Открытый урок по теме Математическая статистика в жизни


Тема урока. Математическая статистика в жизни.
Тип урока:  закрепления изученного.
Цели.
Обучающие:
формирование и закрепление у учащихся представления о простейших статистических характеристиках;
обработка статистических данных;
наглядная интерпретация статистической информации.
Развивающие:
формирование у учащихся единой научной картины мира и элементов научного мировоззрения.
Воспитательные:
развитие самостоятельности;
формирование у учащихся чувства коллективизма, ответственности за общее дело в ходе групповой работы.
Урок производится с использованием ИКТ.
Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, интерактивная  доска
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация знаний обучающихся
Слово учителя (зачитывается отрывок из романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев"
"Статистика знает всё" известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики: известно, сколько в стране охотников, балерин: станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок: Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..".
Это ироничное описание даёт общее представление о статистике.
Повторение и систематизация изученного материала
Знакомство учащихся с темой урока целесообразно построить в форме беседы
Слайд 2 и 3. Термин "статистика" произошел от латинского слова "статус" (status), что означает "состояние и положение вещей".
В процессе беседы учащиеся совместно с учителем приходят к выводу: явления, которые носят массовый характер и подвержены случайной изменчивости, необходимо изучать методами статистики.
Слайд 4. Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определённые решения, предпринимает конкретные действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире.
Можно без преувеличения сказать, что статистическими методами сегодня пронизана вся наша жизнь.
Как только человеку в его деятельности потребовались количественные характеристики, то есть числа, тут же появилась статистика. Конечно, она не называлась так, но самые первые статистические исследования можно обнаружить и в древних египетских папирусах, и на вавилонских глиняных табличках
Доклад ученицы на тему «Возникновение статистики как науки»
Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей». Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Возникновение статистики было связано с потребностями государственного управления. Уже ранние государства – Китай, Египет, Древняя Греция – нуждались в данных о населении и его составе, имущественном положении граждан, количестве скота, земельных угодий и т.д., это и положило начало статистической практике.
Статистика как наука стала развиваться со второй половины ХVII в., когда в Европе сложились две основные школы: в Англии – математическая школа статистики, в Германии – описательная школа статистики. Ярким представителем первой школы был Уильям Петти (1623-1687), который по праву считается основоположником статистической науки. Он впервые широко применил математику для экономического анализа.
Известными представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Генрих Конринг (1606-1681) и Генрих Ахенваль (1719-1772). Основной целью статистики они считали описание политического состояния и достопримечательностей государства, где числовые характеристики были лишь частью предмета статистики.
Отечественная статистика прошла путь от описательной статистики до статистики как науки о «категорическом исчислении». Представителями описательной статистики были Иван Кириллович Кириллов (1689-1737) и Василий Никитич Татищев (1686-1750). Представителем науки о «категорическом исчислении» является Дмитрий Петрович Журавский (1810-1856).
Видные представители русской академической школы статистики Александр Александрович Чупров (1874-1926), Юлий Эдуардович Янсон (1835-1893), Александр Аркадьевич Кауфман (1874-1919) и другие оказали большое влияние не только на развитие статистической науки, но и на работу статистических органов, привлекая внимание российской общественности к изучению массовых явлений. Особенностью развития статистики в России было создание после отмены крепостного права земской статистики, которая отличалась высоким профессионализмом.
К концу ХIХ века Россия была признана одним из центров научной статистической мысли. Этому в значительной степени способствовали периодические издания: «Статистический журнал», «Вестник Императорского Русского Географического общества» и др. С 1914 по 1919 г. регулярно издавался журнал «Статистический вестник», с 1919 по 1929 г. (возобновлен в 1949 г.) – «Вестник статистики», переименованный в 1995 г. в «Вопросы статистики».
Статистическая информация – это числовые данные о массовых явлениях. 
Слайд 5. Числовые характеристики статистических рядов
Объем измерения – количество источников информации (число опрошенных или число голосов)
Размах измерения – разница между наибольшим и наименьшим значениями результатов измерений
Мода измерения – наиболее часто встречающийся результат
Среднее значение – частное от деления суммы всех результатов измерения на объем измерения 
Медиана – это число, которое разделяет набор  чисел на две равные по численности части.
Важно: Медиана находится в вариационном ряду, т.е. в наборе чисел, записанных в порядке возрастания!
Формирование умений и навыков.
Деловая игра.
Представьте, что вы всей группой открыли фирму «103 и компания»- помощь в правильном оформлении различных документов.
У каждой фирмы есть различные отделы, каждый выполняет свои функции. Сегодня им предстоит решить служебные задачи и сдать отчеты генеральному директору компании.
Самостоятельная работа
Подведение итогов урока. Рефлексия
Домашнее задание.
Приложение1Архив
Отдел
снабжения
Отдел кадров
Бухгалтерия
Бухгалтерия
В разные месяцы платными услугами организации воспользовались на сумму: 100, 101, 105, 104, 102, 105, 103, 105, 101 тыс.руб.
Определите средний заработок организации.
Какую сумму организация зарабатывала чаще всего?
Какова разница между самым большим и самым маленьким поступлением на счет организации?
Какая сумма получена в середине временного промежутка?
Ответы:
1.
2.
3.
4.
Отдел кадров
Отдел кадров получил запрос на исследование возрастных особенностей коллектива. В результате просмотра личных дел в произвольном порядке получен результат: 23, 22, 29, 35, 28, 22, 30, 22, 22
Определить средний возраст сотрудников организации.
Определить возрастную разницу в данном коллективе?
Сотрудники какого возраста составляют большую часть коллектива?
Укажите серединное возрастное значение?
Ответы:
1.
2.
3.
4.
Архив
В архив в разные дни подали 10, 12, 13, 15, 13, 11, 13, 17 запросов на документ.
Определите среднее количество запросов документа.
Определите разницу между наибольшим и наименьшим количеством запросов.
Сколько раз чаще всего запрашивали данный документ?
Найдите серединное количество запросов документа.
Ответы:
1.
2.
3.
4.
Отдел снабжения
Ваш отдел выдавал организации бумагу «Снегурочка» в разные месяцы рабочего года в количестве 17, 20, 15, 16, 20, 21, 17, 20, 15 пачек.
Определите средний расход бумаги в организации.
Определите наиболее частый расход бумаги?
Какова разница между самым большим и самым маленьким расходом бумаги?
Определите серединный расход бумаги в данной организации?
Ответы:
1.
2.
3.4.