Выступление на педагогическом совете по теме: Использование новых педагогических технологий на уроках истории и обществознания, способствующих формированию ключевых компетенций учащихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №11»
Ставропольского края села Александровского
Выступление на педагогическом совете
На тему: «Использование новых педагогических технологий на уроках истории и обществознания, способствующих формированию ключевых компетенций учащихся».
Подготовила учитель
истории и обществознания
Коваленко Л.Н,
30 января 2015 г
Тема: «Использование новых педагогических технологий на уроках истории и обществознания, способствующих формированию ключевых компетенций учащихся»
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
Преподавая историю и обществознание в 5-9 классах, стокнулась с тем, что с каждым годом все труднее становится мотивировать учащихся на изучение истории страны и традиций родного народа, в современном обществе падает градус патриотизма. Анализируя эту проблему, сделала следующие выводы: в «МОУ ООШ №11» с. Александровского - обучаются дети восьми национальностей, ребята из разных по статусу и благосостоянию семей. 49,7% детей воспитываются в семьях, социально незащищенной категории. В школе есть дети, желающие получить как можно больше знаний, но есть и слабо мотивированные. Это, в основном дети из цыганских семей и семей «группы риска». Таких в школе 22%. В сложившихся условиях, работая с неоднородным контингентом учащихся, приходится искать такие формы и методы работы, которые принесут максимум пользы и позволят повысить качество знаний и мотивацию к изучению истории и обществознания в условиях введения ФГОС.
Тема самообразования, по которой я работаю, подразумевает вариативность и разнообразие педагогических методов и приемов. Считаю своей важнейшей задачей научить учащихся думать, организовать их мыслительную деятельность таким образом, чтобы дети могли самостоятельно усваивать учебный материал, что требуют ФГОС второго поколения. Если учащиеся будут не только пересказывать содержание изученного исторического материала, но и рассматривать его во взаимосвязи с ранее изученным материалом, используя для этого приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исследования, то характер их самостоятельной работы будет творческим.
Безусловно, для учителя-практика применение новых педагогических технологий просто находка, так как это не только один из интереснейших подходов в обучении, но и огромнейший ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
В своей работе отдаю предпочтение таким приемам, которые:
Вызывают познавательный интерес и способствуют развитию творческого мышления (логические схемы, синквейн, кластер, проекты, проблемные задачи, дидактические игры, эвристическая беседа, дискуссия, групповая работа, творчески-поисковые задания);
Целенаправленно формируют мыслительные умения учащихся. Создают доброжелательную обстановку на уроке (поощрение и поддержка уч-ся, стимулирование их ответов положительными эмоциями);
Задействуют все каналы восприятия (зрительный, слуховой, практический, эмоциональный).
Заметила, что в 5-6 классах чаще всего удавались уроки с применением игровых технологий. Мною был проведен открытый урок в 5 классе «Древний Египет», с использованием технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии). В ходе урока использовались методы и методические приемы: эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа с учебником, работа с картой и лентой времени, метод ассоциаций, работа с понятийным аппаратом, презентация, кроссворд, синквейн. В ходе урока дети путешествовали по станциям Древнего Египта, чувствуя себя первооткрывателями, что принесло им неподдельное удовольствие.
На уроке в 6 классе по теме: «Поэмы Гомера» учащиеся стали жителями Древней Греции, познакомились с поэтом Гомером. Класс был разделен на творческие группы, которые на время примерили на себя роль древних греков, сражавшихся с троянцами, а также побывали внутри знаменитого Троянского коня. Другие творческие группы ходили по морю с храбрым мореплавателем Одиссеем и попадали в разные опасные переделки. Результаты урока показали, что ребята не только самостоятельно работали с учебником, дополнительной информацией, но и подготовили мини-импровизации. Кроме того, в этом же классе продуктивно проходят уроки с применением проектной технологии. Например, на уроке по теме «На пути к жизненному успеху» (обществознание) учащиеся были разделены на творческие группы, которые в итоге урока должны были подготовить мини-проекты о разновидностях профессий типа «человек – человек», «человек - природа» и т.д.
На уроке обществознания в 7 классе по теме: «Влияние человека на природу» была использована технология деловой игры. Учащиеся побывали в ролях участников судебного процесса. Это позволило не только изучить новый материал в нетрадиционной форме, но и формировать у учащихся коммуникативные компетенции, творческие способности, креативное мышление.
В старших классах часто применяю технологии критического мышления, проблемного обучения, интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования). Например, на открытом уроке в 8 классе по теме: «Экономика и ее роль в жизни людей» были применены элементы этих технологий. Учащиеся работали в парах, группах, активно дискутировали, решали проблемные задачи. В ходе урока уделяла внимание подготовке детей к ОГЭ, подбирая такие виды заданий, которые встречаются на экзамене, не забывая о терминах. Урок повторения полученных знаний в 9 классе по теме «Первая российская революция» проведен в виде дебатов. На этом уроке развивались коммуникативные компетенции учащихся. Класс был разделен на три группы: революционеры, противники революции (консерваторы) и эксперты. Учащиеся активно высказывали свою точку зрения, стараясь аргументировать свой ответ. В ходе урока ребятам было предложено создать свою партию, ее название, программу и попытаться отстоять свою точку зрения. Урок прошел плодотворно, и пусть у некоторых учащихся возникали трудности с аргументацией, выводами, анализом, но они были заинтересованы, старались проявить себя.
Я постоянно отслеживаю с помощью серии заданий уровень развития ЗУН школьников. Анализируя диагностический тест, я выявляю, с каким заданием не справился ученик. В итоге он получает оценку, а я строю индивидуальный маршрут его умственного развития.
Не забываю и о воспитании гармоничной личности. Особое внимание уделяю внеклассной работе, направленной на воспитание патриотизма, формирование нравственных качеств личности.
Патриотические минутки;
Внеклассные мероприятия «Отечественная война 1812 года», «Сталинградская битва 1943», «Освобождение села Александровского от фашистских захватчиков», «К 70-ти летию Курской битвы», «Они защищали село»
Разнообразные викторины и познавательные игры и другое.
Совместно с учащимися школы ведется создание и пополнение уголка боевой славы, журнал воспоминаний ветеранов, участников, тружеников тыла и детей Великой Отечественной войны. Наша школа не забывает о ветеранах. Они часто приглашаются к нам в гости на беседы с учащимися, да и сами ребята нередкие гости у ветеранов. Всегда помогут по хозяйству, узнают о состоянии их здоровья, поздравят со значимыми праздниками.
Результативность опыта.
За время работы по теме самообразования, мною была изучена масса педагогической литературы, разработан план работы, апробировались различные формы, методы и приемы работы по формированию ключевых компетентностей учащихся, анализировались полученные результаты. Все это позволило добиться стабильного качества знаний, многие дети стали проявлять интерес к предметам история и обществознание.
Мои ученики активно принимают участие в школьном туре олимпиад по истории и обществознанию, ежегодно занимают призовые места в районных олимпиадах по истории и обществознанию. Результаты участия в интеллектуальных мероприятиях различного уровня также представлены в презантации. На протяжении ряда лет ученики показывают достаточно стабильные результаты обучения в зависимости от сложности изучаемого материала, а также от подбора класса. Стабильность качества знаний позволяет сделать вывод, что я двигаюсь в правильном направлении и надеюсь, что данный опыт станет для меня толчком для дальнейшего роста. Проблема сохранения интереса к предмету, повышения успеваемости остаётся актуальной для меня. Моя траектория движения будет скорректирована в сторону более глубинного использования таких технологий, которые помогут учащимся достигать хороших успехов в учебе.