Конспект физико-математического КВН для учащихся 7-9 классов


Физико-математический КВН. Внеклассное мероприятие по физике и математике.
Цели: 
На основе соревновательной игры активизировать эвристическую деятельность учащихся;
Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся;
Поднять престиж умных, но не всегда популярных в классе, учащихся.
(Звучит веселая музыка В. Шаинского “Мы начинаем КВН…”).(слайд 1)
Учитель: Дорогие гости и участники игры! Все вы, конечно, хорошо знаете   это   вступление    
к   телевизионной   программе   КВН:   «Мы  начинаем КВН - для кого, для чего?».
Для кого же мы сегодня начинаем КВН - конечно, для вас, наши ученики! Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.
А для чего мы начинаем KBН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям вопрос: «А зачем мне математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!» А ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где «мантейн» означает учиться и приобретать знания; «фюзис» - в переводе «природа». И если есть упражнения для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром их называют «гимнастикой ума».  (слайд 2 ) Я надеюсь, что вы сегодня убедитесь, что математика и физика –  это не «сухие» науки и что заниматься ими также увлекательно,  как и играть в КВН. Итак, я  приглашаю на сцену ведущих КВНа.
1 ведущий.  
Почему торжественность вокруг?Слышите, как быстро смолкла речь!Это встреча важных трех наук … Приглашает вас сегодня в круг
Вместе: физика и математика.
2 ведущий. (слайд 3)Физика – это наука!Но вижу в глазах у детей только муку.Формулы скачут, мелькают подряд,Ох, как им трудно их выстроить в ряд!
1 ведущий.
Но без физики не объяснить,И кран подъемный, и гвоздь как забить,Как в Космос летаем, машины водим,И почему по Земле так просто мы ходим
2 ведущий.
Есть о математике молва,Что она в порядок ум приводит,Потому хорошие словаЧасто говорят о ней в народе (слайд 4)2 ведущий.
Я, думаю, что сегодня в зале собрались те, кто любит физику и математику. Ну а тем, кто еще равнодушен к этим наукам, сегодняшний КВН поможет изменить свою точку зрения и вызвать у них интерес.
1 ведущий. Сегодня на нашем КВН-е … 2 ведущий. Где, где?1 ведущий. На физико-математическом КВН-е.2 ведущий. КВН… К – куда, В – ведут, Н – ноги.1 ведущий. Да нет, КВН – это…2 ведущий. К – когда, В – все, Н – надоедает.
1 ведущий. КВН – это клуб веселых и находчивых. (слайд 5)
На нашем КВНеВсе физиками и математиками станут.Серьезные вопросыМы будем вам задавать.
1 ведущий.
Кто знает – тот ответит,Кто догадался – скажет,Задачи не из легкихПридется вам решать.
2 ведущий.
Пусть победят всезнайкиПытливые ребятаКто учится серьезноСтремится много знать.
1 ведущий. Представляю вам команды (под музыку “Мы начинаем КВН” команды выходят     на сцену). (слайд 6-8) 
Команда № 1  «Электрон» и капитан команды…………………….
 Команда №2 “Галилео”  и капитан команды ……………………...
Команда №3 “Философы” и капитан команды…………………….
2 ведущий. А я хочу представить вам членов жюри: ………………………………….
Жюри должно быть справедливым,Очки не зря должно давать.И будет тот в бою счастливым,                                                                                                                       Кто может честно побеждать.
 1 ведущий. Пора и поближе познакомится с командами.
Первый конкурс .  Приветствие команд.
Приветствие команды 9 класса “Электрон” (слайд 6)Стихи на мотив А. Пахмутовой “Надежда”.
КВН нас вновь собрал, друзья,Тех, кто любит шутки и веселье,А команда наша вам не зряСолнечное дарит настроеньеИ в придачу юный пыл сердец,И примите от души улыбки,Чтобы нам победный взять венец,Допускать нельзя в игре ошибки.
Припев: Победа! Девиз наш простой,А помогут удача и смелость,Победы довольно одной,Чтоб песня легко эта пелась.
Приветствие команды 8 класса “Галилео” (слайд 7)Стихи на мотив песни “Катюша” (муз. М. Блантера)Собрались мы в этом светлом зале В КВН веселый поиграть,Не заплачем, если проиграетНам соперник баллов десять – пять…Мы хотим, чтоб радость и весельеНаполняли души и сердца,Чтоб прекрасным было настроение,А играть мы будем до конца.
