Конспект конкурса По тропинкам математики
Монгуш Марта Донгаковна, МБОУ СОШ №2, учитель математики, Республика Тыва, г.Чадан.
Конкурс «По тропинкам математики» 5 класс с презентацией.
Конкурс «По тропинкам математики».
Цель: привить интерес учащихся к математике; развить математический кругозор, мышления; воспитать настойчивость.
Здравствуйте ребята!
Конкурс открываю я.
Математики тропинки
Приглашают всех вас в путь.
И смекалку, и смешинки
Взять с собою не забудь.
Я команды вам представлю,
Их сегодня ровно два.
Здесь сидят не папы, мамы-
Очень строгое жюри.
Итак, представлю членов жюри: _____________________
А теперь я приглашаю команды: первая команда «Квадрат»
Вторая команда «Круг».
А теперь слово для приветствия предоставляется командам.
Команда «Квадрат» (читают по очереди):
Присмотритесь-ка к квадрату.
Он здоровый, тороватый,
Он надежнее, чем друг,
Чем уж слишком круглый круг.
Каждый может быть свидетель,
Что в нем дышит добродетель.
В нем четыре стороны.
И все стороны равны.
Честен каждой он чертой, каждый угол в нем прямой.
Мы считаем: каждый рад,
Что на свете есть квадрат!
Ой, полным – полно здесь зрителей,
Негде яблоку упасть.
Помогите, помогите
Место первое занять.
Вы похлопайте в ладоши нам,
Поддержите лозунгом.
И тогда команда наша
Благодарна будет вам.
Команда «Круг».
Знает север, знает юг,
Что сильна команда «Круг».
Пифагора мы моложе,
Но не лыком шиты тоже,
Посмотри вокруг.
Мы к победе заветной придем,
Мы прикатим кратчайшим путем.
И болельщики нам не изменят
Нас поддержат, помогут, поверят,
И к жюри мы тропинку найдем.
Мы не зря зовемся «Кругом».
Стойкие. И друг за друга
Мы сумеем постоять,
Будем отвечать на «пять»
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать,
Ясно всем без лишних слов,
Темных нет у нас углов.
А теперь я представляю капитанов команд.
Капитан команды «Квадрат»
Капитан «Квадрата»:
Желаю нынче воспитать
Такую точность мысли,
Чтобы в нашей жизни все познать,
Измерить исчислить!
Капитан команды «Круг»
Капитан «Круга»:
Чтобы врачом, моряком и летчиком стать
Надо твердо, на «пять», математику знать!
Итак, я конкурс начинаю,
Всем успехов я желаю.
В туре первом мы узнаем,
Кто же лучше вычисляет?
Я задачки вам даю
Кто быстрее сосчитает?
Чему равно произведения всех цифр?(0)
Что больше: произведение всех цифр или их сумма. (Сумма, так как произведение равно 0)
3.Росло 4 березы на каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке – по 4 яблока. Сколько всего яблок? (ни одного – на березах яблоки не растут).
4.Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают).
·
· тур. Тур второй мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады.
За разгадки вам – награда.
1. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковых машин и грузовик. Сколько всего машин ехал в этот поселок? (1 мотоциклист)
2.Что легче кг железа или кг ваты (одинаковы).
3. К семи прибывать пять. Как правильно записать: «одиннадцать» или «адиннадцать»? (двенадцать).
4. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа).
5. Бревно распилили на четыре части. Сколько сделали распилов? (3).
6. Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (груша).
7. Какое число никогда не бывает делителем? (0).
8.Наибольшее трехзначное число? (999).
Я вижу, что делить, решить умеете. И пока жюри подводит итоги, мы посмотрим сценку «Деление с проверкой».
На сцену выходят две девочки – Ира и Света.
Ира (пританцовывая):
Я танцую руки в боки,
Приготовила уроки.
Тра -ля –ля, тра - ля –ля
Света (за сценой): А задачу ты разве решила?
Ира: Задачу я уже читала, задача очень легкая, и я сейчас же ее решу.
Света: Скорее решай, а потом будешь отплясывать.
