Программа элективного курса по математике в 9 классе Процентные расчеты на каждый день.

Муниципальное образовательное учреждение
Сукромленская средняя общеобразовательная школа
Торжокского района Тверской области











Элективный курс по математике в 9 классе по теме «Процентные расчеты на каждый день»












Автор: Александрова Валентина Евгеньевна-учитель математики





















2012 г.
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценнее представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусмотрено.Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты , но в ни , как правило, отсутствует четкое изложение теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку, прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрируют учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентируют учащихся на обучение по естественно- научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
*сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
*способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
*сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
*решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
*привить учащимся основы экономической грамотности;
*помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «проценты»позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса .Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего ) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ , беседа, семинар. Разработанный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности с задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями и по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменить какие-либо сюжеты другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям. Программа мобильна, т.е. дает возможность уменьшить количество задач по данной теме при установлении степени достижения результатов. Блочное построение курса дает возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.
Программа может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшего выбора жизненного пути. Минимальные требования к оснащению учебного процесса: раздаточный материал для проведения практических работ.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-понимать содержательный смысл термина «ПРОЦЕНТ» как специального способа выражения доли величины;
-уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаяхя6 50%-1/2,20%-1/5,25%-1/4 и т.д)
-знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
-производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявили заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса непременно появится прогресс в подготовке учащихся.


№п/п
Наименование тем курса
Всего часов
В том
лекция
Числе
практика

семинар
Форма контроля

1.
Проценты. Основные задачи на проценты.
3





2.
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
4





3.
Задачи на смеси, сплавы, растворы.
3





4.
Решение задач по всему курсу.
3





5.
Деловая игра «проценты в современной жизни».
2










итого




Содержание программы
Тема 1 Проценты. Основные задачи на проценты.( 3 часа).
Сообщается история появления процентов, устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты:
А) нахождение процента от числа (величины);
Б) нахождение числа по его проценту;
В) нахождение процента одного числа от другого. Актуализация знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: лекция, беседа, объяснение.
ФОРМА КОНТРОЛЯ: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 2 .Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (4 часа).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики, процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами : вычисление ставок процентов в банках, процентный прирост, определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: выполнение тренировочных задач. ФОРМА КОНТРОЛЯ: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3 Задачи на смеси, сплавы ,концентрацию.(3 часа)
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умений работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. ФОРМА ЗАНЯТИЙ: комбинированные занятия,. МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Решение задач по всему курсу (3 часа)
ФОРМА ЗАНЯТИЙ6практическая работа.
МЕТОДЫ ЗАНЯТИЙ: беседа, творческие задания.
ФОРМА КОНТРОЛЯ: самостоятельная работа
Заключительное занятие провести в виде деловой игры «Проценты в современной жизни» ( 2 часа)
Методические рекомендации

В теоретическом плане методы решения основных задач на проценты представляют собой самостоятельный, в определенном плане даже изолированный, фрагмент математической теории, причем сложность чисто математических конструкций, лежащих в его основе, невелика. «Сильные» учащиеся имеют много шансов на его самостоятельное изучение.
Представленные в данном курсе задачи часто могут быть решены различными способами. Важно, чтобы каждый ученик выбрал свой способ решения самостоятельно, тот ,который для него наиболее удобный и понятный. В ходе обучения полезно позаботится о том, чтобы у учащихся остался наиболее яркий и положительно окрашенный след от работы с процентами :полученное в 5 классе в последующие годы легко забывается, и даже простые практические задачи на проценты начинают вызывать серьезные затруднения. Объявляя учащимся цель курса, полезно подчеркнуть, что сюжеты задач взяты непосредственно из действительности, окружающей современного человека- финансовая сфера ( платежи, налоги, прибыли), демография, экология, социологические опросы и т.д.
При решении задач предполагается использование микрокалькулятора – всюду, где это целесообразно. Применение микрокалькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет решить больше задач. Однако в ряде случаев необходимо считать устно, так как устный счет приучает к рациональным вычислениям, помогает сопоставлять, сравнивать показатели, прикидывать в уме результаты действий. В повседневной жизни умение считать быстро очень важно. Для этого полезно знать некоторые факты , например: чтобы увеличить величину на 50%, достаточно прибавить её половину, чтобы найти 20% величины, надо найти её пятую часть, что 40% некоторой величины в4 раза больше, чем её 105, что треть величины- это примерно 335.
На занятиях можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся группы. Эта форма работы помогает развивать у детей точную, лаконичную речь, способность работать с быстром темпе , быстро собираться с мыслями и принимать верные решения.
Можно рекомендовать и комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма может помочь учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему- придает уверенности, а слабому- помогает. Ребята приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.
Поурочные домашние задания являются обязательными для всех. Активным(сильным ) учащимся можно давать и дополнительные задания. Проверку проводить путем узнавания способа действия и называния ответа.
Для успешного анализа и самоанализа необходимо определить критерии оценки деятельности учащихся, они должны быть известны и родителям.

Возможные критерии оценок.
ОЦЕНКА «ОТЛИЧНО»- учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; ученик освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач, в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
ОЦЕНКА «ХОРОШО» - учащийся освоил идеи и метода данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями: выполняет домашние задания прилежно( без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальн ом росте и о возрастании общих умений ученика.
ОЦЕНКА « УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»- учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило уму достаточно успешно выполнять простые задания.

Литература для учителя
Барабанов О.О.Задачи на проценты как проблемы словоупотребления// Математика в школе.-2003.-№5.-с.50-59.
Глейзер, Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей.-М.:Просвещение,1981.
Денищева.Л.О., Миндюк, М.Б, Седова, Б.А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа.10-11 класс .-М.: Издательский дом «Генжер»,2001.
Дорофеев,Г.В., Седова ,Е.А. Процентные вычисления.10-11 классы: учебно-методическое пособие.- М.: Дрофа,2003.-144стр.
Липсиц,И.В.Экономика без тайн.-М.: Вита-Пресс,1994
Симонов,А.С. Проценты и банковские расчеты. Математика в школе.-1998.-Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей. Сложные проценты.// №4,5,6.
Шорина ,С.П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси.//Математика в школе.-1997,-№6.




Литература для учащихся
Виленкин,Н.Л. За страницами учебника математики.-М.:Просвещение,1989.
Виленкин, Н.Л.,Жохов,В.И., Чесноков,А.С.,Шварцбурд,С.И. Математика 6.-М.: Дрофа,2013.
Егоров, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы/под ред. М.И. Сканави.- М.: Высшая школа,1988.
Литцман, Е. Великаны и карлики в мире чисел.- М.,1959.
Перельман, Я. И. Занимательная алгебра.- М.,1967.
Решение задач и выполнение заданий с комментариями, ответами для подготовки к единому государственному экзамену : в 2 ч.-Ч.П./ сост. В.Н. Студенецкая, З.С.Гребнева- Волгоград: Учитель,2003.
Цыпкин, А.Г.,Пинский, А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы/ под ред. В.Л.Благодатских.-М.: Наука,1984.
Шарыгин, И.Ф.Математический винегрет.- М.,1991.
Соболь, Б.В., Виноградова, И. Ю.,Рашидова, Е.В. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по математике.-3-е изд.- Ростов –на- Дону: Феникс,2003.


































Интересна лекция первого занятия.
Проценты- одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так ,мы часто читаем или слышим, что, например, в выборах приняли участие 52,5%избирателей, рейтинг победителя хит- парада равен75%, промышленное производство сократилось на 13 %, уровень инфляции составляет 8 % в год, банк начисляет 12 % годовых, молоко содержит 3,2% жира, материал содержит :60% хлопка и40 % полиэстера.
Слово «процент» происходит от латинского слова pro centum буквально означает «за сотню» или «со ста»Процентами очень удобно пользоваться на практике, т.к.они выражают части целых чисел в одних и тех же долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми Идея выражения частей целого в одних и тех же долях , вызванная практическими соображениями, родилась ещё в древности у вавиловян, которые пользовались шестидесятиричными дробями. Уже в клинописных табличках вавиловян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавиловянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определять сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применяя так называемое тройное правило, т.е.пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов.
Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, т.к. некотрые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.
В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особенно много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т.е.сложные проценты, так называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия для облегчения труда для вычисления процентов разрабатывали свои особые таблицы, которые составляли коммерческий секрет фирмы.
Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году СИМОН СТЕВИН- инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стивен известен разнообразие научных открытий, в том числе- особой записи десятичных дробей.
Долгое время под процентами понимали исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей .Они применялись только к торговым и денежным сделкам. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах статистике, науке и технике. Ныне процент- это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого ( принимаемого за единицу).
Знак % происходит, как полагается от итальянского слова cento(сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.
Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга- руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке вместо cto напечатал %.
В некоторых вопросах иногда применяют и более мелкие, тысячные доли, так называемые «промилле» ( от латинского pro mille- c «тысячи»), обозначаемые , по аналогии со знаком %.Изобретение математических знаков и символов значительно облегчило изучение математики и способствовало дальнейшему ее развитию.
Если мы говорим о предметах из некоторой заданной совокупности- деньгах, зарабатываемых в семье, материалах, продуктах питания, то процент, разумеется, 100 сотых частей самого себя. Поэтому обычно говорят , что она «принимается» за 100процентов.
Если речь идет о проценте от данного числа, то это число и принимается за 100%. Например, 1% зарплаты- это сотая частьеё,100% зарплаты- это сто сотых частей зарплаты, т.е. вся зарплата. Подоходный налог с зарплаты берется в размере 13%, т.е 13 сотых от зарплаты. Надпись « 60% « хлопка на этикетке означает, что материал содержит 60 сотых хлопка, т.е. более чем на половину состоит из чистого хлопка. 3,2% жира в молоке означает, что 3,2сотых массы продукта составляет жир( или, другими словами, в каждых 100 граммах этого продукта содержится 3,2 грамма жира).
Как известно из практики, с помощью процентов часто показывают изменение той или иной конкретной величины. Такая форма является наглядной числовой характеристикой изменения ,характеризующей значимость произошедшего изменения. Например ,уровень подростковой преступности повысился на 5%,в этом ничего страшного нет- быть может , эта цифра отражает только естественные колебания уровня. Но, если он повысится на 30%, то это уже говорит о серьезной проблеме и необходимости изучения причин такого явления и принятии соответствующих мер.






























Деловая игра « Проценты в современной жизни»

ЦЕЛЬ ИГРЫ: Ориентировать учащихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме.

У Ч Е Б Н О - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Создать условия, в которых учащиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявит свои деловые качества : умение «презентовать « себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.
2. способствовать развитию умений применять свои знания в нестандартных ситуациях, развитию творческих коммуникативных способностей учащихся.
3. Стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здравого соперничества.

ФОРМА проведения :урок- деловая игра.
План проведения
1.Вступительное слово ведущего (учителя).
2. Выполнение предложенных заданий.
3.Проверка заданий и подготовка презентаций команд.
4. Просмотр презентаций каждой команды.
5.Подведение итогов
Подготовка:
Игра проводится как урок повторения темы «проценты».В игре принимает участие20 человек:5 групп по 4 человека .Каждая группа заранее выбирает себе тему для процентных вычислений: « Распродажа», «Тарифы», «Штрафы», «Банковские операции», «Голосование». Роли всех участников распределяются до игры и объясняются правила.

После распределения ролей между учащимися готовятся бланки заданий для каждой группы, печатаются названия групп и каждому учащемуся делается эмблема с его именем и ролью. Можно использовать музыкальное оформление, тогда фонограмму надо записать заранее. Также нужно продумать расположение мебели в классе, места для команд и зрителей.

1-ая группа « Распродажа»:
1) Менеджер магазина ( проверяющий)-
2) Продавец антикварного отдела ( решает задачу)-
3) Продавец обувного отдела (решает задачу)-
4) Покупатель ( роль второго плана)-

2-ая группа « Тарифы»:
1)» Аудитор» (проверяющий) –
2) Сотрудник коммунального отдела (решает задачу)-
3) Продавец мобильных телефонов ( решает задачу)-
4) Квартиросъёмщик (роль второго плана)-

3-я группа « Штрафы»:
1)Старший кассир ( проверяющий)-
2)Кассир 1( решает задачу)-
3)Кассир 2 (решает задачу)
4) Водитель машины (роль второго плана)-

4-я группа « Банковские операции»:
1)Управляющий (проверяющий)-
2)Бухгалтер (решает задачу)-
3) Экономист (решает задачу)-
4) Вкладчик (роль второго плана)-

5-ая группа «Голосование»:
1)Председатель счетной комиссии (проверяющий)-
2)Участник ученического совета ( решает задачу)-
3)Член избирательной комиссии(решает задачу)-
4) Избиратель (роль второго плана)-

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА.
Перед началом игры расставляется мебель в классе, на столы ставятся таблички с названием команд, кладутся калькуляторы, ручки, участники прикрепляют себе эмблемы. На доске написано название игры, доска украшена рисунками и надписями по теме. Устанавливается аппаратура, если будет музыкальное сопровождение: две мелодии по 10 минут, одна на 4 минуты и аплодисменты.

Правила игры
Вступительное слово ведущего.
Все игроки занимают свои места. Ведущий сообщает цели игры, кратко напоминает её правила. Проверяющие от каждой команды получают от ведущего карточки с заданиями для своей команды.
Задачи команды:
- быстро и качественно решить задачи;
-качественно осуществить контроль, т.е. провести проверку решения задаи;
-презентовать свою группу(проявить артистизм).
2.Выполнение предложенных заданий
По сигналу начинается решение поставленных задач, все игроки команды решают отдельно друг от друга. Но по желанию игрок второй роли может помогать своей команде. Все бланки с решениями подписываются игроками.

(В Е Д У Щ И Й П Р О Х О Д И Т ПО К Л Л А С У И Д Е Л А Е Т П О М Е Т К И)

3.Проверка заданий и подготовка презентаций команд.

Затем проверяющие забирают решения игроков и сравнивают со своим решением. т.е. осуществляют проверку, исправляют ошибки, если они есть.. И в специальной графе в своем бланке делают пометки .А в это время остальные члены команды готовя презентацию своей группы. То есть им нужно оживить своих героев и свои задания. Придумать способ общения между своими действующими лицами, проговорить условие задачи и её ответ, примерить на себя роль конкретного человека в жизненной ситуации.

(В Е Д У Щ И Й П Р О Х О Д Т П О К Л А С С У И Д Е Л А Е Т П О М Е Т К И)

4. Просмотр презентаций каждой команды

При просмотре презентации оценивается артистизм каждой команды, как они могли реализовать себя в данной роли, как проявили свои деловые качества, на каком уровне проходило общение между членами команд.

( В Е Д У Щ И Й Д Е Л А Е Т П О М Е Т К И)

5.Подведение итогов.
В бланке ведущего уже зафиксировано определенное количество баллов каждой команды, но он может посоветоваться со зрителями по последнему этапу. После того, как произведены все подсчеты, ведущий объявляет результаты игры. Побеждает ,естественно, команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Оценки учитель выставляет каждому игроку отдельно. В журнал выставляются только хорошие отметки, а действиям некоторых учащихся дается устная оценка или какие-то рекомендации.


Задания для команд

Бланки 1-й группы «Распродажа».
Менеджер магазина
Задача№1.1.Антикварны магазин приобрел старинный стол за 30 тыс р.выставил его на продажу, повысив цену на 60% Но этот стол был продан магазином лишь через неделю, когда магазин снизил его новую цену на20%.Какую прибыль получил магазин при продаже антикварного стола?
Задача №1.2.На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь сначала на24%, а потом ещё на 10%. Сколько рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цены они стоили 593 рубля?

Продавец антикварного отдела.
Задача 1.1.Антикварный магазин приобрел старинный предмет за 30тыс.р. и выставил его на продажу, повысив цену на 60%. Но этот предмет был продан только через неделю, когда магазин снизил его новую цену на 20%.. Какую прибыль получил магазин при продаже антикварного предмета?

Продавец обувного отдела.
Задача №1.2.На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь сначала на24%, а потом ещё на 10%. Сколько рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цены они стоили 593 рубля?

Покупатель.
Вы любите заниматься спортом и старинные вещи, а также посещать магазины во время распродажи. Вам примерно 40 лет. Зайдя в магазин на распродажу, обратитесь за советом к менеджеру: «Где дешевле приобрести антикварную вещь и кроссовка?». Потом у продавцов поинтересуйтесь «Сколько же вы получили прибыли от моей покупки?» и «Сколько рублей я сэкономлю на покупке кроссовок?»

Бланки 2-й группы «Тарифы»
Аудитор.
Задача №2.1. в начале года тариф на электроэнергию составляя 40 к. за 1 кВтч. В середине года он увеличился на 50%, а в конце года – еще на 50%. Как вы считаете,увеличился ли тариф на 100%, менее чем на 100%, боле ечем на 100%.
Задача №2.2.Тарифы для мобильных телефонов зависят от систем оплаты. В2000г. Тарифы оплаты по системе К и М были одинаковы, а в следующие три года последовательно либо увеличивались, либо уменьшались (см.таблицу) Сравните тарифы в 2003 году.

Тарифы
2001
2002
2003

По системе К
Увеличен на 10%
Уменьшен на 3%
Уменьшен на 3%

По системе М
Уменьшен на 5%
Увеличен на 3%
Увеличен на 3%


Сотрудник коммунального отдела.

Задача №2.1. в начале года тариф на электроэнергию составляя 40 к. за 1 кВтч. В середине года он увеличился на 50%, а в конце года – еще на 50%. Как вы считаете,увеличился ли тариф на 100%, менее чем на 100%, боле ечем на 100%.
Продавец моби льных телефонов.
Задача №2.2.Тарифы для мобильных телефонов зависят от систем оплаты. В2000г. Тарифы оплаты по системе К и М были одинаковы, а в следующие три года последовательно либо увеличивались, либо уменьшались (см.таблицу) Сравните тарифы в 2003 году.

Тарифы
2001
2002
2003

По системе К
Увеличен на 10%
Уменьшен на 3%
Уменьшен на 3%

По системе М
Уменьшен на 5%
Увеличен на 3%
Увеличен на 3%


Квартиросъемщик
Вы следите за изменением цен, и вас заинтересовало повышение цен на электроэнергию, а также вы хотите перейти на новый тариф сотовой связи. Вы молоды. Обратитесь сначала к сотруднику коммунального отдела: «Как вы считаете, тариф на электроэнергию увеличился менее чем на 100%?».Затем обратитесь к продавцу мобильных телефонов : «Я был на тарифе К, вот не знаю, остаться на нем или перейти на другой. Посоветуйте»

Бланки 3-й группы « Штрафы»

Старший кассир
Задача №3.1. Если водитель не прошел техосмотр автомашины, то сотрудник ГИБДД должен оштрафовать его на Ѕ минимальной оплаты труда. Стоимость прохождения техосмотра примерно 150 р., а размер минимальной заработной платы 500 р. На сколько процентов штраф превышает стоимость техосмотра, если при оплате штрафной квитанции в банке с водителя возьмут 3 % за услуги банка?
Задача №3.2. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 2500р. Оплата должна производиться до 15 числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?
Кассир 1.
Задача №3.1. Если водитель не прошел техосмотр автомашины , то сотрудник ГИБДД должен оштрафовать его на Ѕ минимальной оплаты труда. Стоимость прохождения техосмотра примерно 150 р., а размер минимальной заработной платы 500 р. На сколько процентов штраф превышает стоимость техосмотра, если при оплате штрафной квитанции в банке с водителя возьмут 3 % за услуги банка

Кассир 2.
Задача №3.2. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 2500р. Оплата должна производиться до 15 числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?

Водитель машины.

Вы хороший водитель, но вот техосмотр не прошли, вместо талона у вас висит календарик, вот вас и оштрафовали. Обратитесь к кассиру1: «Вы не могли бы посчитать, на сколько процентов я заплачу штрафа больше от суммы техосмотра». Затем вы вспомните, что забыли заплатить за занятия ребенка в музыкальной школе. Обратитесь к кассиру 2» Я просрочил оплату на неделю, сколько же теперь придется заплатить?».

Бланки 4-й группы «Банковские операции»

Управляющий
Задача №4.1. За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 8% годовых. Вкладчик положил на счет в банке 5000 р. И решил в течении 5 лет не снимать денег со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег будет счету вкладчика через го, через 5 лет?
Задача №4.2. На диаграмме изображен рост вклада в сбербанке. С помощью диаграммы определите величину первоначального вклада и процентную ставку. Запишите формулу увеличения вклада и вычислите, какую сумму получит вкладчик через 12 лет?

Срок, год
1
2
3
4
5
6
7

Сумма, р
12000
14400
17280
20736
24883
29860
35832

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Бухгалтер.
Задача №4.1. За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 8% годовых. Вкладчик положил на счет в банке 5000 р. И решил в течении 5 лет не снимать денег со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег будет счету вкладчика через го, через 5 лет.

Экономист.
Задача №4.2. На диаграмме изображен рост вклада в сбербанке. С помощью диаграммы определите величину первоначального вклада и процентную ставку. Запишите формулу увеличения вклада и вычислите, какую сумму получит вкладчик через 12 лет?
Срок, год
1
2
3
4
5
6
7

Сумма, р
12000
14400
17280
20736
24883
29860
35832


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вкладчик.
Вы любите делать вклады, покупать ценные бумаги. Вы – «новый русский». В данном банке у вас два счета. Обратитесь к бухгалтеру с вопросом: «Сколько у меня будет денег через год, через пять лет, если не брать процентные начисления?» А к экономисту : « Вы не подскажете, я не помню, какую сумму первоначально положил на счет и сколько будет через 12 лет на счете».

Бланки 5-й группы «Голосование»

Председатель счетной комиссии.
Задача №5.1 В 2004 году в выборах Президента РФ на избирательном участке №356 приняло участие 36% избирателей от общего числа 2844 человека. За Путина В.В. отдали голоса 1069 пришедших на выборы избирателей, за Ирину Хакамаду проголосовало 78 человек. Выборы считаются состоявшимися. Кто из кандидатов победил на этом участке ( победитель должен преодолеть 50%барьер) и на сколько % обогнал своего соперника?
Задача №5.2. Из 550 учащихся школы в референдуме по вопросу о введении школьной формы участвовали 88 % учащихся. На вопрос референдума 75%принявших участие в голосовании ответили «ДА». Какой процент от числа всех учащихся школы составили те, кто ответил положительно?

Член избирательной комиссии.
Задача №5.1 В 2004 году в выборах Президента РФ на избирательном участке №356 приняло участие 36% избирателей от общего числа 2844 человека. За Путина В.В. отдали голоса 1069 пришедших на выборы избирателей, за Ирину Хакамаду проголосовало 78
человек. Выборы считаются состоявшимися. Кто из кандидатов победил на этом участке ( победитель должен преодолеть 50%барьер) и на сколько % обогнал своего соперника?
Участник ученического совета.
Задача №5.2. Из 550 учащихся школы в референдуме по вопросу о введении школьной формы участвовали 88 % учащихся. На вопрос референдума 75%принявших участие в голосовании ответили «ДА». Какой процент от числа всех учащихся школы составили те, кто ответил положительно?

Избиратель.
Вы очень любите ходить на всякие митинги, собрания. Вам лет 70. Вот и сейчас после выборов президента вас очень интересует вопрос:» Кто из кандидатов победил на вашем избирательном участке и на сколько процентов опередил своего соперника?».Обратитесь с этим вопросом к члену избирательной комиссии. Но вы также хотите узнать, как прошел школьный референдум вашего внука:» Сколько же процентов учащихся проголосовало за введение школьной формы?». Обратитесь с этим вопросом к участнику ученического совета.
Бланки ответов команд
Проверяющий
(ФИ)
класс

Группа____________
Текст решения,( если имеется)
Графа контроля

Задача №__________



Задача №____________




Решающий
(ФИ) класс

Группа___________
Текст (если имеется)

Задача №




Бланк ведущего для подсчета баллов команд
Название команд
Быстрота решения
Качество решения задач
Качество контроля
Артистизм
Итог

1
2
3
4
5
6

Распродажа






Менеджер






Продавец ОО






Продавец АО






Покупатель






Тарифы






Аудитор






Сотрудник КО






Продавец МТ






Квартиросъёмщик






Штрафы






Старший кассир






Кассир 1






Кассир 2






Водитель машины






Банковские операции






Управляющий






Бухгалтер






Экономист






Вкладчик






Голосование






Председатель СК






Член ИК






Участник УС






Избиратель








Действия каждого оцениваются:
«+»-2 балла;
«+- «-1 балл;
«- «- 0 баллов.


ОТВЕТЫ:
РАСПРОДАЖА. №1.1 8400 р.№1.2. 195 р.
ТАРИФЫ №2.1 .Более чем на 100%.№2.2 . К увеличился на 1,7%.
ШТРАФЫ №3.1. На 72 %. №3.2 .3200 р.
БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ №4.1. 5400р.;7346р.64 к..№4.2.89000р.
ГОЛОСОВАНИЕ, №5.1. Путин В.В., на 42 %.№5.2. 66%.

У Д А Ч И В С Е М !

Root Entry