Рабочая программа факультативного курса Химия. Вводный курс, 7 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
п. Весёлый Чунский район Иркутская область


Рассмотрено на заседании ШМО учителей предметов естественно-научного цикла.
Протокол №____ от ________.
Руководитель ШМО: ______ (С.В. Образ)
Согласовано на заседании методического совета школы.
Протокол № ____ от________.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:________________
(С.Ю.Кулемина)
Утверждено директором
МОБУ СОШ №7 п. Весёлый.
Приказ № ____ от _________.
Директор МОБУ СОШ №7: _________ (В.И.Калашников)
м.п.




Рабочая программа
факультативного курса
«Химия. Вводный курс» 7 класс,
на 2015-2016 учебный год
(разработана на основе
авторской программы О.С.Габриеляна,
1 час в неделю, 34 часа за год)

Составитель:
Свительская Ирина Ивановна, учитель химии
МОБУ СОШ №7 п. Весёлый.
Высшее образование.
Первая квалификационная категория.


Литература:
1. Рабочие программы. Химия. 7-9 классы: Учебно-методическое пособие/сост.Т.Д. Гамбурцева. – 2-е изд.,перераб.- М.:Дрофа,2013
2. Химия. Вводный курс.7 класс: учебн. пособие / О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К. Ахлебинин. – 4-е изд., стериотип. – М.:Дрофа,2009

п. Весёлый




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 и изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Письмом министерства образования Иркутской области от 16.05.2011г. № 55-37-2727/11 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений».
Региональным учебным планом для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр.
Письмом Министерства образования Иркутской области от 04.06.2014г. №55-37-5064/14 «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательными организациями Иркутской области».
Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №7 п. Весёлый, утверждённым постановлением мэра Чунского района Иркутской области 12.12.2011г. №685.
Приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 31.08.2015 года № О-77.2 «Об утверждении учебного плана МОБУ СОШ №7 п. Весёлый на 2015-2016 учебный год».
Положением о промежуточной аттестации обучающихся 1-11 классов, утверждённым приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 11.05.2015 года № О-64.1.
Положением о рабочей программе педагога МОБУ СОШ №7 п. Весёлый, утверждённым приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 11.05.2015 года № О-64.1.
Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия РО № 045859, регистрационный № 4701), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 03.04.2012 года.
Свидетельством о государственной аккредитации (серия 38АО1 № 0000646, регистрационный №2480), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 26.03.2014 г.


Структура документа
Настоящая программа по факультативному курсу для 7 класса создана на основе авторской программы О.С. Габриеляна и И.Г. Остроумова, компонента образовательного учреждения. Рабочая программа факультативного курса «Химия. Вводный курс. 7класс» представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы: пояснительная записка (нормативно-правовая основа создания рабочей программы, структура документа, общая характеристика учебного предмета, цели и задачи изучения учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, требования к уровню подготовки обучающихся), учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование учебного материала, перечень учебно-методических и технических средств обучения.
Содержание факультативного курса представлено в программе в виде четырех тематических блоков, обеспечивающих развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т.д.
Характеристика факультативного курса.
Пропедевтический курс «Химия. Вводный курс.7 класс» состоит из четырех тем:
Первая тема «Химия в центре естествознания» актуализирует химические знания учащихся, полученные при изучении природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Это уменьшает психологическую нагрузку, возникающую с появлением в 8-м классе нового предмета, позволяет заменить связанные с этим тревожные ожидания на положительные эмоции встречи со старым знакомым. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия наука экспериментальная, поэтому рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Для отработки практических умений учащихся отобраны несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, которые знакомы им по начальному курсу естествознания и другим естественным дисциплинам: ознакомление с несложным лабораторным оборудованием (устройство штатива, нагревательных приборов, химической посуды, которую они применяли ранее), проведение простейших операций с оборудованием и веществами (правила нагревания, фиксация результатов наблюдения и их анализ и т. д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям безопасности при его выполнении и включает ушедшие ныне из практики обучения химии продолжительные экспериментальные работы (выращивание кристаллов, наблюдение за коррозией металлов).
Вторая тема курса «Математические расчеты в химии» позволяет отработать расчетные умения, столь необходимые при решении химических задач, в первую очередь на нахождение части целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей). Как видно, внимание обращается не столько на химию, сколько на математику.
Третья тема «Явления, происходящие с веществами» актуализирует знания учащихся о физических и химических явлениях, полученные на уроках по другим предметам, готовит их к изучению химического процесса на следующей ступени обучения.
Четвертая тема «Рассказы по химии» включает интересные сведения о русских химиках, об отдельных веществах и некоторых химических реакциях.
Изучение предлагаемого курса предусматривает повышение удельного веса самостоятельной работы учащихся, например, при проведении домашнего химического эксперимента и обсуждении его результатов, подготовке сообщений для ученических конференций, защите проектов, выборе объекта для подготовки сообщения или проекта и др. Курс направлен на развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.
В заключение можно отметить, что в курсе почти не затронуты требования стандарта химического образования для основной школы, например символы химических элементов и формулы веществ семиклассники учат только по желанию, не предусмотрено составление формул веществ и уравнений химических реакций, которые являются материалом для изучения в обязательном курсе химии.

