Статья по истории развития коммерческого образования в Забайкалье в начале XIX века.


Досуг учащихся Читинского частного мужского коммерческого училища баронессы М.Г. Розен во время Первой мировой войны.
Первая мировая война, или как ее называли «Великая война», оказала огромное влияние на все стороны жизни государства и общества. Она вызвала небывалый патриотический подъем, который затронул все социальные слои Российской империи, который сплотил под знаменами русской армии, как регулярные части, так и добровольческие отряды. Начавшаяся Первая мировая война не могла не затронуть даже самые дальние окраины страны. Она повлияла на многие аспекты жизни империи, в том числе и на жизнь образовательных учреждений.
Читинское частное мужское коммерческое училище баронессы М.Г. Розен также почувствовало на себе «черную тень» войны. Менялся не только состав преподавателей, так как некоторые ушли на фронт, но и приходилось искать и арендовать другое здание, потому что в старом располагался госпиталь. Не смотря на это, и учредительница училища, и директор, и учебный отдел старались обеспечить правильный ход работы учебных заведений. «Учебные занятия начнутся в обычные сроки, согласно уставам учебных заведений, в местностях, где течение жизни нарушено военными событиями начало занятий определяется начальниками учебных заведений. Служащие в учебных заведениях, призванные в войска, сохраняют за собой свои места и содержания. Уроки их распределяются между наличным составом педагогического персонала. Предметы, которые возместить будет невозможно, могут быть на этот год изъяты или заменены другими (кроме выпускного класса)» [ф.65, о.1, д. 9, л. 126].
Исключительные обстоятельства военного времени, создав в стране сильный подъем патриотического чувства, не могли не затронуть молодых сердец, вызвать у них желание принести свои силы на дело служения родине. Многие из учащихся были призваны в ряды защитников Родины, а иные и сами выразили желание принять участие в качестве добровольцев. В связи с этим рассматривался вопрос об установки в актовом зале мраморной доски для занесения имен тех, кто участвует или будет участвовать в войне. В связи с этим «в училище вводилось дополнительное занятие по физической подготовке, где преподавали гимнастику, обучали военному строю, и даже обучению стрельбе. Учащиеся, освобожденные от физических нагрузок по состоянию здоровья, занимались изучением общих сведений по военному делу. Для обучения военному строю в Читинское коммерческое училище назначен прапорщик Ткаченко» [ф. 65, о.1, д. 11, л. 126].
Уже в 1916 году Министерство Торговли и Промышленности выпустило положение о мобилизации спорта, в котором намечен ряд мероприятий, относящихся к организации для молодежи, призываемой в ряды действующей армии, допризывной военной подготовки. В обязательное преподавание в двух старших классах вводится физические и строевые упражнения 4 часа в неделю в будние дни и для выпускного еще по 2 часа в выходные. Выдача аттестатов проводится по окончанию военно-спортивных занятий. Но были и те выпускники, которые стремились остаться на 2 год в выпускном классе для получения отсрочки по призыву в войска, поэтому Министр Торговли и Промышленности А. Лагорио счел необходимым на время войны не оставлять учащихся на повторительный курс.
Помимо этого во внеурочное время устраивались для учащихся соответствующие чтения и беседы, при участии в них педагогического персонала. Темами бесед были причины войны, ход и значение войны.
17 февраля 1915 года от Забайкальского областного распорядительного комитета в училище было направлено письмо, где говорилось: «В виду расквартирования в пределах области значительного числа войск и военнопленных, может встретиться надобность в обращении на нужды военного времени здания учебных заведений в г. Чите» [ф. 65, о.1, д. 10, л. 77].
На что М.Г. Розен отвечает: «Занимаемое в данное время, вверенное мне училище, находится в частном помещении, наемном. Это помещение, в случае занятия под воинский постой, может быть освобождено, а под училище занято другое помещение» [ф. 65, о. 1, д. 10, л. 78].
Учащиеся коммерческого училища также принимали участие в вербной неделе (с 8 марта) в устройстве большого благотворительного вербного базара, сбор с которого пошел на усиление средств по заготовке белья для армии. Учащиеся выражали содействие в пожертвовании вещами и материалами, вышивали, лепили, выпиливали.
14 марта 1916 года военный губернатор Забайкальской области попросил принять участие в однодневном кружковом сборе, где учащиеся помогали обустроить убежище воинам, потерявшим свое здоровье и трудоспособность на поле боя. «От коммерческого училища участвовали: Николай Розен, Борис Горбулев, Михаил Яновский, Владимир Сиверин, Зиновий Рабинович и др., всего 10 человек» [ф. 65, о. 1, д. 11, л. 101].
В свободное время учащиеся старших классов принимали участие в уборке урожаев семей призывников. Работа дружины продолжалась в течении 2 летних месяцев с 1 июля по 1 сентября. Перед началом работ учеников инструктировали. Каждому юноше предоставлялась работа в соответствии с его физическим развитием и умениями. «Содержание дружины, проезд, снабжение рабочим инвентарем, медикаментами проводилось за счет средств, ассигнованных на сельскохозяйственную помощь» [ф. 65, о. 1, д. 11, л. 108].
Таким образом, учащиеся коммерческого училища вносили непосильный вклад по оказанию помощи семьям призывников. Во время войны роль молодежи заметно возросла. Несмотря на учебный процесс и все тяготы войны, молодые ребята не падали духом и всячески поддерживали педагогов и тех, кто остался без мужского плеча. Досуг свой они устраивали скромно - принимали участие в кружковых сборах, чтения, беседах. Для этого министерство пополняло ученическую библиотеку для проведения таких бесед в училище. Заведующий учебным отделом А. Логарио предлагал для распространения среди преподавателей и учащихся, изданную по Высочайшему повелению брошюру: «Описание жизни и подвига героя-мученика крестьянина Стефана Веремчукина».
Список источников и литературы.
ГАЗК. Ф. 65. О. 1. Д. 9. 289 л.
ГАЗК. Ф. 65. О.1. Д. 10. 387 л.
ГАЗК. Ф. 65. О. 1. Д. 11. 263 л.