Приветствие команды 7 класса “Философы” (слайд 8)Стихи на мотив песни “Ой, цвет калина” (муз. И. Дунаевского)Мы, конечно, знаемКВН – игра,А в игре командыРассудить пора.Баллы присуждаетСтрогое жюри,Мы хотим открытьсяВам в своей любви!Знаем – очень сложноКВН судить,Может быть, пирожноеВам поможет бытьК нам добрей немного,И нежней, темней,Сердце пусть подскажет,Кто из нас сильней!
I часть КВН. «Математикус»
Наш     конкурс    называется     «Математикус». (слайд 9)   
Учитель: Для любого начинания требуется разминка. Разминка — гимнастика ума, так что ум в порядок будем приводить. Мы будем задавать вопросы, а вы по возможности отвечать. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (слайд 9) Я задаю вопрос всем командам сразу, отвечает  та команда, которая быстрее поднимет руку.
  1. Все знают, что два в квадрате это четыре, три в квадрате  - девять. А чему равен угол в квадрате? (90°).
2.  Геометрическое тело, на которое похожа земля. (Шар).
3. Сторона, лежащая против прямого угла. (Гипотенуза).        
4. Отрезок,   соединяющий   центр   окружности   с   любой   её   точкой. (Радиус)
  5. Четырёхугольник, у которого все стороны равны. (Ромб).    
6. Периметр квадрата. (4а).
7Название функции y = kx+b. (Линейная).
8Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса).
9Прямая, имеющая одну точку с окружностью. (Касательная).
Задача для команд (слайд 10-11)
На пир к царю пришли 33 дворянина, что на 15 меньше, чем бояр, и на 19 больше, чем крестьян. Сколько гостей было на пиру царя. (95 гостей)
Во дворе гуляли петух, куры и цыплята. Всего было 10 птиц. Сколько было кур и цыплят, если у каждой курицы было по 2 цыпленка. (3 курицы, 6 цыплят)
Стали зверюшки квасить к зиме капусту. Принесли 8 овощей-фруктов(капусту, морковь и яблоки). Причем, качанов капусты и яблок вместе 4, а яблок и моркови – 5. Сколько моркови, яблок и качанов капусты принесли звери. (3 – качана капусты, 1 – яблоко, 4 – моркови).
 А мы начинаем игру с болельщиками.
  Следующий конкурс мы назвали “Раскрываем тайну Черного ящика”. 
  Вы должны узнать,  что находится в черном ящике? (слайд 12) 
То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который  придумал  гончарный  круг  и  пилу.  Под  пеплом  Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой школьник.
Вопрос: Что лежит в чёрном ящике? (Циркуль). (слайд 13) Ведущие: Просим жюри подвести  2 итог, а мы приглашаем на сцену пришедших к нам гостей. Встречайте.
(Выступление 6 класса)
Итак, возвращаемся к командам.
Ведущие: Благодарим ребят за выступление, а теперь слово предоставляется жюри.
Ведущие:  Физика! Какая ёмкость слова!
                          Физика для нас не просто звук!
                          Физика опора и основа
                      Всех без исключения наук!
«Знатоки физики»
Ведущие: Наш   следующий   конкурс   называется   «Знатоки   физики». (слайд 14
Учитель:   Как   всегда,   этот тур тоже начинаем   с   разминки.   Вопросы предлагаются всем командам сразу.
1.  Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объёма? (Нет, не воздух. Воздух - вещество. Физических тел без формы и объёма не бывает. Если что-то не имеет ни формы, ни объёма -оно не физическое тело, а чёрт знает что).
2. Чем: красивыми словами, страстным шёпотом, громким криком, слезами, угрозами, кулаками, холодным оружием, горячими просьбами или чем-то другим можно убедить учёного с мировым именем в достоверности выдвинутой гипотезы? (Достоверность гипотез проверяется и доказывается опытами. Ничем другим настоящего учёного не прошибёшь).3. Что мешает девятикласснику Игорю, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (Взаимное притяжение между молекулами).                                                                                           
4. Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джинн? (В газообразном).
5.  В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (В простуженных, так как температура тела выше).
  6. Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, то какие три графы были бы в паспортах? (Модуль, направление и точка приложения)
 7. Злобный Джинн, находясь в газообразном состоянии внутри закрытой бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем давит Джинн? (Беспорядочно движущимися молекулами).
 8.  Однажды физики хотели поручить одному Джоулю кое-какую работу. «Да за кого вы меня принимаете?!» - закричал он. Что ответили физики? (В данном случае, - сказали физики хором, - мы принимаем тебя за единицу работы).
9.  В стакан с сахаром и в стакан без сахара налили горячий чай.  В каком стакане чай холоднее?(В стакане с сахаром, т.к. там часть внутренней энергии частично идёт на растворение сахара).
10.  В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и «за углом»?
