Рабочая программа факультативного курса по химии 11 класс Химия в задачах
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Химия в задачах» разработана на основе Программы курса химии для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С.Габриелян, 2010 г и согласована с требованиями государственного образовательного стандарта.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа факультативного курса предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа. Факультативный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов, и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
В программе используются общие подходы к методу решения, как усложненных типов задач, так и задач школьного курса; применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики, в части случаев используется несколько способов решения задач. Наряду с расчетными задачами предлагаются и задачи на определение качественного состава веществ, что требует от учеников не только теоретических навыков, но и практических.
Главным назначением данного курса является:
совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Цели курса:
конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
развитие навыков самостоятельной работы;
развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
развитие учебно-коммуникативных умений.
Задачи курса:
совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
решение расчетных задач повышенной сложности;
формирование навыков исследовательской деятельности.
Содержание программы
Тема 1. Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии. (1 час)
Тема 2. Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следствия; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи. (9 часов)
Тема 3. Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи. (8 часов)
Тема 4. Концентрация растворов. Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Расчеты на основе использования графиков растворимости. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи. (9 часов)
Тема 5. Задачи по органической химии. Задачи с использованием схем превращений органических соединений. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента». (6 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения факультативного курса учащиеся должны
знать:
химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;
признаки, условия и сущность химических реакций;
химическую номенклатуру.
уметь производить расчеты:
по формулам и уравнениям реакций;
на определение компонентов смеси;
на определение формул соединений;
по растворимости веществ;
вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных;
энтальпии веществ;
переход от одного способа выражения концентрации к другому.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема занятия Образовательный
продукт Дата Примечание
план факт Введение – 1 час 1 Введение. Общие требования к решению задач по химии. Использование знаний физики и математики. Способы решения задач. Правила решения и оформления задач. Задачи на газовые законы – 9 часов 2 Задачи на соотношение основных характеристик газов Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление основных газовых характеристик: молярная масса, плотность, относительная плотность и др. 3 Задачи на нахождение молярной массы смеси газов.
Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе. Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятий: средняя молекулярная масса смеси, нормальные условия и условия отличные от нормальных. 4 Задачи на смеси газов. Отчет о самостоятельном решении задач. 5 Задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси. Алгоритм решения. Отчет. Конкретизация понятий: массовая доля, объемная и мольная доли. 6 Задачи на нахождение состава газовой смеси после реакции. Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятия: объемы реагирующих и получающихся газов пропорциональны коэффициентам в уравнении реакции. 7 Задачи на изменение объёма газовой смеси в результате реакции. Отчет о самостоятельном решении задач. 8 Задачи на горение топлива. Домашняя контрольная работа. 9 Смешанные задачи Отчет о самостоятельном решении задач. 10 Контрольная работа.№1 Контрольная работа Расчеты по уравнениям реакций – 8 часов 11 Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке. Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. 12 Задачи на металлические пластинки. Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач. 13 Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей двухосновных кислот. Алгоритм решения. Конкретизация знаний о свойствах основных классов неорганических соединений. 14 Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей фосфорной кислоты. Отчет о самостоятельном решении задач. Составление уравнений химических реакций и их объяснение 15 Задачи на определение состава солей при реакциях самоокисления-самовосстановления. Отчет о самостоятельном решении задач. Домашняя контрольная работа. Составление уравнений реакций раствора щелочи с хлором, серой, фосфором, оксидом азота (IV). 16 Расчёты по термохимическим уравнениям. Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний об энтальпии, термодинамических представлениях. Усвоение закона Гесса. 17 Решение задач на электролиз расплавов и растворов солей. Отчет о самостоятельном решении задач. Написание и объяснение уравнений реакций. 18 Смешанные задачи. Отчет о самостоятельном решении задач. 19 Контрольная работа №2 Контрольная работа. Решение задач на растворы – 9 часов 20 Решение задач на молярную концентрацию. Отчет. Закрепление понятий: растворы, концентрация раствора, молярная концентрация. 21 Задачи на вычисление рН. Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: рН, ионное произведение воды. 22 Задачи по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: кристаллогидраты, кристаллизационная вода, соотношение количества вещества безводной соли, воды и кристаллогидрата. 23 Задачи, на растворение веществ, реагирующих с водой. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений. 24 Задачи на насыщенные растворы. Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: растворимость, насыщенный раствор, зависимость растворимости веществ от температуры. 25 Задачи на олеум. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах конц. серной кислоты, оксида серы (VI). 26 Контрольная работа №3 Контрольная работа. Задачи по органической химии – 6 часов 27 Задачи по органической химии. Нахождение формул, если известны массовые доли элементов. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: количество вещества, молярная масса, молярные соотношения, простейшая формула, истинная формула. 28 Задачи на определение формул, если известны массы или объемы продуктов сгорания. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: молярный объем, молярные соотношения, простейшая и истинная формулы. 29 Задачи на углеводороды. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения. 30 Задачи на кислородсодержащие органические соединения. Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий о генетической связи. 31 Задачи на азотсодержащие органические соединения. Отчет о самостоятельном решении задач. 32 Смешанные задачи. Отчет о самостоятельном решении задач. 33 Контрольная работа №4. Контрольная работа. Контрольный урок – 1 час 34 Зачет Защита авторских работ
Литература
Маршанова Г.Л. Сборник авторских задач по химии. 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2014.
Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии. 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2014.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2006.
Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный, муниципальный, региональный этапы. 9 - 11 классы: учебно-методическое пособие/ под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2013.