Игры, направленные на улучшения межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста


Игры, направленные на улучшения межличностных отношений
у детей старшего дошкольного возраста
«Комплименты»
Цель: Помочь ребёнку увидеть свои положительные стороны, а также положительные качества других детей, сплочённость группы.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
«Клоуны ругаются»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Ведущий говорит детям: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов, или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка»! Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты,…, солнышко!»
«Прогони бабу ягу»
Цель: Содействовать символическому уничтожению страхов детей.
Ребёнка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать её оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребёнку предлагается прогнать Бабу-Ягу. Для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.
«Тропинка»
Цель: Развивать дисциплинированность, организованность, сплочённость.
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают двигаться по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово – задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.
«Уходи, злость, уходи!»
Цель: Снять агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Играющие ложатся на ковёр по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.
« Подарок другу»
Цель: Развивать умение невербально описывать предметы, сплочение группы.
Один ребёнок становится именинником, остальные дарят ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношение к имениннику.
«Я хочу подружиться»
Цель: Формировать взаимопонимание, содействовать формированию доброжелательных отношений.
Выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.
«Я знаю пять имён своих друзей»
Цель: Содействовать улучшению общения со сверстниками.
Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имён моих друзей. Ваня – раз, Лена – два… и т.д.,а затем передаёт мяч другому ребёнку, тот делает то же самое и передаёт мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.
«Обижаться не могу, ой смеюсь, кукареку»
Цель: Способствовать уменьшению обидчивости у детей.
Один ребёнок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» – ребёнок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»
«Сиамские близнецы»
Цель: Содействовать улучшению общения со сверстниками, сплочение
группы.
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.Совет: чтобы третья нога была «дружной», её можно скрепить верёвочкой.
«Психологическая лепка»
Цель: Содействовать улучшению общения со сверстниками, сплочение
группы.
В этой игре многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например морскую звезду (можно лёжа на ковре), и показать, как она движется. Можно предложить ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» её, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая её целостности.
Список используемой литературы
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. Санкт-Петербург, 2001.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций дети 5-7 лет. – Ярославль, 2000.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.; Просвещение, 2000.
Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. Москва-Санкт-Петербург, 2004.
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Просвещение, 2003.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995, 2003.