Методическая разработка: Система работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи

Система работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи
(сентябрь, октябрь, ноябрь).
Формирование интонационных средств оформления высказывания
Месяц
Задачи
Некоторые игры и игровые приемы, используемые на занятиях

сентябрь
Формировать у детей умения беззвучно произносить звуки раннего онтогенеза, чётко их артикулируя.
Упражнять в произнесении серии гласных звуков, слогов с выделением голосом определенной единицы
1. «Автомобили» (дети, изображая езду на автомобиле громко (тихо) и отчётливо гудят).
2. «Качели» (дети произносят звук громко, если рука логопеда поднята вверх, умеренным голосом, если рука вытянута вперёд, если же рука опущена, то говорить нужно тихо).
3. Малыш в колыбельке (плачет тихо, громко), мама его укачивает, ласково и нежно напевая: «А-а-а».
4.Произнеси звук так, чтобы тебя никто не услышал, но по твоим губам понял, какой звук ты произнёс (в дальнейшем задание усложняется, когда ребёнок должен беззвучно произнести слог или слово).
5. Русская народная игра: «Гуси».

октябрь
Продолжать работу по выработке навыков беззвучного произношения звуков раннего онтогенеза, а также вновь поставленных звуков.
Формировать навыки произношения слов и предложений разным по силе и высоте голосом.
Упражнять в употреблении предложений с повествовательной и вопросительной интонацией.
1. «Поезд» (дети изображают стук колес поезда или гудок паровоза, разными по силе и высоте голосом: тихо, громко, умеренно).
2. «Эхо» (дети заблудились в лесу и зовут на помощь, но им отвечает только эхо).
3. Произнеси чистоговорку медленно, чётко проговаривая каждый звук.
4. «Кто ты?» (Я – Саша, а ты?) – игра проводится по цепочке.
5. «Что болит?» (кукла пришла на приём к врачу, который должен узнать, что у неё болит).
6. «Теремок» (дети озвучивают фразу, голосом который присущ герою сказки: «Тук-тук, теремок, теремок, кто же здесь живёт?»)

ноябрь
Упражнять в произнесении повествовательных, вопросительных предложений с соответствующей интонацией.
Учить произносить слова, выделяя при этом его главную (ударную) часть.
1. «Длинный – короткий» (детям предлагается произносить звук долго, если полоска длинная, и отрывисто, если полоска короткая).
2. Произнеси слово, выделив в нём главную (ударную) часть.
3. Произнеси предложение так, чтобы оно звучало в соответствии с условным знаком: вопросительным, повествовательным или восклицательным.
4. «Прошагай» слово, остановись на квадрате, в котором живёт главная (ударная) часть.


Работа по формированию интонационных средств высказывания неразрывно связана с формированием у детей правильного произношения и с развитием у них связной речи, поэтому её включают в любое занятие, когда идёт работа над автоматизацией звука: будь то слог, слово, предложение или связный текст. Закрепление полученных навыков наиболее успешно проходит в повседневном общении детей и в играх-драматизациях знакомых детям сказках.

Формирование невербальных средств высказывания
Месяц
Задачи
Некоторые игры и игровые приемы, используемые на занятиях

сентябрь
Формировать у детей умение пользоваться невербальными средствами общения: мимикой, жестами, позой, походкой
1. Этюды: «Это Я! Это Моё!»
«Заколдованная комната» (человек в этой комнате не может говорить, поэтому он на все вопросы отвечает жестами).
«Мама отдыхает!» или «Тише, малыш спит».
«Иди ко мне, уходи, дай, до свидания, я не знаю»
«Поймай мяч».
«Я – сладкий апельсин, я – маленькая земляничка, я – сладкий и большой арбуз».
«Я несу тяжелую сумку с овощами».
2. Игра: «Угадай, какой фрукт у меня в руках?» (один ребёнок движениями и мимикой показывает форму, размер и вкус плода (изображает сладкий он или кислый))