Основные цели и задачи курса
подготовить учащихся к изучению серьезного учебного предмета;
разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;
сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;
отработать те предметные знания и умения (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных эпизодах становления и развития химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не может себе позволить;
интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

Место факультативного курса в учебном плане.
Модернизация образования затрагивает в первую очередь учебные дисциплины естественного цикла, и это, к сожаленью, не идет на пользу последним. Например, происходит неуклонное сокращение числа часов, выделяемых на изучение химии, но, тем не менее, химия по - прежнему остается (и должна оставаться) полноценным учебным предметом. И требования к знаниям по химии остаются достаточно серьезные, особенно касается это обучающихся, которые выбирают сдачу ЕГЭ по химии.
Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 классов общеобразовательных учреждений авторов О. С. Габриеляна и И.Г. Остроумова «Химия. Вводный курс».
При разработке программы ориентация ставилась на то, что пропедевтический курс не предусмотрен федеральным базовым учебным планом, и наша инициатива вести его у нас в школе поддерживается руководством и осуществляется за счет часов части учебного плана формируемой участниками образовательных отношений.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), контрольных работ – 2; практических работ – 6, что соответствует авторскому курсу.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать/понимать
химическую символику: знаки некоторых химических элементов,
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.
уметь называть: некоторые химические элементы и соединения изученных классов;
объяснять: отличия физических явлений от химических;
характеризовать: способы разделения смесей, признаки химических реакций;
составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема
Количество
часов

Из них




Контрольных
работ

Практических
работ

1.
Химия в центре естествознания
11


2
Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.»
Практическая работа №2«Наблюдение за горящей свечой»

2.
Математика и химия
9

1
Контрольная работа №1 по теме «Математика в химии»
1
Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

3.
Явления, происходящие с веществами
11

1
Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с веществами»
3
Практическая работа №4 «Выращивание кристаллов»
Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли»
Практическая работа №6 «Изучение процесса коррозии железа»

4.
Рассказы по химии
3





Итого
34

2
6











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п\п
Тема урока
Цель
Основные требования к ЗУН обучающихся
Тип урока
Контроль
Дата







план
факт

Глава 1. Химия в центре естествознания. (11 часов, в том числе практических работ -2)

1.
Химия как часть естествознания. Предмет химии.
Дать обучающимся представление о науке химии, о ее роли и месте среди других естественнонаучных дисциплин, о значении химии в жизни человека; начать формирование понятия о химическом веществе и его физических свойствах.
Иметь представление о науке химии, о ее роли и месте среди других естественнонаучных дисциплин;
знать о значении химии в жизни человека; иметь представление о химическом веществе и его физических свойствах.
Урок формирования новых знаний.




2.
Наблюдения и эксперимент как методы изучения естествознания и химии.
Дать представление обучающимся о научном исследовании, о таких методах как, наблюдение и эксперимент; научить планировать проведение эксперимента и наблюдения
Иметь представление о научном исследовании; знать, что такое «гипотеза», «наблюдение» и «эксперимент»;
уметь планировать проведение эксперимента и наблюдения
Урок формирования новых знаний
Устный опрос.
Игра «Руки вверх»



3.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
Познакомить обучающихся с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете, лабораторным оборудованием и посудой; сформировать организационные умения.
Знать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете; уметь различать лабораторное оборудование; научить организационным умениям (вести записи и делать рисунки)
Практическая работа
Отчет о проделанной работе



4.
Наблюдение за горящей свечой.
Заложить практические основы метода познания - наблюдения. Познакомить обучающихся с устройством спиртовки и правилами обращения с нагревательными приборами.
Уметь наблюдать и делать выводы в результате наблюдения; знать устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами.
Практическая работа
Отчет о выполнении эксперимента



