите ребенка, куда еще можно прикрепить «крабиков». Предоставьте малышу поле для самостоятельной деятельности. Похвалите его за выдумку и сообразительность.
2-й вариант: попробуйте поиграть в «крабиков», которые цепляются к одежде, при этом малышу необходимо незаметно подойти к папе или маме и прицепить «крабика» к их одежде. Если ему это удается, папа или мама должны будут прицепить «крабика» к одежде малыша, весело его догоняя. В конце игры «крабики» собираются в коробку до следующей игры.
Часики: переставляем стрелки
Цели игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, навыков выполнения мелкой работы, знания счета, развитие артикуляции.
Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушечные часы.
Ход игры: посадите ребенка перед собой, покажи те ему часы, спросите его, что говорят часы и как они ходят, при этом наклоняйте голову вправо-влево.
Тик-так, тик-так,
Не спав ни минутки,
Тик-так, тик-так —
Уже которые сутки.
Тик-так, тик-так.
Идти часы устали.
Тик-так, тик-так —
Потихонечку встали.
Вы очень удивлены и не знаете, что делать. Предложите малышу поработать часами и переводить самому стрелки (на одно деление, на два деления и т. д.), при этом он должен имитировать звуки хода часов. Похвалите малыша за его работу.
Собираем, разбираем пирамидку
Цели игры: развитие точности движений, мелкой моторики, развитие чувства цвета и формы, самостоятельности в принятии решений.
Необходимые материалы и наглядные пособия: пластмассовая пирамидка.
Ход игры: посадите ребенка на пол или за детский стол (по желанию ребенка), поставьте перед ним собранную пирамидку, попросите показать вам, как она разбирается. Проговаривайте, какого цвета кольцо снимается в данный момент, большое или маленькое.
После того как пирамидка разобрана, попросите малыша собрать пирамидку, наблюдайте, в каком порядке он будет собирать игрушку. Первое время не заостряйте на этом внимания, главной является цель — сбор пирамидки.
В дальнейшем объясните малышу, как правильно собирать игрушку. Удачные попытки, а также любые самостоятельные действия отмечаются похвалой. Если у малыша что-то не получается, отвлеките его, уберите пирамидку, вернитесь к игре через несколько дней с того момента, где вы остановились.
Кольцо-тренажер
Цели игры: развитие силы кисти рук, массаж активных зон ладоней.
Необходимые материалы и наглядные пособия: резиновое кольцо-тренажер для мышц кисти.
Рекомендации: выберите нетугое кольцо, чтобы малыш мог его сжать обеими руками.
Ход игры: посадите ребенка перед собой, покажите ему кольцо-тренажер, пусть малыш с ним немного поиграет. Покажите, какой вы сильный и можете сжать кольцо. Помогите малышу тоже сжать кольцо обеими руками. Постоянно подбадривайте и хвалите ребенка.
Я буду силачом,
И это точно знаю.
Все будет нипочем,
Всем Вам я обещаю.
Можно проводить соревнования на количество сжатий кольца-тренажера: кто больше всех раз сожмет кольцо, тот и победитель.
Мозаика
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, воображения, самостоятельности в игре, цветоощущения.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мозаика.
Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, чтобы он не подавился «гвоздиком».
Ход игры: посадите ребенка перед собой или за детский стол, положите перед ним мозаику. Покажите малышу, как можно извлекать и вставлять «гвоздики» в ячейки. При этом проговаривайте, какого цвета вы взяли гвоздик. Предоставьте ребенку свободу творчества. После того как узор будет готов, обязательно похвалите кроху, покажите работу папе, бабушке. Аккуратно вместе с ребенком сложите мозаику в коробку до следующего раза.
Родителям на заметку. Сохраняйте рисунки малыша и по возможности поделки, они вам помогут в будущем в общении с подрастающим и взрослеющим ребенком.
Волшебные бусы
Цель игры: развитие мелкой моторики рук и воображения.
Необходимые материалы и наглядные пособия: суровая нитка, толстая иголка с тупым концом, макаронные изделия с отверстием посередине различного размера и цвета, широкая тарелка.
Рекомендации: помогите ребенку научиться работать с иглой.
Ход игры: перед ребенком поставьте макаронную смесь, совместно проденьте суровую нитку в ушко иголки, покажите, как можно нанизать макароны на нитку, при этом просите малыша самого выбирать последовательность набора бус. В конце игры аккуратно завяжите суровую нитку, чтобы бусы не рассыпались. Волшебные бусы можно подарить маме, бабушке. Похвалите ребенка за выдержку и усердие.
Фантики
Цели игры: развитие мелкой моторики, воображения, развитие эмоционального контакта.
Необходимые материалы и наглядные пособия: фантики от конфет, небольшая коробка.
Ход игры: соберите несколько красивых фантиков от конфет и покажите их малышу, вместе рассмотрите рисунки на фантиках. Удивление малыша не знает границ. Покажите ребенку, как можно сложить фантики, чтобы их можно было положить в коробочку. Отдайте крохе его сокровище. Наблюдайте за малышом, как он будет себя вести в дальнейшем. Малышу бесконечное число раз захочется поделиться своей радостью от приобретения. Попросите подарить несколько фантиков вам. Как правило, дети охотно делятся игрушками (фантиками), но еще больше радуются их возвращению через некоторое время обратно.
Родителям на заметку. Склонность малыша к собирательству самых неожиданных и необычных предметов с объяснением их применения позволяет предположить работу воображения и творческой мысли.
Отдохните, пальчики
Цель игры: расслабление мышц кисти.
Ход игры: встаньте лицом друг к другу, вытяните руки вперед, приговаривая, сжимайте пальцы в кулак и возвращайтесь в исходной положение, в конце стихотворения потрясите свободно кистями рук:Мы играли, рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем
И опять играть начнем.
Hoс — пол — потолок
Цель игры: развитие моторики, точности движений по просьбе взрослых, внимания, эмоционального контакта.
Необходимые материалы и наглядные пособия: ритмичная музыка.
Рекомендации: игру следует проводить на эмоциональном подъеме, играют все члены семьи.
Ход игры: включите ритмичную музыку, встаньте лицом друг к другу, проговаривая: «Нос — пол — потолок», показывайте на указанный объект пальцем, ускоряйте темп, в дальнейшем изменяйте последовательность слов: «Потолок — пол — нос» и т. д. Подбадривайте малыша, если он ошибся, ошибайтесь и сами. Игра должна проходить весело, несмотря на ошибки и неудачи.
Похвалите в конце игры ребенка за внимательность, точность движений.