октябрь
Упражнять в выражении эмоций внимания, интереса и сосредоточения.
1.«Любопытный ребёнок» (изобразить как ребёнок подслушивает о чём говорят взрослые).
2. «Собака взяла след»
3. « Не мешайте думать!»
4. «Лягушка».
5. «Мимический кубик» (изобразить эмоциональное состояние человека, которое выпадет на грани кубика).
6. Игра в воображаемую ситуацию: «За грибочком в лес пойдём»
7. «Заблудились мы в лесу, испугались и кричим: «АУ! АУ! Мы в лесу. Кто в лесу? Мы в лесу. Кто? Мы. Где мы? Мы в лесу. Где? В лесу».
8. Изобразим маленький росточек помидора, он очень слабенький, но с каждым днём он растёт, крепнет и становится большим сильным кустом, на котором созрел крупный плод. Съедим его, какой он вкусный!

ноябрь
Упражнять в выражении чувств удовольствия и радости.
1. «Мама пришла!»
2. «Найди облачко, которое соответствует твоёму настроению»
3. «Встреча с фокусником»
4. «Ожившие игрушки».
5. Сценка: Поход по осеннему лесу.
6. «Мамочка, пожалей меня»
7. «Встреча с другом, которого давно не видел».


Формирование лексико-грамматических категорий языка
Месяц
Задачи
Некоторые игры и игровые приемы, используемые на занятиях

сентябрь
Формировать умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя.

Упражнять в употреблении падежных окончаний имён существительных единственного числа.

Развивать умения в преобразовании имен существительных единственного числа в имена существительные множественного числа.
Тема: «Мой любимый детский сад»
1. «Что же здесь?» - используя макет детского сада, логопед показывает определённые помещения детского сада (группу, медицинский кабинет, кабинет логопеда, спальню, музыкальный зал и т.д.), а дети должны сказать, что это. Далее проводится игра по типу «Один – много» (с помещениями и предметами, находящимися в детском саду).
2. Кто работает в детском саду: внутри макета находятся куклы, которые «работают» в детском саду, дети должны назвать профессии, имена, отчества этих людей.
3. Дополни предложение: «Вечером, когда все сотрудники детского сада уходят домой в детском саду нет ..»(логопед убирает куклу, а ребёнок называет кого нет в детском саду).
4. Что лежит в моём шкафу (ребёнок , манипулируя куклой достаёт из шкафчика вещи, одновременно озвучивая эти действия: «Это моя кофта, это мой фартук и т.д.»).Можно попросить ребёнка называть кукольные вещи ласково, ведь куколка маленькая и вещи у неё тоже маленькие.



Тема: «Человек»
1. «Покажи, назови, не пропусти» (один ребёнок называет части тела, второй показывает их на своём товарище, а третий – на кукле).
2. Дополни предложения: У меня рука, а у куклы – маленькая (ручка, ножка, головка и т.д.)
3. Обведи куклу по трафарету и назови, что у неё по одному (по одной, по два, по две), назови эти части тела куклы ласково.
4. Угадай, что показывает тебе кукла из-за ширмы (логопед ставит ширму и показывает руку, ногу и т.п. куклы, а ребёнок должен назвать соответствующую часть в единственном и множественном числе, а затем образовать новое слово с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Если ширма достаточно высокая, то вместо куклы можно поставить ребёнка.



Тема: « Лиственные деревья».
1. Собери букет из листьев (в вазе стоят веточки лиственных деревьев, ребёнок должен собрать букет из одинаковых листьев).
2. Среди листьев найди одинаковые. С какого они дерева?
3.Один – много.
4. Собери дерево из частей, назови эти части (ствол, ветки, листья).
5.Обведи дерево по трафарету, раскрась только ту часть, про которую будет загадка (Это часть дерева, к которой крепятся ветки (ствол)).
5. Назови ласково (береза, дуб, осина, липа).
6. Сплетём венок из одинаковых осенних листьев к празднику (начинают с логопедом, заканчивают с воспитателем)



Тема: «Огород. Овощи».
1. «Что растёт у нас на грядке?» (На листе плотного картона рисуется огород, на котором делаются прорези для карточек с изображением овощей. Логопед, обращаясь к детям спрашивает: «Что растёт на нашей грядке?», а они в свою очередь отвечают (практически неговорящие дети односложно, дети с ОНР3 дают более полный ответ)).
2. «Наш урожай» (дети получают муляжи овощей или настоящие овощи и собирают их в корзинку, например: только круглые или только красные; далее дети должны назвать овощи, которые они положили в свою корзинку.
3. В ящике с землей «растут» разные овощи (муляжи или настоящие). Детям раздают орудия труда, и они собирают эти овощи, комментируя свои действия: Я дергаю морковь. Я копаю картошку. Я срезаю капусту. Я срываю помидор и т.п.
4. Посмотри на овощ, и, используя схему, скажи: какой он.
Схема: разноцветное пятно обозначает цвет предмета, разные геометрические фигуры его форму, два разных по величине предмета – размер, рот – вкус, нос – запах, капелька – сочный овощ или нет.

октябрь
Упражнять в согласовании имён существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже и с глаголами в роде и числе.

Упражнять в образовании имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в согласовании имен существительных с притяжатель-ными местоимениями «мой, моя, мои, моё».

Упражнять в употреблении в речи простых предлогов.

Закреплять навыки правильного образования существительных косвенных падежей единственного числа.
Закреплять навыки образования множественного числа имён существительных
Тема: «Фруктовый сад».
1. Логопед просит детей собрать в саду урожай фруктов (использовать, вырезанные из плотного картона контуры разных фруктовых деревьев, а под и на них муляжи фруктов. Каждый ребёнок выбирает себе дерево, с которого он будет собирать фрукты и сообщает об этом логопеду: «Я собираю яблоки».
2. Назови фрукты, лежащие в твоей корзинке ласково.
3. Скажи, что я делаю? – вы берете из корзинки яблоко (грушу, лимон, апельсин). Скажите, а что я делала? - Вы брали из корзинки .
4. Мастер загадок. (Кто из вас загадает самую лучшую загадку про фрукт, тот и будет носить гордое звание мастера загадок). дети, используя схему, составляют загадки про понравившиеся фрукты. чья загадка понравилась детям больше всего получает приз и звание мастера загадок.
5. Выпей и скажи, какой это сок?
6. Вкусный кусочек (я съел(а) кусочек яблока, груши, лимона, дольку апельсина, мандарина и т.д.)
7.Один – много.



Тема: «Мы – строители».
1.Маленькие строители (из кубиков или лего-конструктора строим дом, при этом называем все его части: фундамент, стены, окна, двери, потолок, пол, чердак, крыша).
2. Какой это дом? (использовать фотографии домов, какие есть в городе) – блочный, панельный, кирпичный, деревянный, брусчатый, каменный и т.д.
3. Один – много.
4. Назови ласково.
5. Помоги Пятачку рассказать как он в гости к Вини Пуху ( я к Вини Пуху , к его дому , в дом ., Вини Пуха дома не оказалось, я из дома и вокруг дома , друга нигде не было видно, поэтому я опять домой (все действия Пятачка обыгрываются).



Тема: «Мебель».
1. Чиним старую мебель (У куклы Кати сломалась мебель. Давайте её починим. Назовите, инструмент который нам пригодится для работы. Что мы будем ремонтировать у стула? у дивана? у стола? у кресла?).
2. Какую мебель продают в магазине (деревянную, железную, плетённую, пластмассовую)?
3. Где должна стоять эта мебель? (логопед выставляет на стол разную мебель, а ребёнок - ведущий спрашивает у детей: Где должна стоять эта мебель? Дети отвечают: «Кровать должна стоять в спальне, кресло в зале, вешалка в коридоре и т.д.».
4. Катины заботы (предлагается посмотреть на картинки и сказать, что Катя делает, и что она уже сделала: заправляет свою кровать, заправила свою кровать, протирает пыль со шкафа, протёрла пыль со шкафа, чистит мебель, почистила мебель).
5. Один – много, назови ласково (игры с мячом).



Тема: «Посуда».
1. «Встречаем гостей» (Логопед сообщает детям, что сегодня у Маши день рождение. Она пригласила в гости своих друзей, поэтому до прихода гостей необходимо накрыть стол). Далее у детей выясняют, какую посуду они будут ставить на стол (нарядную, красивую, праздничную), выясняют в какой посуде нужно подать суп, хлеб, соус, для чего необходимы салфетки, и какая посуда для этого существует и т.д.
2. Путешествие на фабрику. Логопед предлагает детям совершить путешествие на фабрику, где делают разную посуду (глиняную, фарфоровую, стеклянную, пластмассовую, деревянную).
3. Накрой стол к обеду. Скажи, чья это посуда (это моя чашка, это моя тарелка, это моё блюдце и т.д.)
4. Один - много, назови ласково.
5. Что ты сейчас делаешь, и что ты уже сделал?(я ставлю чашку, я поставил чашку, Маша стелет скатерть, Аша постелила скатерть, мама моет посуду, мама вымыла посуду и т.д.)
6. Семья собралась за столом, сначала подали тарелки для супа, они были глубокие, а тарелки под второе наоборот , мы ели суп и пили горячий чай, а на десерт нам подали .. мороженое, когда мы поели, на столе осталась ... посуда, мы сами её помыли, и она стала .

ноябрь
Формировать умения и навыки образования и употребления имён существительных в родительном падеже множественного числа.

Формировать умения в согласовании числительных «один, одна», «два, две» с существительными.

Формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа.

Закреплять умения и навыки употребления простых предлогов.

Упражнять в образовании и употреблении приставочных глаголов
Тема: «Обувь».
1. «Расставь обувь по своим местам (логопед предлагает навести порядок в обувном шкафу так, чтобы на каждой полочке «стояла» обувь соответствующего сезона).
2. Из чего шьют обувь («путешествие на обувную фабрику», закрепление навыков образования относительных прилагательных, детям предлагают посмотреть материал, из которого изготавливают обувь и ответить, какая же обувь перед ними).
3.Когда нам необходима эта обувь? (логопед предлагает детям выбрать праздничную, повседневную и праздничную обувь).
4. Лена и Паша всё делали наоборот (Лена обулась, а Паша ; Лена завязала шнурки, а Паша ; вымыла обувь, а Паша ; просушила обувь, а Паша)
5. Малыши Маша и Алёша пошли (гулять зимой, весной, летом, на праздник, пришли домой). Что ты на них обуешь ?( Я обую на Алёшу зимние сапоги, чтобы их ноги не мёрзли. и т.д.)



Тема: «Одежда»
1. «Одень Машу и Алёшу на прогулку» (для игры потребуется кукла и комплект одежды). Детям предлагают собрать кукол на прогулку, но одеть их нужно по сезону, поэтому одна группа детей собирает кукол на летнюю прогулку, вторая на зимнюю, а третья провожает их в осенний лес. Выигрывает та команда, которая правильно оденет кукол и назовет вид одежды (летняя, зимняя, тёплая, легкая).
2. «Ателье» (На столе разложены предметы, которые необходи-мы для пошива новой одежды или её ремонта. Дети должны подойти взять два предмета и назвать действия, которые с ними можно выполнить. Логопед должен подобрать предметы так, чтобы в своём ответе ребёнок использовал приставки: вы-, при-, за-, под-. Например: Я разрезал ткань по линиям. Я вырезал из ткани аппликацию. Я пришиваю пуговицу. Я зашиваю дырку на колготках и т.д.).
3. «Закройщик одежды» (детям сообщают о том, что в ателье поступил заказ на пошив платья и рубашки, а закройщик заболел. Детям предлагается самим стать закройщиками, а для этого взять лекала деталей одежды и приложить их к ткани
Далее задаётся вопрос: Из каких частей состоят платье и рубашка. Дети мелом обводят детали одежды и сообщают логопеду, какую деталь они кроили: У меня готов рукав для платья. А у меня карман рубашки и т.д.).
4. «Магазин тканей» (мы попали в магазин, где продают разные ткани, давайте попросим продавца показать нам разные ткани. Логопед за продавца показывает ткани и просит детей, помочь ей определить какие это ткани. Далее логопед продолжает: если ткань сделана из шерсти, то она .; если из льна, то и т.д.)