Ира садится за стол, берет ручку, задачник, начинает читать задачу. Пишет, смотрит, снова пишет, и чем дальше, тем ее движения становятся быстрее. В конце концов, девочка опускает голову на стол и громко плачет. Входит Света.
Света: Ира, что случилось? Что с тобой?
Ира(всхлипывая): Задача не выходит.
Света: Как не выходит? Трудная она, что ли? Не знаешь, как делать?
Ира: Нет, знаю, да вот не выходит.
Света: Как же так? Знаешь, как делать, а не выходит? Если не выходит. Значит, делаешь неверно. Ну показывай, что за задача такая? Читай условие.
Ира(читает): За 8 метров шелку заплатили 40 рублей. Сколько стоит 1 м шелку?
Света: И эту задачу ты не сумела решить?
Ира: Если за 8 метров заплатили 40 рублей, то за 1 метр заплатили в 8 раз меньше. Я делила 40 на 8.
Света: Верно, верно! Как же не выходит? Должно выйти. Сколько ты получила?
Ира: 41.
Света: Что? 41! Ха-ха-ха. Ну и разделила, нечего сказать! А ну-ка, дели снова.
Ира:40 делим на 8, получаем 4. Четырежды восемь -32. Из сорока вычтем 32, будет 8, 8 разделим на 8, получим 1. Один метр будет стоит 41 рубль!
Все эти вычисления Ира показывает на доске.
Света: Да ты сама пойми, 8 м шелка стоят 40 рублей, а 1 м-41 рубль. Разве это может быть?
Ира: этого-то я не понимаю. Объясни мне, Света!
Света: Как проверить деление?
Ира: Умножением. Нужно делитель умножить на частное.
Света: Вот и умножай.
Ира(начинает умножать на доске): 8 умножить на 1 , будет 8. Четырежды восемь – равно 32. 8 да 2 равно- 10, 0 пишем, а 1 в уме. 3 да 1 –рано 4, всего 40. Верно
Света: Интересно! Ведь цифры ты получила верные!
Ира: Ну вот, верные! В ответе 5, а у меня 41! Как же это- верные?
Света: А вот после того, как ты получишь 4 и 1, сложи их, и у тебя получится 5! Если непонятно, тебе ребята объяснят ( показывает в зрительный зал) , а мне некогда: надо уроки готовить
Ведущий: Ребята, объясните Ире, почему можно 4 и 1 сложить? Укажите ей ошибки в делении и умножении.
·
·
·.тур. Третий тур мы начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи.
1.В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4)
2.В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (3 дед, отец, сын)
3. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если он встанет на обе ноги. (5кг)
4. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (30км)
·V тур. Вы, ребята, все устали,
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
И четвертый тур – игра!
Конкурс 1. «Каждой руке – свое дело». Правая рука чертит окружность, левая – треугольник.
Конкурс 2. Нарисовать из цифр человека.
Конкурс 3.Завязанными глазами нарисовать прямоугольник.
Конкурс 4. Кто быстрее впишет в клетки нужные цифры.
а)
- = 1
3
4
9
9
16
49
б)
Пока жюри подводит итоги, у нас конкурс болельщиков.
С какой тарелкой нельзя есть? (с пустой)
Каких камней в воде нет? ( сухих)
Когда черный кот быстро войдет в дом? (когда дверь открыта)
В комнате горело5 свечей. Проходя мимо человек потушил 2 свечи. Сколько свечей осталось? (2)
На столе было 3 стакан сока. Мальчик выпил 1 стакан сока. Сколько осталось стаканов? (3)
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько нужно минут, чтобы сварить 5 яиц?
Подведение итогов игры.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Жюри объявляет результаты, называет лучших участников. Церемония награждения.
В заключение звучит песня В.Шаинского « Чему учать в школе?»
Литература:
1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике.- Саратов: Лицей, 2003
2. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов- на Дону «Феникс» 2006.
3.Гаврилова Т.В. Занимательная математика в 5-11 классах.- Волгоград: Учитель, 2004.
4.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение,1988
5.Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике.- Минск: