Программа элективного курса по математике “Процентные расчеты на каждый день” ( 9 класс)
Программа
элективного курса по математике
“Процентные расчеты на каждый день”
Для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы “Проценты” на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Предлагаемый курс “Процентные вычисления на каждый день” демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также позновательной и социальной активности.
Цели курса:
Сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
Привить учащимся основы экономической грамотности;
Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
В результате изучения курса
учащиеся должны:
Понимать содержательный смысл термина “процент” как специального способа выражения доли величины;
Уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях)
Знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
Производить прикидку и оценку результатов вычислений;
При вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Учебно-тематический план
№
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
лекция
практика
семинар
1
Проценты. Основные задачи на проценты
2
0,5
0,5
1
2
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
2
1
1
3
Задачи на сплавы, смеси, растворы
2
0,5
0,5
1
4
Решение задач по всему курсу
2
1
Содержание программы
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты.(2 часа).
Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты:
Нахождение процента от числа (величины);
Нахождение числа по его проценту;
Нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 2. процентные расчеты в жизненных ситуациях. (2 часа).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (2 часа).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Форма занятий: комбинированные занятия. Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Решение разработанных задач по всему курсу. (1 час).
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Заключительное занятие. (1 час).
Итоговая проверочная работа.
Методы обучения:
лекция, беседа, объяснение, рассказ, выполнение тренировочных задач, выполнение практических заданий.
Форма занятий:
комбинированные занятия, практическая работа.
Форма контроля:
Проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Возможные критерии оценок:
Критерии при выставлении оценок могут быть следующие:
Оценка “отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка “хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашнее задание прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
Оценка “удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Литература:
Литература для учителя:
Никольский, Потапов, Решетников, Алгебра в 7 классе: методические материалы. - Просвещение, 2002.
Баранов, Задачи на проценты как проблемы словоупотребления //Математика в школе.-2003.№5-С.50-59.
Башарин, Начало финансовой математики.
Вигдорчик, Нежданова. Элементарная математика в экономике и бизнесе.
Литература для учащихся:
Виленкин. За страницами учебника математики.
Сборник задач по математике для поступающих в вузы.
Перемьян. Занимательная алгебра.
15