(Термометр   не   чувствителен   к   ветру,   поэтому   его   показания одинаковы).
11. Учёный, установивший закон всемирного тяготения. (Ньютон).
12. Изобретатель радио. (А.С.Попов).
13То, что  невозможно выразить физической  величиной и что,  по утверждению     Достоевского, спасёт мир. (Красота).
14«Часы жизни». (Время).
15Ускорение свободного падения. (9,8 м/с2).
16Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое. (Плавление).
17Какое явление мешает остановиться машине мгновенно. (Инерция).
Каждая команда получает две задачи, на решение которых даётся 4 минуты. (слайд 15)
Задача 1. Вороне, масса которой 1 кг, Бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка дерева под тяжестью вороны и сыра согнулась. Сила упругости, с которой согнувшаяся ветка действует снизу на ворону с сыром, равна 10,8 Н. Сможет ли лиса, облизывающаяся внизу и владеющая знаниями по физике и математике, вычислить массу божественно вкусного сыра? И если да, то какова масса сыра? ( Сможет.      Fупругости = Рвор +Рсыра;     Рвор =  9,8Н.  А снизу 10,8Н,  значит Рсыра =  1Н, следовательно, m сыра = 0,102кг = 102г.  Бог послал вороне кусочек сыра массой в 102 г.).Ответ и решение записать на листочке.
Листки с решёнными заданиями передаются жюри. Слово жюри
Ведущие:  И, наконец, разберемся: кто же такой капитан,  ведь  впереди  конкурс капитанов.
Капитан – начальник и старший тренер команды. До КВНа работает с командой, как вол, а во время игры дерется с жюри, как лев.
                                   Конкурс капитанов (слайд 16)Учитель:   Конкурс капитанов начинается также с разминки, вопросы задаются  сразу, кто быстрее найдёт ответ, отвечает.
Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (Запасное).
 Где на Земле самые длинные сутки? (Везде одинаковые)
При смеси извести, песка и соды при высокой температуре получается субстанция, без которой наша сегодняшняя жизнь практически невозможна. Что это? (Стекло). 
Одно тело способно совершить работу, но не хочет. Другое тело хочет, но не способно. Какое из этих тел обладает энергией? (Первое). 
Учитель: Итак, разминка закончилась, переходим к 1) конкурсу «Одна минута».                   Капитанам завязывают глаза, по счёту три они должны отсчитать минуту и поднять руку. Кто наиболее близко посчитал, получает 3 балла, следующему 2 балла.
Учитель: 2) задание получают капитаны, назовём его «Кто точнее». Перед вами банка с конфетами. За одну минуту вы должны прикинуть, сколько здесь конфет, подойти и тихонько сказать мне. Кто наиболее точно назовёт мне число, тот получает 3 балла и конфеты в придачу. А теперь ответ на вопрос даст каждая команда и запишет его на листке.
Итак, умеете ли вы считать? Если да, то внимательно послушайте меня, а затем я задам вопрос. (слайд 17)Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоём  
Измерять температуру, плотность, объем.    
 Трое физиков, построившись в ряд,
Меряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом – ускорение.
  Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь
  Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.
Итак,   вопрос:   сколько   физических   величин   названо   в   данном стихотворении? собрать листы, передать в жюри. 
Учитель называет верный результат.  (15)
Ведущие:    Просим   жюри   подвести   итог.
Ведущие:    Команды   немного отдохнут, а мы продолжаем игру со зрителями.  
                              Чёрный ящик №2. (Слайд 18) 
Сначала он плавал, потом стал и летать.
Он многим, будучи их проводником , спас жизнь.
Он не любит большую жару и сильную тряску.
Он всегда целенаправлен.
Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.(Компас)
Ведущие:     Слово предоставляется жюри.
Ведущие:     Есть у нас шестёрка слуг
Проворных, удалых.
И  все, что видим мы вокруг,Все знаем мы от них.
Они по знаку нашему
Являются в нужде,
 Зовут их: Как? И почему?
 Кто? Что? Когда? И где?
                                         Домашнее задание.
Тема домашнего задания: «Физика, математика и ученики». (слайд 19)Команды задают по 2 вопроса команде противника.
Вопросы команды № 1  «Электрон» (слайд 20-21)
Уважаемые игроки! Двенадцатый месяц у нас называется декабрь. Это слово происходит от греческого «дека» - десять. Отсюда также слово декалитр - 10 литров, декада - 10 дней. Выходит, что декабрь носит название «десятый». Внимание, вопрос! Чем объяснить это несоответствие?(Раньше Новый год начинался с марта). 