5.
Моделирование.
Сформировать представление о моделировании как методе познания окружающего мира, акцентировать внимание обучающихся на различии между объектом и его моделью.
Иметь представление о моделировании как методе познания окружающего мира; уметь различать объект и его модель.
Комбинированный урок.
Химический диктант



6.
Химические знаки и формулы.
Познакомить обучающихся с понятиями «химический элемент», «химическая формула»; объяснить происхождение химической символики; по химическим формулам научить обучающихся определять принадлежность к простым и сложным веществам.
Знать определения «химический элемент», «химическая формула»; знать происхождение химической символики; уметь по химическим формулам определять принадлежность к простым и сложным веществам.
Урок формирования новых знаний.
Устный опрос



7.
Химия и физика.
Познакомить обучающихся с понятиями «атом», «молекула», «ион». Дать преставление о кристаллических решетках.
Знать определения «атом», «молекула», «ион»; иметь преставление о кристаллических решетках.
Комбинированный урок.
Самостоятельная работа



8.
Агрегатное состояние веществ.
Расширить представление обучающихся об агрегатных состояниях вещества.
Уметь давать характеристику веществам по их агрегатному состоянию.
Комбинированный урок.
Работа по карточкам



9.
Химия и география.
Сформировать представление о геологическом строении Земли; научить различать минералы и горные породы.
Иметь представление о геологическом строении Земли; уметь различать минералы и горные породы.
Комбинированный урок.
Устный опрос



10.
Химия и биология.
Познакомить с понятиями «органические и неорганические вещества»; дать представление о химическом составе клетки. Сформировать представление о роли веществ жизнедеятельности организмов.
Иметь представление о органических и неорганических веществах; иметь представление о химическом составе клетки; знать о роли веществ жизнедеятельности организмов.
Комбинированный урок.
Устный опрос



11
Качественные реакции в химии.
Дать понятие о качественных реакциях.
Знать что такое качественные реакции.
Уметь распознавать вещества с помощью реактивов на него.
Урок формирования новых знаний.
Устный опрос



Глава 2. Математика в химии. (9 часов, в том числе контрольная работа – 1, практическая работа - 1)

12.
Относительная атомная и молекулярная массы.
Дать понятия «относительная атомная и молекулярная массы». Научить определять относительную атомную массу по таблице Д.И. Менделеева и находить относительную молекулярную массы вещества по формуле.
Знать понятия «относительная атомная и молекулярная массы». Уметь определять относительную атомную массу по таблице Д.И. Менделеева. Уметь находить относительную молекулярную массы вещества по формуле.
Урок формирования новых знаний.
Собеседование



13.
Массовая доля элемента в сложном веществе.
Дать понятие о массовой доле химического элемента и научить рассчитывать ее по формуле.
Знать что такое массовая доля химического элемента в сложном веществе, Уметь вычислять массовую долю химического элемента в соединении.
Урок формирования новых знаний.
Самостоятельная работа



14.
Чистые вещества и смеси.
Дать понятие о чистом веществе и о смеси.
Различать понятия «чистые вещества» и «смеси», знать какие смеси называются гомогенными и гетерогенными.
Урок формирования новых знаний.
экспресс-опрос



15.
Объемная доля газа в смеси.
Дать понятие об объемной доле компонента в газовой смеси; научить вычислять объем компонента газовой смеси.

Знать что такое объемная доля компонента в газовой смеси; уметь вычислять объем компонента газовой смеси.

Урок формирования новых знаний.
Самостоятельная работа



16.
Массовая доля вещества в растворе.
Дать понятие о массовой доле вещества в растворе; научить вычислять массу растворенного вещества.

Знать что такое массовая доля вещества в растворе; уметь вычислять массу растворенного вещества.
Урок формирования новых знаний.
Самостоятельная работа



17.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Закрепить понятие «массовая доля растворенного вещества», повторить правила поведения и технику безопасности при проведении практических работ.
Уметь готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества.
Практическая работа.
Отчет о выполнении эксперимента



18.
Массовая доля примесей.
Дать понятие о чистом веществе научить находить массу основного вещества, содержащего долю примесей.
Уметь решать задачи по нахождению массой доли вещества.
Комбинированный урок
Тестирование.



