Практикум для родителей и детей 3 лет на тему: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»


Пичугина Олеся Сергеевна
МБДОУ детский сад № 5, город Рассказово, Тамбовская область
Воспитатель
Практикум
для родителей и детей 3 лет
на тему:
«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук
у детей младшего дошкольного возраста»
Цель:
Познакомить родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.
Задачи:
сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей;
предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и
упражнения для развития мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты:
у родителей сформированы представления об особенностях развития
мелкой моторики рук у детей, о роли развития мелкой моторики
в коррекции речевых нарушений;
родителями получены практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
родителями приобретен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.
Предварительная работа:
проведение анкетирования и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;
анализ анкет и бесед с родителями;
подбор пособий, игр, методической литературы по теме.
Оформление групповой комнаты:
Полочка идей: «Пособия и игры по развитию мелкой моторики
рук своими руками»;
фотоколлаж «Учимся, играя»;
выставка развивающей литературы для родителей;
информационная ширма «Ум ребенка – на кончиках пальцев».
Информационно-техническое обеспечение:
Раздаточный информационный материал для родителей:
«Практические рекомендации по развитию мелкой моторики
рук у дошкольников»
«Игры и упражнения на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук»
Раздаточный материал (на каждого ребенка):
Массажное кольцо, три фантика от конфет, три мелких игрушки, решетка для раковин, пробки от пластиковых бутылок белого и голубого цвета, колокольчик, емкость с манной крупой, лист картона синего цвета, клей- карандаш,
Демонстрационный материал:
снежинка;
письмо;
домик Волчонка, покрытый «снегом»;
игрушка «Волчонок»;
елочки;
ноутбук;
презентация «Игры и упражнения с детьми 3 лет для развития мелкой моторики рук»
конфеты
Музыкальное сопровождение:
«Ты похлопай вместе с нами», Е. Железнова
«Мы пойдем сначала вправо» , игра- песенка
«Светит солнышко для всех», детский театр песни ''Талисман''
 «Фантики», Е.А. ГомоноваХод практикума.
1. Организационный этап.
Музыкальная игра
«Ты похлопай вместе с нами», Е. Железнова
Описание: Дети и родители выполняют движения согласно тексту песенки- игры
Музыкальное сопровождение: «Ты похлопай вместе с нами», Е. Железнова
- Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп,
Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп,
Ты похлопай вместе с нами,
Ты похлопай вместе с нами,
Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп!
- Ты потопай вместе с нами, топ и топ,
Ты потопай вместе с нами, топ и топ,
Ты потопай вместе с нами,
Ты потопай вместе с нами,
Ты потопай вместе с нами, топ и топ!
- Ты попрыгай вместе с нами, прыг и прыг,
Ты попрыгай вместе с нами, прыг и прыг,
Ты попрыгай вместе с нами,
Ты попрыгай вместе с нами,
Ты попрыгай вместе с нами, прыг и прыг!
- А теперь ты будешь с нами танцевать,
А теперь ты будешь с нами танцевать,
А теперь ты будешь с нами,
А теперь ты будешь с нами,
А теперь ты будешь с нами танцевать!
Родители располагаются за столами. Рядом стоят стульчики для детей. На столах находятся предметы для проведения упражнения «Умное» колечко» и игры «Волчишкин домик».
Воспитатель:
- Уважаемые родители!
Тема нашей встречи «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».
Немного теории…
Уровень психических процессов, речь трехлетнего малыша находятся в прямой зависимости от степени развитости мелкой моторики рук. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние оказывают мелкие движения пальцев рук на формирование психических процессов у ребенка.
Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы предметов, их веса, температуры, фактуры (шероховатости- гладкости, твердости- мягкости, гладкости- ребристости);
Механизм регуляции тонуса мышц и силы их сокращения позволяет выполнять движения точно и быстро;
Кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
Зрение и мышление позволяют ребенку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их размеры.
Дает возможность выполнять целенаправленные движения, планировать свои действия и исправлять их.

Затем вниманию родителей представляется презентация «Игры и упражнения с детьми 3 лет для развития мелкой моторики рук».
Воспитатель:
- Рассмотрите предметы на столах. Предлагаю вашему вниманию упражнения и игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пожалуйста, выполняйте все действия вместе со своим ребенком, будьте внимательны и активны!
2. Практический этап.
Упражнение «Умное» колечко»
Предмет: массажное кольцо
Описание: Ребенок сжимает и разжимает массажное кольцо кистями рук поочередно. Затем выполняют упражнение родители ребенка.
- Колечко в правую руку возьму,
В ладошке бережно сожму.
Две секунды отдохну,
И опять его сожму.
В левую ладошку переложу,
Игру с колечком повторю.
Игровая ситуация.
Воспитатель обращает внимание детей на снежинку,
к ней прикреплено письмо от Волчонка:
«Ребята, мой дом Зима замела снегом. Помогите его растопить и меня освободить! Волчонок».
Воспитатель предлагает детям и родителям отправиться в лес,
чтобы помочь Волчонку.
Динамическая пауза «Мы пойдем сначала вправо»
Описание: Мальчики и их родители стоят в кругу, взявшись за руки.
Поют песенку и выполняют движения. Затем девочки и их родители
поют песенку и выполняют движения.
Музыкальное сопровождение: «Мы пойдем сначала вправо» , игра- песенка
- Мы пойдем сначала вправо, раз, два, три!
А потом пойдем налево, раз, два, три!
А потом мы соберемся, раз, два, три!
А потом мы разойдемся, раз, два, три!
А потом мы все присядем, раз, два, три!
А потом все дружно встанем, раз, два, три!
А потом мы повернемся, раз, два, три!
И еще раз повернемся, раз, два, три!
Воспитатель обращает внимание на домик Волчонка (оформлен уголок). Он занесен снегом.
