Рабочая программа факультативного курса: Химия для любознательных 8 класс


Рабочая программа факультативного курса «Химия для любознательных» 8 класс

Пояснительная записка

Факультативный курс «Химия для любознательных» предназначен для учащихся 8 классов основной школы. Он ориентирован на расширение знаний учащихся , на развитие любознательности, интереса к химии.
Цели курса:
Расширение кругозора школьников, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи курса:
Развитие и укрепление интереса к предмету;
Совершенствование экспериментальных умений;
Развитие мыслительных процессов, склонностей ,
Способностей учащихся;
Развитие умения самостоятельно получать знания.
Содержание данного факультативного курса представлено тремя темами-модулями: «Вещества и материалы в нашем доме», « Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле», « химия-наука экспериментальная». Учитель , исходя из своих интересов может изменять последовательность изучения тем, увеличивать или сокращать время на изучение того или иного модуля.
Содержание курса составляют сведения о роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих осознать процессы в окружающем нас мире;
Информация об истории открытий , о необычных свойствах известных веществ; описание исследовательского химического практикума.
Решению поставленных задач служат разнообразные методы и организационные формы обучения: лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся, семинарские занятия, дискуссии и т.д.Важную роль играет химический эксперимент , который будет и источником знаний, и основой для создания проблемных ситуаций, и средством закрепления полученных знаний.









Программа ( 34 ч. 1ч. в нед.)

Тема 1.Вещества и материалы в нашем доме.
История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Соли в быту, их многообразие, свойства. Применение.
Строительные материалы, их использование в быту. История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.
Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания материалов для письма: папирус, пергамент,бумага.
Графитовые карандаши , чернила, краски.
Мыла и С.М.С.Чистящие препараты и пятновыводители.
Клеи, их состав и действие на разные материалы.
Средства бытовой химии и техника безопасности при работе с ними.
Расчетные задачи. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
Практическая работа 1. Как подобрать необходимые С.м.С. для стирки в домашних условиях. 2. удаление пятен с ткани с помощью предложенных чистящих средств. Приготовление клея и склеивание двух одинаковых и двух разных материалов.

Тема 2. Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле

Предмет геохимии. Оболочки земли. Химический состав земных сфер.
Воданеобходимое условие всех природных химических процессов.
Геохимические процессы в океане. Круговороты углекислого газа , азота, кислорода. Биогенные элементы –связующее звено между живой и неживой природой. Расчетные задачи. Вычисление массовой доли химических элементов в соединениях.
Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие оксида углерода (4) с гидроксидом кальция. 2. Получение гидроеарбоната кальция и разложение его при нагревании.
3. Обнаружение карбонатов в горных породах. 4. Определение рН почвенной вытяжки, растворов кислот и щелочей.
5.Распознавание солей натрия и калия. 6. Распознавание сульфатов, хлоридов. 7. Растворение в воде углекислого газа, аммиака.
8. Обнаружение кислорода, выделяемого зеленым растением на свету.






Тема 3. Химиянаука экспериментальная. Практикум.

Техника лабораторных работ. Простейшие стеклодувные работы .Качественный анализ. Определение наличия ионов в почвенной вытяжке. Определение загрязненности поваренной соли. Получение , собирание газов, монтаж приборов.

Практические работы: обращение со стеклом( сгибание стеклянной трубки, пипетки, капилляров ,простейших узлов)
Очистка воды перегонкой. Очистка воды от загрязнения. Приготовление почвенной вытяжки и определение ее рН. Определение степени засоленности почвы.
Определение иона кальция, хлорид-, сульфат-, нитрат- ионов в почвенной вытяжке.

Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов.
Количественное определение загрязненности вещества.
Определение массы оксида меди (2), обнаружение оксида углерода(4) и воды, получаемым при разложении основного карбоната меди( малахита)
Определение концентраций хлора иодометрическим методом.
Получение, собирание газов ( водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака), монтаж соответствующих приборов.
Разделение смеси веществ с помощью бумажной хроматографии.

После изучения факультативного курса « Химия для любознательных»
учащиеся должны знать:
Физические свойства воды ;
Способы предупреждения загрязнения воды бытовыми отходами;
Правила хранения и применения некоторых солей в домашних условиях;
Правила техники безопасности в работе с веществами, используемые в быту;

Учащиеся должны уметь:
Вычислять массовую долю вещества в растворе;
Различать соли по внешнему виду
Подбирать СМС с учетом ткани и вида загрязнения.





Тематическое планирование курса


Содержание курса
часы
дата


Тема 1. Вещества и материалы в вашем доме
12


1
История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту,производстве.
1
05.09

2
Соли в быту, их многообразие, свойства, применение.
1
12.09

3
Строительные материалы и их использование при ремонте жилых помещений.
1
19.09

4
История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.
1
26.09

5
Канцелярские принадлежности глазами химика. История создания материалов для письма: папирус, бумага.
1
03.10

6
Графитовые карандаши, чернила, краски.
1
10.10

7
Мыла и синтетические моющие средства. Чистящие препараты и пятновыводители.
1
17.10

8
Клеи.их состав и действие на разные материалы.
1
24.10

9
Средства бытовой химии и техника безопасности при работе с ними.
1
31.10

10
Расчетные задачи. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
1
14.11

11
Практическая работа 1. Как подобрать необходимые СМС для стирки в домашних условиях,удаление пятен с помощью чистящих средств.
1
21.11

12
Практическая работа 2.Приготовление клея и склеивание двух одинаковых и двух разных материалов.

1
28.11


Тема 2.Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле

10


13
Оболочки земли. Химический состав земных сфер .Процессы рассеяния вещества в жидкостях, газах, в твердых веществах.
1
05.12


14
Воданеобходимое условие всех природных химических процессах.
1
12.12

15
Геохимические процессы в океане.
1
19.12

16
Круговороты углекислого газа, азота, кислорода.
1
26.12

17
Биогенные элементысвязующее звено между живой и неживой природой.
1
16.01

18-19
Вычисление массовых долей химических элементов в соединениях, участвующих в природных геохимических циклах.
2
23.01
30.01

20

1.Взаимодействие оксида углерода(4) с гидроксидом кальция в растворе.
2.обнаружение карбонатов в горных породах.
1
06.02

21
Лабораторные опыты
1.Определение рН в почвенной вытяжке , растворов кислот и щелочей.
1
13.02

22
Распознавание солей натрия и калия.
Распознавание сульфатов, хлоридов.
Лабораторные опыты
1
20.02


Тема 3.Химиянаука экспериментальная.
Практикум.

12


23
Техника лабораторных работ.Простейшие стеклодувные работы. Количественный анализ. Определение загрязненности поваренной соли. Получение , собирание газов,
1
27.02

24
Обращение со стеклом ( сгибание стеклянной трубки, изготовление : пипетки, капилляров, простейших узлов, простейших приборов)
1
06.03

25
Очистка воды перегонкой . Очистка воды от загрязнения.
1
13.03

26
Приготовление почвенной вытяжки и определение ее рН.
1
20.03

27
Определение степени засоленности почвы.
1
03.04

28
Определение иона кальция , хлорид-, сульфат-, нитрат- ионов в почвенной вытяжке.
1
10.04

29
Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов; проведение качественных реакций .
1
17.04

30.
Количественное определение загрязненности вещества.
1
24.04

31
Определение массы оксида меди, обнаружение оксида углерода(4) и воды, получаемых при разложении малахита.
1
08.05

32
Определение концентраций хлора в воздухе иодометрическим методом.
1
15.05

33
Получение , собирание газов и идентификация газов( водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака).
1
22.05



34
Подготовка и защита проектов
1
29.05












15