Консультация для педагогов Влияние продуктивных видов деятельности на развитие коммуникативных навыков дошкольников старшего дошкольного возраста
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную.
Тенденции реформирования образования все активнее подталкивают к пересмотру существующих позиций и выработке новых подходов к развитию процесса коммуникации и организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Анализ соответствующей литературы показал: в качестве специфической деятельности, формирующей базовые характеристики личности, не случайно выделяется продуктивная деятельность. Развитию различных видов продуктивной деятельности дошкольников способствует не только их доступность и привлекательность, но и определенные возрастные особенности детей. Продуктивная деятельность рассматривается как синтетическая, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры.
Продуктивная деятельность способствует осмыслению понятий социальной действительности благодаря широкому использованию различных изобразительных средств, для передачи эмоционально-творческого переживания действительности.
Продуктивная деятельность имеет огромные образовательно-воспитательные возможности. Продуктивная деятельность развивает физические, умственные и нравственные способности детей. Особое значение продуктивная деятельность имеет для развития у детей ручных навыков и речевой активности.
В конструкте «речевая активность» можно выделить несколько параметров:
- повышение собственной активности детей;
- повышение высказываний, направленных на общение с другими детьми;
- умение самостоятельно, без наводящих вопросов составить рассказ по картинке;
- способность отвечать на открытые вопросы;
- способность самому задавать вопросы;
- повышение комментариев, сопровождающих собственные действия ребенка.
Остановимся на тех заданиях, которые окажут влияние на развитие речи детей. Одно из заданий, способствующее повышению речевой активности ребенка, заключается в том, что детям можно предложить разбрызгать кисточкой разноцветную краску по альбомному листу, а затем предложить увидеть что-нибудь в получившихся цветных капельках. А затем задать ребенку ряд вопросов: «На что это похоже?», «А не напоминает ли тебе это…?», «А как можно дорисовать, чтобы получилось…?» и др. Сначала не все дети смогут отвечать, но при многократном выполнении этого задания дети научатся видеть в пятнах и их сочетаниях разнообразные фигуры, персонажи, предметы окружающего мира. Если дети будут испытывать затруднения при выделении фигуры из фона вы можете вмешаться в процесс решения и «подать пример» детям в том, как можно в капельках «узнать» что-либо. Для этого возможная фигура обводится карандашом или пальцем, что облегчит ее восприятие. Постепенно дети втянутся в выполнение задания и начнут сами узнавать нечто определенное. Это задание направлено на развитие номинативной, обозначающей функции речи. Задание даёт возможность детям в неопределенных очертаниях, полученных в результате разбрызгивания краски на бумагу, неожиданно для себя узнать что-то определенное, а не создавать заранее какой-либо предваряющий образ. Как известно, интенция рисовать нечто определенное имеет своим истоком связь слова и рисунка: вначале рисунок предшествует названию, потом эти процессы идут одновременно, затем слово начинает предшествовать рисунку.
Другое подобное задание заключается в овладении детьми еще одним способом рисования. Детям предложить нарисовать на листе разноцветные пятна и потом сложить лист пополам. Развернув лист, дети получат красочный симметричный узор. После выполнения задания детей попросить внимательно посмотреть на рисунок: «Не напоминает ли тебе что-то эти очертания?», «На что это может быть похоже?», «Может, ты раньше видел такое где-то?» и др. Это задание также направлено на развитие номинативной, обозначающей функции речи, как и предыдущее задание. Можно проводить данную работу в группах по 2-3 человека, чтобы постепенно они стали чаще обмениваться высказываниями друг с другом. Они могут комментировать действия свои и своего соседа («Надо ещё подрисовать зеленой краской», «У меня красиво выходит, а у тебя нет», «Может, сделать ещё красного вот тут» и др.). Таким образом, на этом этапе работы заметно возрастёт речевая активность детей, они станут вести себя более раскованно в среде сверстников, сопровождать свою деятельность речевыми высказываниями. В ходе выполнения задания дети сами, без стимуляции, начнут рассказывать, задавать вопросы педагогу с целью уточнения инструкции, чего раньше они не делали. Повысится уровень рассуждения вслух по поводу выполнения своих действий («Мой арбуз смешной будет», «Возьму сейчас зеленый… зеленый мой любимый цвет», «Надо ещё вот сюда прилепить»). Дети начнут больше общаться друг с другом. Вы заметите, что у некоторых детей рисунки станут красочными, насыщенными деталями, они смогут применить разные способы рисования, которым их обучали.
