Методические рекомендации инструктору по физической культуре и педагогу-хореографу по использованию народных подвижных игр, способствующих формированию у старших дошкольников интереса к занятиям хореографией и физкультуройМетодические рекомендации инст


Методические рекомендации инструктору по физической культуре и педагогу-хореографу по использованию народных подвижных игр, способствующих формированию у старших дошкольников интереса к занятиям хореографией и физкультурой
Необходимость формирования у дошкольников интереса к занятиям хореографией и физической культурой показывает практика ранней спортивной подготовки и спортивной специализации, а также социально-экономические изменения, происходящие как в обществе, так и в спорте.
Изменения в социально-политической и экономической жизни страны сказывается на подходе к образованию, в том числе дошкольному. В материалах Министерства образования России «Управление системой образования: проблемы и решения» отмечается: «Дошкольное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органичному сочетанию видов организации досуга (отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает девиантное поведение, решая проблему учебы и занятости детей».
Одним из средств формирования интереса к занятиям у старших дошкольников являются народные подвижные игры. Испокон веков в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устой, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е. А.Тимофеевой и др. Эти работы существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в дошкольном учреждении.
Занятия хореографией и физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях.
В методике организации и проведения народных подвижных игр наиболее существенное значение имеют следующие вопросы:
выбор игры;
подготовка к проведению игры;
объяснение игры;
организация и руководство процессом игры.
Выбор игры. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения с лазанием и д.р.)  Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, перепрыгнуть через «ручеёк». Однако не рекомендуют проводить подвижные игры со сложными видами движений (лазание) до тех пор, пока дети не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8-10 минут.
Также при выборе игры принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить её в кругу.
Подготовка к проведению игры. При подготовке к проведению игры существенное значение имеет подготовка игровой площадки, игрового инвентаря, распределение ролей, деление детей на команды и объяснение игры. Выбирая и подготавливая игровую площадку, прежде всего, нужно учесть гигиенические требования, позволяющие предотвратить травматизм участников игр (площадка должна быть ровной, без рытвин и ям, без острых, режущих и колющих предметов и т.п.) и сделать необходимую для игр разметку. Нужный инвентарь должен быть в исправном состоянии и находиться под рукой. Для выделения водящих и разделения детей на команды можно применять различные способы: по назначению педагога, путем расчета, через считалки, по выбору капитанов, по очереди.
Объяснение игры. Объяснение правил должно быть кратким (не более 2–3 минут), эмоциональным, доступным, наглядным, логичным. Дошкольникам рекомендуется говорить об основных требованиях к играющим и более подробно рассказывать о значении, технике и тактике игры. Для экономии времени можно связывать объяснение с размещением учеников к началу игры.
Организация и руководство процессом игры. Организуя игру и руководя ею, необходимо своевременно выбрать помощников и водящих, провести комплектование команд, следить за активностью играющих и уровнем физических и эмоциональных нагрузок, осуществлять объективное судейство. При организации игр необходимо пробуждать и поддерживать интерес детей к выполнению роли помощников, поощрять стремление играющих к согласованным решениям при выполнении различных заданий, воспитывать у играющих спокойное отношение к успехам и неудачам в играх. Важное значение в методике проведения народных подвижных игр имеет правильное подведение итогов игры. Одним из главных требований при определении победителей является такая система оценки результатов игры, когда ее участники не выбывают в процессе игры, а лишь получают штрафные очки. Моторная плотность занятий в этом случае достигает 80% и оказывает наиболее положительное действие на функциональную подготовленность детского организма.
Регулировать нагрузку при проведении игр можно следующими способами:
установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов;
увеличение или уменьшение количества повторений игры или ее отдельных эпизодов;
увеличение или уменьшение общего времени на игру;
удлинение или сокращение дистанций перебежек, расширение или сокращение общего участка для игры; облегчение и уменьшение (или усложнение и увеличение) числа препятствий; облегчение веса предметов;
увеличение или сокращение числа игроков в командах.
На занятиях у детей старшего дошкольного возраста подвижная игра проводится в конце занятия. Если педагог проводит сюжетное или игровое занятие, то народные игры могут прослеживаться на протяжении всего урока. Всё зависит от того, какие цели и задачи преследуются на занятии.
Список литературы
1. Ахунова Р. Н. Народные подвижные игры [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 62-63.
2. Богуславская З.М., Смирнов Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991. -101с..
3. Громова Л. А. Подвижные игры народов России — отражение климатических особенностей элемента быта культуры традиции разных народов [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 1-4.4. Детские подвижные игры народов СССР. М., 1989. С. 13.
5. Игры и упражнения в обучении дошкольников. Минск, 1985. С. 43.
6. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. -2005.-№ 4. -С. 35.
7. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. -1998 .-№ 11.- С. 64.
8. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР – М.: Просвещение, 1988 - .239с.