конспект фронтального занятия Путешествие в страну Грамотной и Красивой Речи
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Петушок»
«Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи»
(подготовительная группа)
Подготовила и провела: учитель-логопед
Каткова Э.Ю.
Благовещенск – 2014г.
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательная.
Цель: подвести итоги коррекционной логопедической работы; подчеркнуть значимость занятий для общего развития ребёнка.
Интегрированные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки пользования исправленной речью, правильно произносить все звуки;
- закрепить умения определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- усвоить правильное начертание букв;
- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов, навыки составлять из слов предложения;
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;
- развивать грамматический строй речи;
- развивать быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве и времени;
- развивать мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение, смелость, веру в собственные силы;
- совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Планируемый результат: дети умеют отвечать полными ответами; знают все о звуках и буквах; умеют производить звуко-слоговой разбор слова; правильно произносят поставленные звуки; двигаются в соответствии с проговариваемым текстом; связно, непрерывно, логично высказывают свою мысль.
Материалы и оборудование: компьютерная презентация; картинки с изображением животных: лиса, волк, собака, медведь, белка, кошка, корова, лошадь, коза, заяц; карточки с заданиями: картинки с изображением и схемами слов, набор для составления схемы предложения, недорисованные буквы, простые карандаши.
Ход образовательной деятельности.
I.Организационный момент:
Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки.
Психогимнастика «Улыбка»
- Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,- это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева). Улыбнитесь гостям.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. На нашем занятии сегодня много гостей, которые хотели бы посмотреть, чему вы научились за год. Поэтому мы должны настроить себя на работу.
«Мы спокойны» (проговариваем с детьми)
«Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Повторяем обязательно,
Все, что учили на занятиях»
II. Основная часть:
- Сегодня утром на подоконнике я увидела вот такой конверт, а на нем надпись: «Детям подготовительной группы «Ласточка» детского сада №9», это значит, что письмо адресовано вам. Давайте его прочитаем. (читаю письмо):
«Здравствуйте, ребята! Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные дети и я приглашаю вас побывать в моей стране, стране Красивой и Грамотной речи.
За чистым-чистым полем,
За дремучим-дремучим лесом,
За бурным морем на острове
Находится эта страна.
Попасть в нее может тот, кто не только умеет правильно произносить звуки и знает буквы, но тот, кто отважен, смел и готов преодолевать трудности. Но я думаю, вы обязательно справитесь с ними, ведь вы смелые, дружные и умные дети. Ну, я Вас жду. До встречи, Царица Знаний.»
- Ну, что, принимаем приглашение? (ответы детей)
- В эту волшебную страну мы отправимся на ковре-самолете. Чтобы попасть на него, надо получить билет-картинку с изображением животных – и назвать детенышей этих животных. (Раздаю детям билет-картинки, спрашиваю у каждого ребенка: кто изображен на картинке, как называют его детенышей. Животные: лиса, волк, собака, медведь, белка, кошка, корова, лошадь, коза, заяц)
- Ребята, каких животных мы называли?
Дети выполняют задание и садятся на ковер.
- Завели мотор и полетели. Чтобы в пути не скучать, поиграем.
Игра «Цепочка слов»
- Надо поочередно называть слова, но каждое следующее слово должно начинаться с того звука, которым заканчивается предыдущее. Тот, кто прервет цепочку, выбывает из игры. Первое слово называю я, азбука. (дети по очереди называют слова)
- Наш ковер-самолет сел на берег моря. На остров, где находится чудесная страна Красивой и Грамотной Речи, будем добираться на корабле. Чтобы попасть на него нужно отгадать загадки о жителях этого города.
1. Один мягкий и свистит
Другой твердый и шипит
Третий вовсе запоет
Хоть кто его произнесет (звук)
2. Четыре птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает (буквы)
3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый (слог)
4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово)
5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение)
- Итак, мы поднимаемся на борт корабля. (дети садятся на стулья)
- Это кто здесь грустит?
У кого кислый вид?
Эй, друзья, не зевай,
Вместе песню запевай!
Логоритмика «Лягушата» (сидя на стульчиках)
Прыг-прыг, два лягушонка скакали под дождем,
Дети хлопают в ладоши
Прыг-прыг, два лягушонка решили спеть вдвоем.
Шлепают по коленям
Они кивнули раз и два, сказали громко – ква!
Кивают головой
Они кивнули раз и два, сказали громко – ква!
Кивают головой
Прыг-прыг, два лягушонка устали так скакать,
Ударяют кулачки друг о друга
Прыг-прыг, два лягушонка лягушку стали звать.
Делают поочередные шлепки ладонями по коленям
Они кивнули раз и два, сказали громко – ква! (движения повторяются)
Они кивнули раз и два, сказали громко – ква!
Прыг-прыг, два лягушонка устали так скакать,
Дети хлопают в ладоши
Прыг-прыг, два лягушонка решили станцевать.
Шлепают по коленям
Они кивнули раз и два, сказали громко – ква!
Они кивнули раз и два, сказали громко – ква!