Тема: «Продукты питания»:
1. К нам в гости должны придти друзья. Мы должны быть гостеприимными хозяевами и угостить гостей. Давайте подумаем, чем мы их будем угощать. На стол выставляются бутафорские продукты питания. Дети должны ответить: «Мы угостим друзей колбасой, чаем, сыром и т.д.
2. «Повара» - нам необходимо приготовить обед для мамы. Вспомните, что мама вам всегда готовит на обед? Какой суп мама любит больше всего? (картофельный, мясной). Что она обычно готовит на второе (рисовую кашу с рыбной котлетой), а на третье – ягодный кисель (чтобы дети сами называли меню для мамы перед ними стоит кастрюля с наклеенными на неё картинками, из чего готовится то или иное блюдо. Превосходно, превратились в поваров, начинаем готовить. Дети надевают колпаки и фартуки и, изображая приготовление обеда, рассказывают: «Мы положили в суп мясо, потом картошку, потом лук, укроп и петрушку.»).
3. «Мы идём в кафе» - детям предлагают «сходить» в кафе. Столы в группе расставлены так, чтобы это было похоже на кафе. К детям подходит официант, он здоровается и предлагает изучить меню, после чего узнаёт, что хотят заказать клиенты.
Задача детей сделать заказ и правильно назвать все заказанные блюда.
4. Делаем салат, заправляем его маслом, но каким: если масло из подсолнечника, то это . масло, из льна , из сои, из кукурузы, из оливок (детям показывают и называют продукты из которого изготавливают масло, а они в свою очередь образуют относительные прилагательные).



Тема: «Игрушки»
Закрепление полученных знаний. Используют упражнения из занятий: «Мы строим дом», «Мебель в нашей квартире», «Накрываем на стол», «Обувь», «Одежда», «Угощаем мы друзей». Но в занятиях по данной теме во всех заданиях и упражнениях детям предлагается что-то выполнить для любимой игрушки. Например: «К кукле Кате пришли её друзья. давайте накроем стол и угостим Катиных гостей» и т.п.


Используемая литература:
Арушанова А.Г.,Дурова Н. Истоки диалога. Дошкольное воспитание №1-2001, №10,11-2002, №10-2003.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. М., Мозаика-Синтез 2004.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. Формирование грамматического строя речи.
М., Мозаика-Синтез 2004.
Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры. М., Школа-Пресс 1999.
Гаврилушкина О. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников. Ребёнок в детском саду, №1- 2003.
Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. Ребёнок в детском саду, №2-2003.
Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. В 4-х кн., С-П., Детство-Пресс,2000.
Гришпун Б.М.,Селивёрстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. Дефектология, №3-1988.
Жукова Н.С., Мастрюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 2005.
Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, Академия развития, 1997.
Косякова О.О. Логопсихология. - Ростов/на Д.: Феникс, 2007. - 136 с.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. С-П.,2004.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Ростов-на-Дону,2004.
Миняжева Д. Формирование навыков социальной перцепции у детей с ОНР. Дошкольное воспитание, №2-2004.
Миняжева Д.Р. Усвоение дошкольниками с общим недоразвитием речи социально-этических правил поведения . Логопед. – 2008. - № 7.
Путкова Н.М. Формирование вопросительных высказываний у детей дошкольного возраста с ОНР. Логопед,№1,2005.
Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, ЛИТУР,1999.
Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., Просвещение,1987.
Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. Дошкольное воспитание №8-2003.
Трошин О.С. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития. Логопед, №1-2006.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение,1995.
Яковлева О.Н. Психологическая помощь дошкольнику. С-П., Валерии СПД 2001.

15