Рабочая программа элективного курса в 9 классе Математика в реальной жизни
МОУ «Климовская ООШ»
Утверждаю:
директор МОУ «Климовская ООШ»
___________ Г.А.Котова
Приказ № 32 от 28.08.2016 года
Рабочая программа
Элективного курса по математике, 9 класс
«Математика в реальной жизни»
2016/2017 учебный года
Программу составила:
учитель математики первой категории
Хмель Лариса Владимировна
2016 год
Актуальность данной темы заключается в том, что сейчас наше общество развивается и с каждым годом становится более грамотным, в частности и по экономическим вопросам. Практически все люди сталкиваются в своей жизни с банковской сферой – это и оплата платежей, и всевозможные кредиты, ссуды, банковские вклады. Кроме того, решаются и некоторые бытовые вопросы, например, строительство домов, ремонт квартиры и т.д. С одной стороны это кажется простым, но когда люди начинают сталкиваться с подобными вопросами, возникают некоторые проблемы и затруднения. Многие из этих вопросов неразрывно связаны с математикой, так как требуют математических подсчетов и решения задач.. Так, если бытовые вопросы можно решать, зная только в основном устный счет и арифметику, то вопросы, касающиеся банковской сферы не так просты и требуют хорошего понимания некоторых разделов, а именно: вычисление площадей, объемов тел, знание процентов и т.п.Пояснительная записка
Данная программа элективного курса предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 35 часов. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе.
Программа элективного курса сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе.
Разработка программы данного элективного курса обусловлена тем, что в школах при решении математических задач не делается акцент на том, каким образом каждая изученная тема и набор навыков по решению математических задач могут быть использованы в жизненных ситуациях и применены к расчетам, совершаемым человеком каждый день. Большая часть в данном элективном курсе отводится задачам на проценты, так как на первом этапе основной школы эта тема изучается довольно мало и учащиеся в силу своих возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.
Понимание и умение того, как производить разного вида расчеты, необходимы каждому человеку.
Предлагаемый курс «Математика в реальной жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю.
Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков математических вычислений, но и формированию интереса учащихся к изучению математики в школе.
Цели курса:
расширить и углубить знания о способах решения и средствах моделирования явлений и процессов, описанных в задачах;
развивать логическое мышление учащихся, их алгоритмическую культуру и математическую интуицию;
развивать устойчивый интерес к предмету, приобщая к окружающей нас жизни;
сформировать понимание необходимости знаний разного вида вычислений, в том числе и процентных для решения большого круга задач, показав широту применения математики в реальной жизни;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
Задачи курса:
– производить вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
– решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- знать широту применения процентных вычислений в жизни;
- уметь применять формулы “простых” и “сложных” процентов, формулы массовой концентрации вещества, формулы процентного содержания вещества;
– привить учащимся основы экономической грамотности;
– помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:
1.Основные способы решения задач на составление уравнений.
2.Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:
1.Работать с текстами задачи, определять её тип.
2.Составлять план решения задачи.
3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
5. Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграция, и т.д.);Темы, касающиеся рассмотрению задач с практическим содержанием, а именно таких задач, которые связаны с математическими вычислениями в повседневной жизни.
Ко всем занятиям имеется либо небольшая историческая и теоретическая справка, либо краткое изложение того, как та или иная тема может быть применена к расчетам на каждый день. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на умение заполнять документы по оплате жилищно-коммунальных услуг и подсчитывать расход материалов и денежных средств на ремонт помещения до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации.
В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар и использование презентаций на уроке. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме.
Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Программа может быть эффективно использована в 10-11 классах с любой степенью подготовленности учащихся, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
В результате изучения курса учащиеся должны:
уметь заполнять квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг, и производить для этого все необходимые математические расчеты;
знать сферы применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
производить прикидку и оценку результатов вычислений;
при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;
применять основные законы геометрии на практике в затруднительных случаях жизни;
ориентироваться в учебниках, работать с дополнительной и справочной литературой;
анализировать и отбирать материал для творческого отчёта;
решать задачи практической направленности.
Данный элективный курс может стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике.
Содержание программы.
Разные задачи на составление уравнений.
1. Задачи на проценты. Банковские задачи. Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины. (6 ч.)
2. Задачи на движение. Понятия равномерного прямолинейного и равноускоренногодвижения. Основные формулы, необходимые для решения задач на равномерноепрямолинейное движение и равноускоренное движение. Задачи на движение по реке. (6 ч.)
3. Задачи на работу и производительность. (3 ч.)
Задачи на смеси и сплавы. (3 ч.)
