Рабочая программа элективного курса «Процентные вычисления и расчёты в реальной математике» 10 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа с. Малокурильское»
694520, Сахалинская область, Южно-Курильский район, с. Малокурильское, ул.50 лет СССР, 4 тел./факс 8(42455) 96-7-14, тел. 8(42455) 96-7-16, 96-6-12
http://www.schoolmalokurilsk.ru, E-mail: schoolmalokurilsk@mail.ru
УТВЕРЖДЕНО.
Директор МБОУ «СОШ с. Малокурильское»
____________/Серебряная В.М./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Процентные вычисления и расчёты в реальной математике»
10 класс
2012-2013 уч. год
Количество часов:
34 часа, в неделю 1 час
Уровень: базовый
Учитель: Илларионова И.М.
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы “Проценты” на этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение теории вопроса. Математика на протяжении всей истории человеческой культуры является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Предлагаемый курс “Процентные вычисления и расчёты в реальной математике” демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства.
Программа предлагается для обучающихся 10 класса.
Цели курса:
повторить и привести в систему сведения о процентах;
создать основу для расширения сюжетов решаемых задач, сближающих содержание школьного курса с практическим приложением математики как науки;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности, развитию практических способностей, необходимых человеку для общей социальной ориентации.
Задачи курса:
актуализировать ранее изученный и новый материал для обеспечения ученикам достаточно высокого уровня компетентности по этой теме;
способствовать развитию учащихся в отношении интеллекта, способностей, мотивации навыков самостоятельной деятельности;
сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности и в задачах из смежных дисциплин;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Характеристика курса
Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в реальной жизни.
Текстовые задачи включены в КИМы ЕГЭ, в конкурсные экзамены.
Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у школьников и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни.
Понимание процентов и умение производить процентные расчеты необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы велико и затрагивает очень многие стороны нашей жизни.
Предлагаемый курс “Процентные вычисления и расчёты в реальной математике” демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства.
Данный курс предполагает чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач, задач с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до приёмов расчёта процентов в реальной банковской ситуации.
Предлагаемый курс направлен на то, чтобы вооружить учащихся дополнительными знаниями по процентным вычислениям для использования их не только в учебно-познавательном процессе, но и повседневной жизни – при расчёте выгодности банковской сделки, рентабельности бизнеса, коммерческого предложения.
Тема “Проценты” является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки. У учащихся воспитывается чувство удовлетворения от установленной им возможности приложения математики к другим наукам.
Они увидят, что такие, на первый взгляд, “бесполезные” вопросы, как сумма членов геометрической прогрессии, имеют глубокий экономический смысл.
Данный курс “Процентные вычисления и расчёты в реальной математике” будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков решения различных задач, связанных с процентными исчислениями, но и формированию интереса учащихся к математике, способствовать их интеллектуальному развитию. При достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке учащихся, что повышает их возможности в решении задач, а значит и повышается успешность сдачи ЕГЭ.
Единый государственный экзамен по математике – процедура серьёзная, требующая специальной подготовки. Тем более, что математику
сдают в ВУЗах разного профиля (математических, естественнонаучных, технических, экономических, военных, связанных с лингвистикой и т.д.).
Содержание программы
Что надо знать о процентах. (2ч).
Устраняются проблемы в знаниях по решению основных задач на проценты: что такое проценты, как выразить число в процентах, как выразить проценты в десятичной дроби, нахождение процентов от данного числа, нахождение числа по его процентам, процентное отношение двух чисел.
Решение задач с помощью уравнений и неравенств. (3ч).
Сюжеты задач взяты из действительности: демография, экология, социологические опросы и т. д.
Задачи на процентный прирост и вычисление “сложных процентов”. (6ч).
Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов и т. д. Решение задач, связанных с банковскими расчётами.
Задачи на смеси, сплавы, концентрацию и процентное содержание. (6ч).
Концентрация вещества, процентное содержание вещества – введение соответствующих понятий и формул.
Проценты на экзаменах. (6ч).
Задачи, предлагаемые в КИМах на ГИА.
Олимпиадные задачи. (4ч).
Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Задачи школьных математических олимпиад. Задачи московских математических олимпиад.
Что значит жить на проценты. (3ч).
Стратегия ликвидности, стратегия доходности, цепные вклады, государственные краткосрочные облигации.
Деловая игра “Проценты в современной жизни. Проценты в мире профессий”. (4ч).
Учебно-тематический план
№ Тема Кол-во часов
1. Что надо знать о процентах 2
2. Решение задач с помощью уравнений, неравенств 3
3. Задачи на процентный прирост и вычисление “сложных процентов”. 6
4. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию и процентное содержание. 6
5. Проценты на экзаменах. 6
6. Олимпиадные задачи. 4
7. Что значит жить на проценты. 3
8. Деловая игра “Проценты в современной жизни. Проценты в мире профессий”. 4
Требования к изучению курса
В результате курса учащиеся должны:
понимать содержательный смысл термина “процент” как специального способа выражения доли величины;
знать широту применения процентных вычислений в жизни;
уметь применять формулы “простых” и “сложных” процентов, формулы массовой концентрации вещества, формулы процентного содержания вещества;
уметь сочетать устные и письменные приёмы вычислений, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
Учебно-методическое обеспечение
Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления. \\ Математика в школе, № 5, 2003.
2. Захарова А.Е. Несколько задач про «цены». Математика в школе, №8, 2002.
3. Петров В.А. Элементы финансовой математики на уроках. Математика в школе, №8, 2002.
4. Фирсова М.М. Урок решения задач с экономическим содержанием. Математика в школе №8, 2002.