ЭССЕ Школьные знания для реальной жизни


Эссе «Школьные знания для реальной жизни» 
Знание – орудие, а не цель.
Л.Н. Толстой
После длительного обсуждения в 2012 году был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). К обучающимся отныне предъявляются особые требования, главным из которых является умение применять школьные знания в реальной жизни. В ходе обучения формируются ключевые компетентности, под которыми понимается объем специфических знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в определенной области.
Чем обусловлен переход к новым образовательным стандартам? Какие вызовы стоят перед современной системой обучения и воспитания? Ответив на эти вопросы, можно понять, почему так важно переходить на новые стандарты образования и учить детей применять школьные знания в жизни.
Качественный скачок в области технологий существенно повлиял на развитие образования. Важен не сам факт появления сети Интернет или гаджетов. Важно, что компьютеры превратили знание во всеобщее достояние, а учитель перестал быть единственным носителем новых умений и навыков. Преимущество современного поколения еще и в том, что его представители родились в «цифровую эру», тогда как многие из учителей вынуждены в силу своего образования и воспитания приспосабливаться к стремительно меняющимся реалиям XXI века. Акцент деятельности педагога должен быть смещен в практическую сферу, мы должны учить детей навыкам, которые пригодятся им в реальности, иначе попросту потеряем авторитет в их глазах.
Сегодня общество развивается быстрыми темпами, и очень трудно сказать, какие знания понадобятся человеку после завершения образования. Ученые-социологи обращают внимание на то, что современная школа готовит молодежь к жизни в «обществе будущего», которого еще нет. Вместе с тем, образование консервативно по своей сути, ведь первоначальная его цель – передача опыта и знаний, накопленных поколениями предков. Поэтому крайне важен пересмотр основных подходов к методике преподавания всех без исключения школьных предметов.
Комплекс знаний, которыми будет обладать успешный человек, постоянно дополняется и обновляется. Это отражено в новом стандарте, ведь теперь в нем присутствуют, помимо предметных, метапредметные и личностные результаты образования. Метапредметность обучения является тем механизмом, который позволяет ученику использовать знания, полученные в школе. Как проще всего проиллюстрировать технологию метапредметного обучения? Когда ученики шестого класса выступают в роли экскурсоводов в школьном музее или консультантов в туристической фирме, когда на уроке математики учеников средней школы учат, как выбрать и оплатить товар в магазине, а ребята 10-11 классов посещают курс «Рациональное экономическое поведение потребителя» (знание которого, кстати, проверяется в ходе единого государственного экзамена по обществознанию). Всё это примеры метапредметного обучения.
При всём разнообразии образовательных парадигм, несомненно одно: выпускнику абсолютно необходимо обладать критическим мышлением. В 17-18 лет человек должен увидеть альтернативу и найти оптимальный вариант решения той или иной жизненной задачи. В традиционной системе обучения каждая задача имела только одно решение, пусть даже правильный ответ нужно было выбрать из нескольких предложенных. Но в нашей ежедневной практике задач с единственно правильным ответом практически нет. Сколько денег потратить на ту или иную вещь в магазине? Как правильно выбрать спутника жизни? Какую профессию освоить, чтобы быть успешным? Всегда приходится оценивать альтернативные варианты, а также возникающие при этом риски.
Новый ФГОС не отрицает ценности знаний, но превращает их в учебный материал, изучая который, можно сформировать умения и навыки, необходимые в реальной жизни. Обучение трансформируется в «учебную деятельность», а ученик и учитель становятся ее субъектами. В этих условиях учителю придется отказаться от роли самого важного человека в классе, который знает, как устроен мир. Он не учит, а только помогает учиться, к тому же постоянно учится сам.
К сожалению, не все учителя понимают смысл нововведений в системе образования. При этом суть претензий сводится к тому, что советская модель образования была более стабильна, а качество образования было выше.
Несомненно, предшествующая система образования отвечала потребностям своего времени. Но времена изменились кардинально. Способ мышления современных детей и подростков совершенно иной. Ученые говорят о переходе к «клиповому мышлению» от традиционного, образно-смыслового.
Изменилась социальная сфера, изменился и мир экономики. В условиях автоматизации производств и стремительного развития технологий кардинально меняется рынок труда. Перед выпускниками открываются широкие возможности трудоустройства за границей, социальная мобильность очень высока. По этим причинам совершенно необходимо, чтобы наши выпускники были конкурентоспособны. А непременным условием этого является не сумма полученных в школе знаний, а умение применять и трансформировать необходимую информацию в практической деятельности. Школа обязана учитывать это, если мы хотим отвечать запросам современного общества.
Стабильная схема передачи готовой суммы знаний от учителя к ученику давно отработана, и у нее есть неоспоримые достоинства. Но если не развивать и не дополнять эту схему, если направлять усилия лишь на повторение и запоминание учениками теории, система образования не будет развиваться.
Мировая практика показывает, что качество образования является высоким там, где теоретическая и практическая деятельность сопутствуют друг другу, а люди разных профессий считают престижным прийти на занятие к ученикам средней школы и поделиться секретами своего успеха. Там, где не только учатся, но и переобучаются, потому что знания постоянно обновляются. Где умеют критически мыслить, распределять свое время, осуществлять поиски информации и правильно ее интерпретировать, и, конечно, обладают коммуникативными навыками. Хорошей считается та школа, после окончания которой знания не забылись, а пригодились.
Современному ребенку доступно практически любое знание, что имеет положительную и отрицательную сторону. И особенно важно научить его не цифрам и теориям, далеким от реальности, но законам получения и использования основного ресурса постиндустриального общества – информации.