19.
Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии»
Совершенствовать умение обучающихся вести математические расчеты
Уметь вести математические расчеты относительной молекулярной массы, нахождение массой доли вещества.
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме.
Самостоятельная работа



20.
Контрольная работа №1 по теме «Математика в химии»
Проверить усвоение обучающимися понятия «массовая доля», умение проводить математические расчеты.
Уметь решать задачи на нахождение массовой доли.
Урок контроля знаний
Письменная контрольная работа



Глава 3. Явления, происходящие с веществами (11 часов, в том числе контрольная работа – 1, практических работ - 3)

21.
Разделение смесей.
Познакомить обучающихся со способами разделения смесей и очистки веществ и их использованием в повседневной жизни человека.
Знать способы разделения смесей и уметь их применять в быту.
Урок формирования новых знаний.
Собеседование



22.
Фильтрование.
Познакомить обучающихся со способом фильтрования.
Уметь разделять смеси способом фильтрования в лаборатории, быту и на производстве.
Комбинированный урок
экспресс-опрос



23.
Адсорбция.
Дать понятие об адсорбции и адсорбентах, познакомить с устройством противогаза.
Знать что такое адсорбция. Знать устройство противогаза.
Комбинированный урок
экспресс-опрос



24.
Дистилляция.
Познакомить обучающихся со способом дистилляции как процессом выделения веществ из жидкой смеси.
Уметь разделять смеси способом дистилляции.
Комбинированный урок
экспресс-опрос



25.
Выращивание кристаллов
Отработка навыков проведения химического эксперимента.
Уметь проводить химический эксперимент. Уметь выдвигать гипотезу и делать вывод на основе проведенного эксперимента.
Практическая работа.
Отчет о выполнении эксперимента



26.
Очистка поваренной соли.
Закрепить знания обучающихся о способах разделения смесей.
Уметь с помощью полученных знаний разделить данную смесь.
Практическая работа.
Отчет о выполнении эксперимента



27.
Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.
Дать понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие.
Знать условия протекания химических реакций.
Урок формирования новых знаний.
Собеседование



28.
Признаки химической реакции.
Признаки химических реакций. Образование осадка, изменение цвета, появление запаха, поглощение или выделение тепла.
Уметь различать признаки химический реакций.
Урок формирования новых знаний.
Тестирование



29.
Изучение процесса коррозии железа
Практически закрепить знания о признаках химический реакций, познакомить обучающихся с процессом коррозии и способами защиты металлов от нее.
Уметь проводить химический эксперимент. Уметь выдвигать гипотезу и делать вывод на основе проведенного эксперимента.
Практическая работа
Отчет о выполнении эксперимента



30.
Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами»
Повторить, закрепить и систематизировать знания обучающихся о явлениях, происходящих с веществами.
Знать о явлениях, происходящих с веществами.
Урок повторение.
Самостоятельная работа



31.
Контрольная работа №2 по теме «Явления, происходящие с веществами»
Контроль и учет знаний по теме.
Знать о явлениях, происходящих с веществами.
Урок контроля знаний
Письменная контрольная работа



Глава 4. Рассказы по химии. (3часа)


32.
Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые – химики»
Популяризация имен русских великих ученых. Развивать умения работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал, выступать перед аудиторией.
Знать имена великих русских ученых, оценить их вклад в развитие науки.
Урок конференция
Защита проекта



33.
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество»
Расширить кругозор обучающихся, сформировать навыки самостоятельной работы, развивать умение выступать перед аудиторией.
Знать о свойствах веществ, способах их получения и применения, о роли этих веществ в жизни человека.
Конкурс
Творческий отчет



34.
Конкурс ученических проектов, посвященный исследованием в области химических реакций.
Расширить кругозор обучающихся, сформировать навыки самостоятельной работы, развивать умение выступать перед аудиторией
Уметь собирать необходимую информацию, уметь ее анализировать с разных точек зрения, Уметь выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Конкурс
Творческий отчет





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Учебно-методическая литература:
1. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс»/методическое пособие /О.С. Габриелян,
Г.А. Шипарева. – М.:Дрофа, 2007.
2. Химия. Вводный курс.7 класс: учебн. пособие / О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, А.К. Ахлебинин. – 4-е изд., стериотип. – М.:Дрофа,2009
3. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь 7 класс. М.: Дрофа, 2007-2010гг.
Технические средства обучения:
Компьютер. Интернет-ресурсы.
CD. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Просвещение
CD. Химия для гуманитариев. Серия профильное обучение. Издательство «Учитель»
DVD. «Приключение капли воды» , «Европа: история континента»


Оставляю за собой право корректировать план в течение учебного года.


Учитель: Свительская И.И.
Заголовок 1 Заголовок 615