Урок по теме: математическая модель реальной ситуации. решение текстовых задач

Тема: Математический язык. Математическая модель

Урок: Математическая модель и текстовые задачи

Цель: повторение пройденного на прошлом уроке, составление словесной и математической модели реальной ситуации.

На прошлом уроке мы выучили три основных этапа решения текстовых задач с помощью математических моделей. На этом уроке мы закрепим эту тему, решая более сложные текстовые задачи с помощью математического моделирования.

Повторение этапов решения текстовых задач

Повторим, что при решении текстовых задач осуществляется переход от словесного описания к математическому описанию. В процессе решения таких задач выделяются три этапа:
1й: Составление математической модели;
2й: Работа с математической моделью;
3й: Получение ответа на вопрос задачи.

Рассмотрим первый пример решения текстовых задач.

Задача 1: В одном доме на 86 квартир больше, чем в другом. Сколько квартир в каждом доме, если в двух домах 792 квартиры?
Первый этап: Составим математическую модель, для чего введем переменные.
Пусть  – число квартир в первом доме. Исходя из условия, () - это число квартир во втором доме. Тогда общее количество квартир есть равно . По условию это число квартир равняется 792. Получаем уравнение:

Второй этап: необходимо решить полученное уравнение и найти .



Третий этап: в задаче необходимо ответить на вопрос: сколько квартир в одном доме и сколько в другом доме.
В одном доме у нас  квартир.
А во втором доме  квартир.
Ответ: число квартир в одном доме 353 и 439 в другом доме.

Второй приме решения текстовых задач

Задача 2: В двух залах кинотеатра 460 мест. Сколько мест в большом зале, если в нём в три раза больше мест, чем в малом?
Первый этап: Пусть  – число мест в малом зале. По условию задачи в большом зале мест в три раза больше, тогда  - число мест в большом зале. Общее количество мест равно . В задаче сказано, что общее количество мест равно 460.

Второй этап: Решим уравнение.


Третий этап: Необходимо ответить на вопрос: сколько мест в большом зале?
Нам нужно найти . Мы получили значение  = 115, значит:

Ответ: в большом зале 345 мест.

Третий пример решения текстовых задач

Задача 3: Маме и дочке вместе 35 лет. Сколько лет дочке, если она на 25 лет моложе мамы?
Первый этап: Пусть – число лет дочки. Тогда  число лет мамы. По условию задачи маме и дочке вместе 35 лет. Значит,

Второй этап: Решим уравнение.



Третий этап: Ответим на вопрос, сколько лет дочке.
Мы обозначили возраст дочери через , и нашли, что  = 5.
Ответ: дочке 5 лет.
Четвертый пример решения текстовых задач

Задача 4: На двух книжных полках всего 48 книг. Сколько книг на первой полке, если известно, что их в два раза больше, чем на второй полке?
Первый этап: Пусть  – число книг на первой полке, их в два раза больше, чем на второй полке. Значит, – число книг на второй полке. Тогда:

Второй этап: Решим уравнение.




Третий этап: Необходимо узнать, сколько книг на первой полке. Мы обозначили их число через , значит, ответ на вопрос задачи следующий: на первой полке 32 книги.
Ответ: на первой полке 32 книги.
Итак, мы рассмотрели метод математического моделирования на примере четырех задач. В каждой задаче была составлена математическая модель, решено соответствующее уравнение и получен ответ.


Рекомендованное домашнее задание
1. №№ 3.15, 3.17, Мордкович А.Г. Алгебра 7.
2. Решить задачу:
В папке «Video» размещалось втрое больше фильмов, чем мультфильмов. После удаления трех фильмов и скачивания пяти мультиков, их соотношение стало два к одному. Сколько фильмов было в папке изначально?
3. Решить задачу:
На клумбе росли лилии и тюльпаны, причем лилий было в два раза больше. После того, как посадили еще пять тюльпанов, и выкопали две лилии, их количество сравнялось. Сколько лилий было на клумбе изначально?

















Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. Алгебра 7. 4 издание. М.: Мнемозина. 2012 г.
2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
 
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Школьный помощник
2. В помощь учащимся
3. Методическая копилка учителя информатики
 
Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 5Рисунок 7Рисунок 11Рисунок 14Рисунок 15Рисунок 16Рисунок 20Рисунок 22Рисунок 23Рисунок 24Рисунок 25Рисунок 26Рисунок 27Рисунок 29Рисунок 31Рисунок 35рђ Заголовок 215