1. Основные понятия, необходимые для решения задач: массовая(объемная) концентрация вещества, процентное содержание вещества. Решение задач, связанные с определением массовой (объемной)концентрацией вещества.
2. Решение задач, связанных с определением процентного содержания вещества.
3. Решение сложных задач на смеси и сплавы.
Работа с диаграммами, графиками. (2 ч.)
Работа с диаграммами.
Работа с графиками.
Задачи по статистике и теории вероятности. (6 ч.)
Статистика. Группировка информации. Табличное представление информации. Графическое представление информации. Числовые характеристики данных измерений.
Теория вероятностей. Классическое определение вероятности. Вероятность противоположного события. Вероятность суммы несовместных событий.
Задачи с геометрическим содержанием. (6 ч.)
Тематическое планирование
Математика в реальной жизни Раздел Тема урока Кол-во часов Дата провед.
Проценты Задачи на проценты: что надо знать о процентах. 1 Задачи на проценты: вычисление количества по процентам. 1 Задачи на проценты: вычисление процентов по количеству. 1 Процентные вычисления в жизненных ситуациях: сколько процентов составляет одно число от другого? 1 Процентные вычисления в жизненных ситуациях: изменение величины в процентах. 1 Процентные вычисления в жизненных ситуациях: формулы сложных процентов. 1 Задачи на движение Транспортные задачи: движение навстречу и вдогонку. 1 Транспортные задачи: движение по окружности. 1 Транспортные задачи: движение по воде. 1 Задачи на сплавы и смеси Задачи на сплавы. 1 Задачи на смеси. 1 Задачи на растворы и концентрацию. 1 Задачи на нахождение работы Задачи на производительность. 1 Задачи на работу. 1 Задачи на бассейны и трубы. 1 Задачи на применение свойств арифметической прогрессии. 1 Задачи на применение свойств геометрической прогрессии. 1 Задачи на бесконечно убывающую геометрическую прогрессию. 1 Графики и диаграммы Задачи на чтение графиков. 1 Задачи на чтение диаграмм. 1 Прикладные задачи физического содержания Прикладные задачи физического содержания, приводящие к линейным уравнениям и неравенствам. 1 Прикладные задачи физического содержания, приводящие к квадратным уравнениям и неравенствам. 1 Прикладные задачи физического содержания, приводящие к степенным уравнениям и неравенствам. 1 Статистика и теория вероятности Практические задачи на нахождение вероятности события. 1 Практические задачи на комбинаторику. 1 Статистические задачи. 1 Задачи на оптимальный выбор. 1 Задачи на оптимальный выбор. 1 Задачи на оптимальный выбор. 1 Задачи с геометрическим содержанием Задачи на вычисление площади фигуры, заданной на координатной плоскости или клетчатой бумаге: треугольники. 1 Задачи на вычисление площади фигуры, заданной на координатной плоскости или клетчатой бумаге: четырехугольники. 1 Задачи на вычисление площади фигуры, заданной на координатной плоскости или клетчатой бумаге: окружность. 1 Планиметрические задачи на вычисление длин и углов в прямоугольном треугольнике. 1 Планиметрические задачи на вычисление длин и углов в равнобедренном треугольнике. 1 Планиметрические задачи на вычисление длин и углов в тупоугольном треугольнике. 1 Список литературы для учащихся
Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: “Оникс – 21 век” 2003.
Шевкин, А. В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997. – 112 с.
Корешкова Т.А. Тестовые задания по математике. – М.: Экзамен, 2005
Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1996
Список литературы для учителя
Винокурова Е., Винокуров Н. Экономика в задачах. – М, 1998
Корешкова Т.А. Тестовые задания по математике. – М.: Экзамен, 2005
Макарычев Ю.Н. Дополнительные главы к школьному учебнику. – М.: Просвещение, 1996
Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1996
Рельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия для 9-х классов средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1994
Сборник задач по математике для поступающих в вузы / Под редакцией А.Н. Приленко. – М.: Высшая школа, 1989
Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М: Школа-Пресс, 1999
Усов Н.А. Повторим математику. – Киев, 1994
Цыпкин А.Г., Пинский А.Н. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. – М.: Наука, 1989
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1994
Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 1997.
Глейзер, Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
Лурье, М. В., Александров, Б. И. Задачи на составление уравнений. – М.: Наука, 1990.
Потапов, М. К., Олехник, С. Н., Нестеренко, Ю. В. Конкурсные задачи по математике: справочное пособие. – М.: Наука, 1992. – 480 с.
Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», М., АО «Столетие», 1994.
Атанасян А.В. «Геометрия 7–9 кл».