Выполнение работ по замыслу - наиболее сложная форма продуктивной деятельности для детей дошкольного возраста. Начало развития замысла связывают с переходом рисунков детей на изобразительную стадию. Внешним выражением достижения этой ступени считают изменение соотношения между изображением и словом – ребенок сначала словесно формулирует замысел, затем приступает к его выполнению. Считается, что на начальных этапах овладения рисованием слово выражает не образ предмета, а «графический образ», т.е. представление о том, как предмет будет изображаться. В процессе узнавания каракуль и закрепления за ними определенных значений происходит накопление графических образов, которые и приводят к возникновению намеренного изображения.
Формирование замысла является первым этапом изобразительной деятельности ребенка. За ним следует процесс создания изображения и анализ полученного результата, осмысление своей работы. В дошкольном возрасте замысел часто носит неустойчивый характер. В качестве причин неустойчивости замысла указывают на ситуативность мышления, недостаточное количество образов, графические шаблоны. Было выделено три уровня развития замысла.
1. Замысел отсутствует – ребенок приступает к рисованию без представления о том, что будет нарисовано.
2. Промежуточный замысел – подвержен изменениям, которые могут быть связаны с текучестью образов, или с трудностью планирования своей деятельности.
3. Целостный замысел – ребенок планирует свою деятельность рисования, вся последовательность шагов по реализации замысла намечается сразу.
Здесь имеет значение степень помощи взрослого в возникновении и актуализации замысла. Сама помощь может иметь форму вопроса, предложения альтернатив, прямого указания и показа и т.д. Действие по реализации замысла может быть совместным, совместно-разделенным и практически самостоятельным.
Способность формулировать замысел имеет индивидуальные и возрастные особенности. Большинству детей дошкольного возраста рисование и лепка по замыслу недоступны, даже для детей 6-7 лет замыслом служит разрозненное словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел как задача и образ будущего рисунка часто складывает не до, а в процессе изображения, и потому этот образ может изменяться или отклоняться от придуманного словами. Развитию способности строить замысел в образной форме способствует обсуждение рисунков, на котором вместе с различными достоинствами, особо оценивается оригинальность замысла.
Из всего вывшее сказанного можно сделать вывод, что в процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В продуктивной деятельности развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными стандартами-условиями).
Основные формы организации совместной продуктивной деятельности характеризуют так::· совместно-индивидуальная - участники деятельности в начале работают индивидуально с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции;
· совместно-последовательная - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участника;
· совместно-взаимодействующая - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное и в то же время коммуникативное развитие дошкольников. В этой связи осуществление коллективной продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях выступает, как объективная возможность успешной социализации детей дошкольного возраста.
Для результативного процесса развития навыков общения дошкольников в образовательном учреждении в ходе продуктивных видов деятельности, активного усвоения дошкольниками ценностей, социальных норм и правил необходимо направлять воспитательную работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигается благодаря широкому использованию педагогических средств.
Для успешного выполнения заданий могут быть применены следующие методы и приемы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:
использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);
формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);
игровые проблемные ситуации (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);
ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.).
Продуктивная деятельность в детском саду - это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совместной деятельности детей и взрослых.
Напоминаю, что к продуктивной деятельности относится рисование, лепка, конструирование, аппликация. От игры эти виды деятельности отличаются тем, что связаны с созданием какого-либо конечного продукта. Такие действия развивают образные формы мышления, а также целенаправленность, умение планировать и достигать результата. Кроме того, продуктивная деятельность оказывает позитивное влияние на эмоционально-личностное становление ребенка, дает возможность для творчества, воспитывает самостоятельность, формирует умение предвидеть будущий результат, развивает пространственно-образное мышление, дает толчок обогащению речи, а также повышает уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Опираясь на мнение ученых, можно сделать вывод, что развитие умения взаимодействовать друг с другом, осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.