Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие в подводный мир»
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в подводный мир»
Задачи. Закреплять знания детей о морских обитателях, умение самостоятельно находить способы изображения предметов, порядковый счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, навыки культурного и организованного поведения, заботливое отношение к природе.
Оборудование: конверт, камень – указатель со стрелками, 4 емкости с разным запахом воды и соответствующие запаху картинки, 4 емкости с песком и цветным дном, цветные камни, подводный музей, деревянный игрушечный столик, секундомер, ткань для моря, стол с 10-12 морскими обитателями, шкатулка и ракушками, тарелочки с раковинами морских гребешков, фломастеры, листы с нарисованными морскими гребешками, ватман с рамкой из ракушек, губки с гуашевыми красками, печать для рисования, самоклеющаяся бумага, клей, манная крупа, бархатная бумага, ножницы, наждачная бумага, мука.
Ход НОД.
Дети вместе с воспитателем входят в группу и встают в круг. А теперь поприветствуем, друг друга (дети работают в паре).
У тебя носик, у меня носик
У тебя ротик, у меня ротик
У тебя губки алые, у меня губки алые
У тебя щечки, у меня щечки
У тебя бровки, у меня бровки
У тебя глазки, у меня глазки
Мы с тобой два друга
Любим мы друг друга
Мотивация. Раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин. Печкин: Здравствуйте, дети, Ольга Юрьевна. Вам говорящее письмо, возьмите, пожалуйста (отдает письмо). До свидания (уходит). Нам говорящее письмо, интересно от кого оно. Будем открывать? Дети открывают письмо. Достаем оттуда фото Нептуна, вставляем диск в ноутбук (видео подводного мира и голос Нептуна). «Здравствуйте, любители моря. Я морской царь Нептун. Хочу показать вам фрагменты моего царства. Если это вас заинтересовало, то жду вас у себя на морском дне, но для начала вам нужно отыскать камень-указатель». Ребята, видели какая там красота, хотите туда отправиться? Тогда давайте искать камень-указатель (читают надпись на камне). Направо пойдешь – погибель найдешь, прямо пойдешь – морское царство найдешь, налево пойдешь – стену подопрешь. Ну что, в какую сторону пойдем? Дети, мы с вами отправляемся на морское дно, а как вы думаете море оно какое? (ответы детей). Сейчас я предлагаю ощутить море. Мальчикам нужно будет на запах определить, чем пахнет вода и соотнести с соответствующей картинкой. А так как у нас мальчиков всего трое, может быть кто-то из девочек им захочет помочь. Остальным девочкам нужно будет положить камень в воду такого же цвета, который указан на дне стакана. (самостоятельная работа детей). Мальчики, скажите, как вы думаете, в каком стакане находится морская вода? (почему). Девочки, а у вас в каком стакане вода соответствующая температуре морской воде (почему). Теперь предлагаю вам поиграть с маленькими рыбками.
Физминутка.
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния).
Вторая сказала - ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем).
Третья сказала - мне хочется спать (руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).
Пятая крикнула - здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают).
Давайте и мы с вами нырнем в подводный мир, как эти рыбки (имитация ныряния, перешагивают через ткань, лежащую на полу как море). Ну вот, мы с вами на морском дне, смотрите, здесь есть подводный музей, давайте в него заглянем. Дети рассматривают обитателей моря. Посмотрите, а все ли тут на месте, ничего не перепутано. Дети ищут ошибку. Как вы думаете, а стул мог бы утонуть? (нет, потому что он деревянный, а дерево не тонет). Дети достают стул и ставят его на поверхность. Мы с вами увидели много экспонатов. Давайте сейчас за 15 секунд вы мне расскажете про кальмара, каракатицу и морского ежа. Каждый из вас подумает 2 секунды и выберет того морского обитателя, про которого он будет рассказывать. Дети выбирают, воспитатель засекает время и опрашивает 3 человек. Двигаемся дальше. Предлагаю вам немного осмотреться. Осматриваете все внимательно, потому что к концу нашего путешествия вот на этом столе (воспитатель показывает) что-то может измениться. Дети осматриваются. После пройденного пути предлагаю вам присесть. Дети рассаживаются за столы. На доску вывешивается картинка с морскими гребешками. Как вы думаете, кто это такие? (морские гребешки). Вы помните, когда мы их впервые увидели, то подумали, как же они передвигаются, ведь у них нет ни плавников, ни щупалец, но после того как мы с вами изучили энциклопедию подводного мира, то узнали как они передвигаются. Кто из вас может рассказать, как передвигаются морские гребешки? (ответы детей). Сейчас предлагаю подвинуть к себе тарелочки с раковинами морских гребешков и изучить их поближе. Дети изучают. Расскажите, имеет ли запах раковина? (какой). Какая она на ощупь? Цветом? Отодвиньте, пожалуйста, тарелочки с раковинами, и подвиньте к себе листы с нарисованными морскими гребешками и фломастер. Вам нужно будет каждому гребешку на раковине поставить свою цифру, но в таком порядке, в котором вы услышите из моего рассказа. Не забываем, что спину нужно держать прямо, локти лежат у вас на столе, правой рукой пишем, а левой придерживаем лист. Готово? «Однажды гребешки решили поиграть в прыгалки и выявить чемпиона по прыжкам. Первым из них прыгнул гребешок под цифрой 3, затем 5, после 1, 4 и 6, а чемпионом стал гребешок под цифрой 2. Дети работают самостоятельно, один ребенок на мольберте. Давайте проверять, поменяйтесь друг с другом листочками, у вас должно получиться так же, как на мольберте. Если все было выполнено правильно, без ошибок, нарисуйте внизу красный морской камень, если были исправления - синий. Уберите листы на край стола, давайте поиграем в подвижную игру «Море волнуется раз».
Сегодня мы с вами вспомнили многих морских обитателей, но не говорили о морской черепахе и медузе (вывешиваю картинки на доску). Сейчас предлагаю вам доделать нашу работу, которую мы с вами начали. Дети выполняют коллективную работу «Морские обитатели». Ребята, что же у нас получилось? А как это получилось? Каждый из вас сделал свое маленькое дело, а получилась одна большая коллективная работа. Один бы человек смог бы это сделать? Давайте эту красоту оставим в подарок морским обитателям. Вы согласны? Вы знаете, говорят, находясь на морском дне, нужно крепко закрыть глаза и произнести фразу «раз, два, три, морская волна принеси» и тогда обязательно должно случиться чудо. Попробуем? (пока дети произносят фразу, воспитатель на стол выставляет шкатулку). Посмотрите вокруг, случилось ли чудо? Давайте возьмем эту шкатулку с собой в группу и поставим ее на полочку красоты, где мы еще долго-долго будем любоваться. Где мы с вами сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось? Как вы считаете, что было самым трудным в нашем путешествии? Что было легко? Вы хотели бы еще отправиться в такое путешествие?