Игра «Волчишкин домик»
Предметы: решетка для раковины, пробки белого и голубого цвета от
пластиковых бутылок.
Описание: ребенок закрывает пробками белого и голубого цвета
отверстия в решетке. Родители помогают выполнить задание.
В домике Волчонка закрываем окна и двери,
Чтобы не тревожили вьюги и метели.
Не шуми, Зима,
Волчонку спать пора!
Воспитатель:
- Ребята, много снега намели метели и вьюги на домик Волчонка. Как же его растопить?
Дети говорят, что только солнышко своими лучами может растопить снежную шубу. Воспитатель предлагает нарисовать солнышко и лучики.
Рисование «Солнышко»
(нетрадиционна техника рисования)
Предметы: емкость с манной крупой, лист картона синего цвета,
клей- карандаш
Описание: ребенок и родители выполняют рисунок солнышка, используя манную крупу.
Музыкальное сопровождение: «Светит солнышко для всех», детский театр песни ''Талисман''
Воспитатель сообщает детям, что из манной крупы не только варят вкусную и полезную кашу, но с ней можно и поиграть.
Только нужно соблюдать правила:
Не разбрасывать крупу
Не класть крупу в ротовую полость
Не вдыхать крупу носовой полостью
Не тереть глаза руками
Не обсыпать друг друга
Дети трогают, щекочут, гладят крупу, Берут немного крупы в кулачок
и крепко сжимают. Потом высыпают ее из кулачка.
- Здравствуй, здравствуй,
Крупа- крупица,
Будем мы с тобой играть,
Но не будем обижать!
Воспитатель:
- Ребята, мы подружились с крупой. Давайте рисовать солнышко.
Алгоритм работы с манной крупой:
•Нарисовать клеем контуры солнышка и лучей на листе бумаги;
•Пока клей не высох, насыпать крупу равномерным слоем на весь рисунок;
•Оставить картину на несколько минут для просыхания. Высохший лист слегка встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.
Примечание:
•После того, как картина высохнет, можно раскрасить ее акварельной краской или гуашью желтого и оранжевого цветов; затем покрыть лаком, чтобы крупа не осыпалась и долго держалась.
Ребята и родители работают с крупой, затем оставляют свои картины для высыхания. Звучит музыкальное сопровождение.
Воспитатель:
- Дети, какое красивое солнышко у нас получилось - яркое, лучистое!!! Давайте поднесем его к домику Волчонка!
Дети подносят свои рисунку к домику Волчонка, воспитатель потихоньку снимает с крыши домика «снежную шубку».
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку!
Воспитатель:
- Ребята, Волчишка наш так крепко спит, что не может проснуться. Давайте еще раз попробуем разбудить его.
Упражнение «Дили-дон»
Предметы: колокольчик
Описание: ребенок и родители выполняют движения руками, создавая звучание «тихо- громко», «медленно- быстро».
Колокольчик звонкий,
Голосочек тонкий,
Зазвени быстрее
Да повеселее!
Дети подходят к домику и звонят громко в колокольчик, Волчонок просыпается. Он благодарит детей за помощь и дарит им корзиночки: с фантиками и конфетами.
3. Заключительный этап.
Воспитатель:
- Ребята, наше время пребывания в лесу походит к концу.
Дети прощаются с Волчонком, произносят слова:
- 1,2, 3, 4, 5- возвращаемся назад!
Рефлексия.
Воспитатель:
- Что же нам подарил Волчонок?
Дети проходят к своим столикам, рассматривают корзиночку с фантиками.
Игра «Фантики»
Предметы: 3 фантика, 3 игрушки малого размера
Описание: Завернуть в три фантика по игрушке. Предложить ребенку развернуть все фантики, затем аккуратно их сложить, назвать игрушки.
С фантиками можно и потанцевать.
Танец- игра «Шу- шу»
Предмет: два фантика
Музыкальное сопровождение: «Фантики», Е.А. ГомоноваОписание: Дети и родители выполняют движения согласно тексту песенки, используя фантики от конфет, музыкальное сопровождение
Припев:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Как я фантиком шуршу!
(Трут фантик о фантик ритмично )Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Съел конфетку и шуршу!
(Трут фантиками животик)
- Ах, как фантики блестят,
Серебрятся и горят!
(Выполняют движения "фонарики", подняв фантики вверх)
Фантики цветные,
Яркие такие!
(Крутят фантиками перед собой, выпрямляя руки вперед)
Припев: тот же
- С фантиками покружусь,
Потихоньку покружусь.
(Кружатся с фантиками)
Пахнет фантик сладко,
Пахнет шоколадкой!
(Нюхают фантики)
Припев: тот же
- Фантиком я помашу,
(Машут фантиками)
Всем ребяткам покажу:
(Показывают фантики, вытянув руки вперед)
- Посмотрите, детки
Съели все конфетки!
(Прячут фантики за спиной)
Припев: тот же
Подведение итогов практикума.
Воспитатель:
- Для детей третьего года жизни важен процесс, а не результат, поэтому, если он не хочет заниматься тем, что вы ему предлагаете, не настаивайте, смените вид деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите занятие и перенесите его на другое время.
Родители воспитанников угощают детей конфетами
из второй корзиночки.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Г.И. Анисимов «100 музыкальных игр для развития дошкольников» (Ярославль, 2005)
А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей»
(Москва, «АСТ- ПРЕСС», 2007)
И. Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»
(Москва, «Айрис ПРЕСС», 2006)
Г. Любина «Рука развивает мозг»
(Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.)
С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук»
(Издательство « Сфера», 2008)
О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
(«Детство-пресс», 2013)
О. Сидорова «Дили-дили, дили-дили, колокольчики звонили»
(журнал «Дошкольное образование» №14/2008)