Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы (материалы для мастер-классса)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21»
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы
(разработка мастер-класса)
Подготовил:
учитель истории и
обществознания
Колесникова О.М.
Старый Оскол, 2013
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом, а также опыт работы в этом направлении.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:
постановку проблемы,
изучение теории, посвященной данной проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими,
сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий,
собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Таким образом, в педагогической практике объективно сложилось противоречие между существующей потребностью организации исследовательской деятельности учащихся и недостаточной совокупностью условий, необходимых для ее осуществления.
Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему, которую мы сегодня с вами будем обсуждать: каковы педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Методические и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П. Вахтерова, Н.И. Новикова, Б.Е. Райкова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и зарубежных Дж. Бруннер, А. Дистервег, Дж. Дьюи, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, С. Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Элькониным, И.С. Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А. Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г. Иодко, О.И. Митрош, В.П. Ушачевым.
(Показать использованную литературу)
Для успешной и эффективной организации исследовательской деятельности учащихся необходим системный подход.
Ученик
Учитель
Педколлектив (педсовет, МО)
Индивидуально выбирает тему
Мотивирует запрос
Определяет концептуальные идеи развития ОУ, мотивирует исследовательскую деятельность учащихся в школе
Выполняет исследование
Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует
Планирует и организует работу учителей по педагогическому руководству учебными исследованиями школьников
Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу
Анализирует проект, дает рекомендации
Анализирует состояние исследовательской работы учебного заведения, принимает решения
Сама по себе исследовательская деятельность учащихся имеет следующую структуру:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На основе педагогических источников, а также анализа образовательной практики можно выделить следующие педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся:
1) функционирование научно-исследовательской лаборатории педагогов, мотивированных к преподаванию элективного курса «Основы научно – исследовательской деятельности»;
2) организация группового обучения по развитию исследовательских умений учащихся с учетом структуры их способностей, познавательного интереса, мотивации;
3) применение разработанного учебно-методического комплекса (авторская программа, электронное учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие, рабочая тетрадь для учителя);
4) осуществление субъект – субъектного взаимодействия учителя и учеников в исследуемом процессе.
В МБОУ «СОШ № 21» я работаю третий год и сейчас хочу познакомить вас с достижениями моих учеников в области исследовательской деятельности.
2010-2011 учебный год:
Рощупкина Анна, Калугина Анастасия - призёры муниципального этапа областного конкурса научно-исследовательских работ «История моей малой родины»
Баркалов Игорь, Мазалова Алена - победители муниципального историко-литературного конкурса, посвященного 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
Рябых Алла, Турбина Анастасия, Назаренко Татьяна, Купина Анастасия - лауреаты муниципальных исторических чтений.
2011-2012 учебный год:
Харьков Евгений (10 «А») – Диплом 3 степени регионального этапа Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в ХХI веке»
Захаров Иван (10 «А») – призер муниципального этапа Всероссийской научной конференции школьников «Открытие».
Захаров Иван (10 «А») – призер муниципального этапа Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее».
Воротынцев Даниил (7 «Б») - призер муниципальных исторических чтений.
Груздов Юрий, Лунев Илья (8 «Б») - призеры муниципальных исторических чтений.
2012-2013 учебный год:
Конищева Е. (9 «В») - победитель муниципального этапа Всероссийской научной конференции школьников «Открытие», секция «Право».
Рощупкина А. (11 «А») – призер муниципального этапа Всероссийской научной конференции школьников «Открытие», секция «Право».
Груздов Ю., Лунев И. (9 «Б») – призеры муниципального этапа Всероссийской научной конференции школьников «Открытие», секция «История».
По моему мнению, это стало возможным благодаря следующим факторам. Во-первых, удачный выбор тем для исследования. Во-вторых, выбор учащихся, обладающих не только интеллектуальными, но и коммуникативными способностями. В-третьих, наличие собственного опыта исследовательской деятельности.
Презентация системы работы по подготовке исследовательских работ учащихся по темам «Древнерусское оружие X-XII вв.: мечи», «Возрастной ценз в избирательных кампаниях».
Моделирование с использованием карточек-заданий.
Задание: представьте, что вы исследовательская группа, которая необходимо подготовить работу или проект для защиты на конференции. Сейчас Вам необходимо выбрать тему, сформулировать цель, поставить задачи, определить объект, предмет и методы исследования.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Тема
работы:
Цель:
Задачи:
Объект:
Предмет:
Методы:
Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности.
Заключительное слово.
- Организовывая исследовательскую деятельность, необходимо помнить, что любая образовательная технология имеет свои «плюсы» и «минусы». Наряду с большим количеством положительных моментов надо учесть, что исследовательская деятельность имеет свои негативные стороны, а именно:
1) неравномерность нагрузки учащихся и учителей на разных этапах работы;
2) сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя (если в разработке темы принимает участие несколько человек);
3) риск неудачного окончания работы;
4) невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.
Спасибо за внимание.
13PAGE 15
13PAGE 14615
Подготовка учащихся к исследовательской деятельности
(введение в методологию научного исследования)
Выбор темы (от общего к частному)
Исследование проблемы
(анализ специальной литературы и периодических изданий, социологические опросы,
индивидуальные консультации с ведущими специалистами)
Разработка собственного варианта решения проблемы
(составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и
методов исследования)
Практическая работа и анализ полученных результатов
(экспедиции и походы, работа в архивах, встречи с непосредственными участниками изучаемых событий, опытная и экспериментальная работа и т.д.)
Подготовка к защите исследовательской работы
(оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы)
Презентация и защита исследовательской работы
(научный доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы)
Рефлексия
15