III. Закрепление ранее изученного.
- Вот мы и добрались до волшебной страны. Я думаю, здесь нас ждут веселые приключения, потому что жители этой страны подготовили нам задания. Первое задание уже ждет нас.
Задание №1: (На столе у каждого ребенка по одной картинке с изображением и тремя схемами слова. Ребенок должен провести линию к той схеме, которая подходит его изображению – стол, зонт, банан, тигр, роза, арбуз, кукла, коза, книга, лиса.)
- Ребята, перед вами карточки с изображением картинок и схемами слова. Назовите картинку и соедините со схемой, которая подходит к вашему слову.
- Ульяна, какое у тебя слово? Какую схему ты выбрала: 1, 2 или 3? Давай проверим. (показываю на слайде ее картинку и правильную схему к этому слову) и т. д.
- Хорошо, ребята, молодцы! Но это еще не все. Следующее задание.
Задание №2:
- Посмотрите внимательно на картинки на мониторе. (Показываю слайды картинок, всего один слайда – одно слово: школа). Здесь зашифровано слово. Прочитать его можно по первым звукам каждой картинки. Давайте сначала назовем эти картинки, а потом вы без труда прочитаете это слово. (называем картинки, отгадывают слова)
Картинки на слово школа: шишки, корона, ослик, лиса, арбуз.
- Молодцы! Неслучайно это слово оказалось слово школа, вы дети подготовительной группы и осенью 1 сентября вы пойдете в школу.
- Чтобы справиться со всеми заданиями, нужно отдохнуть, выполним разминку. Встаньте каждый у своего места и выполняйте движения.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руку за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре! – руки шире.
Пять, шесть! – тихо сесть.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.
- Молодцы! Отдохнули, продолжаем.
- Теперь, давайте составим предложение с тем словом, который мы отгадали по первым звукам картинок. Какое это было слово? (школа). (дети составляют предложения с этим словом). Вот предложение мне очень понравилось. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? Давайте составим схему этого предложения. У вас на столах наборы для составления схемы предложения, каждый на месте начинает составлять схему предложения. А Катя идет работать у доски, вот тебе набор для составления схемы. Начинайте. Молодец Катя, прочитай по схеме предложение, что мы ставим в конце предложения? (точку). Почему первое слово с вертикальной черточкой? (потому что первое слово в предложении пишется с большой буквы).
- Молодцы! Вы опять быстро и правильно справились с заданием.
Задание №3:
Игра «Четвертый лишний»
- Следующее задание очень интересное. Посмотрите, ребята на монитор.
- Думай, думай, рассуждай
Лишний предмет называй!
- Обратите внимание на последние звуки. Слова должны заканчиваться на одинаковые звуки.
(На экране слайды игры «4 лишний», игра направлена на определенные звуки. 1слайд- юла, пила, чайник, конфета; 2 сл. – индюк, лук, чайник, капуста; 3 сл. – нос, насос, пылесос, яйцо; 4 сл. – перо, гнездо, колесо, тыква.)
- Молодцы ребята!
Игра «Узнай букву».
- Жители страны хотят проверить, знаете ли вы буквы. У вас на столах лежат карточки с буквами, но буквы недописаны или написаны неправильно, нужно их дописать или исправить.
Массаж биологически активных зон «Сорока».
- Но сначала мы подготовимся к выполнению этого задания. Выполняем движения вместе. Приготовились, сели красиво, спинка прямая.
«Сорока»
Ока-ока-ока, где живет сорока?
(потереть ладони друг о друга)
Оки-оки-оки, не найти гнездо сороки.
(приставить ладони ребром ко лбу, как козырек и энергично растирать лоб движениями в сторону – к середине лба)
Ук-ук-ук, села птичка на сук.
(раздвинуть указательные и средние пальцы «вилочкой» и растирать точки перед и за ушами)
Ок-ок-ок, чистит крылышком носок.
(кулачками провести под крыльями носа)
Ко-ко-ко, улетела далеко!
(мягким движением ладоней погладить шею сверху вниз)
- Приступаем к заданию.
(дети самостоятельно начинают выполнять задание).
- Платон, какие буквы у тебя получились? И т.д.
- Молодцы! Вы правильно выполнили все задания, которые приготовили жители волшебной страны. Выполним зрительное упражнение с буквами. Проследи на какой цветок сядет бабочка. Какая буква нарисована рядом? (слайд зрительное упражнение)
- Ну вот, наше путешествие по стране Грамотной и Красивой речи подходит к концу. А где же Царица Знаний? Посмотрите, шкатулка. Посмотрим что там? Какая-то записка.
Письмо: «Я прошу у Вас прощенья,
Что не застали Вы меня.
Много дел, но очень рада,
Что Вы здесь, а вот награда».
(дети в награду получают авторучки, на слайде изображение Царицы Знаний)
- Ребята, понравилось вам путешествие, а теперь пора обратно возвращаться в д/с. Садитесь на ковер-самолет, полетели. (релаксация)
III. Рефлексия:
- В какой стране мы сегодня путешествовали?
- В какие игры мы играли во время путешествия?
- Какие задания приготовили жители страны?
- Какое задание было интересным?
- Спасибо вам! Можете отдыхать!
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Заголовок 415