Назовите 5 великих страстей Альфреда Нобеля. Именно в этих областях человеческой деятельности и присуждается знаменитая Нобелевская премия. (Медицина, литература, физика, химия, борьба за мир.)
Вопросы команды  №2 “Галилео» (слайд 22-23)
1. Философ древности, основатель тайного союза, символом которого была пятиконечная звезда, знаток Египта... Процитируйте,  пожалуйста,   утверждение  этого  философа,   которое  должен  знать каждый старшеклассник. (Пифагор, «сумма квадратов катетов равна сумме квадрата гипотенузы»).
2. При   раскопках    в    Перу   был   обнаружен   аппарат, представляющий собой две высушенные тыквы, между которыми были натянуты     растительные      волокна.      Предшественником      какого современного аппарата было это приспособление? (Телефона). 
Вопросы команды №3 “Философы» (слайды 24-25)
Первым в России ученым-медиком, всерьёз изучавшим проблему детской близорукости, был Фёдор Фёдорович Эрисман. Он определил, что расстояние от книги до глаз, при котором глаза не уставали бы, должно быть 30-35 см. В связи с этим он, не будучи инженером, разработал конструкцию, которая получила повсеместное использование. Что это за конструкция? (Школьная парта). 
Известный советский физик Ландау на вступительных экзаменах задавал вопрос: продолжите ряд букв: О, Д, Т, Ч,...Внимание, вопрос! Как нужно было его продолжить? (Один, два, три, четыре, П, Ш, С, ...).   
Сценки. Команды выступают по очереди.
Сценка "Правильный ответ"
Учитель: Петров, сколько будет: четыре разделить на два?
Ученик: А что делить, Михаил Иванович?
Учитель: Ну, допустим, четыре яблока.
Ученик: А между кем?
Учитель: Ну, пусть, между тобой и Сидоровым.
Ученик: Тогда три мне и одно Сидорову.
Учитель: Почему это?
Ученик: Потому, что Сидоров одно яблоко мне должен.
Учитель: А сливу он тебе не должен?
Ученик: Нет, сливу не должен.
Учитель: Ну вот, сколько будет, если четыре сливы разделить на два?
Ученик: Четыре. И все Сидорову.
Учитель: Почему четыре?
Ученик: Потому что я сливы не люблю.
Учитель: Опять неправильно.
Ученик: А сколько правильно?
Учитель: А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!
УРАВНЕНИЯ
- Уравнения! В порядке убывания стройсь!
По степеням рассчитайсь!
- 2-я! 1-я! 0-я!
- К извлечению корней приступить!
Делай раз! Делай два!
- Не делается.
- Как это не делается?! А ты Виетом попробуй! Виетом!
- Ой как ты нас замучал! Уйдем мы от тебя к гуманитариям: они нас не трогают. Боятся!
Чтобы лишних избежать проблем,
Раз и навсегда запомни сразу,
Что Виетом можешь ты не быть,
Но дискриминант считать обязан!
СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ
Стоит Олег задумавшись.
Лена (входя): Олег, о чем ты задумался?
Олег: Знаешь, о чем я задумался? Средние арифметическое – гениальное изобретение математики. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим по полам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое.
Лена: Но ты даже не спросил, устраивает это меня?
Олег: Подожди, это не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на пятнадцать минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое!
Лена: Ты же гений! (в сторону). Ну я тебя проучу. (Олегу).
Слышишь, Олег, ты меня просил купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Олег: Да.
Лена: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим                      арифметическим. (уходит)
Олег: Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кеды, и Роман Борисович, не будет меня ругать. (делает несколько гимнастических упражнений)
Лена: (входит с пакетом) Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь!
Олег: (с нетерпением) Давай быстрее, покажем их. (раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, другой маленький). Что это?
Лена: Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер. Да здравствует среднее арифметическое!
(Олег с ужасом хватается за голову и убегает)
Ведущий 1. Наше веселое состязание подходит к концу, пора подводить итоги. 
Ведущий 2.
Все известно вокругТем не менее,На Земле еще много тогоЧто достойно, поверь удивленияИ твоего и моего.
Ведущий 1.
Удивляйся росе,Удивляйся цветам,Удивляйся упругости стали,Удивляйся томуЧему люди поройУдивляться уже перестали.
Слово предоставляется жюри для подведения итогов и награждения.   
Слайд 26
Литература: 
СолдатоваТ.Б., ГусеваЕ.А., Сгибнева Е.П. С 60 Сценарии тематических вечеров и предметной неделифизики. 7-11класс(Серия “Школа радости”.)Ростов н/Д:Феникс,2010.-с.320.
Сайты интернет ресурса по физике, математике и информатике.