«Использование коммуникативных технологий на уроках окружающего мира для раскрытия потенциальных возможностей учащихся»
МБОУ «Гимназия №26»
«Использование коммуникативных технологий на уроках окружающего мира для раскрытия потенциальных возможностей учащихся»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
Брускова М.Е.
Миасс
2015 год
Оглавление.
1.Введение.
2.Возрастные особенности учащихся начальной школы.
3. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников.
4.Мультимедийные презентации. Их польза на уроках в начальной школе.
5.Применение компьютерных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе.
6.Результативность.
7.Заключение.
8.Литература.
Цели:
обеспечить положительную мотивацию обучения;;
повысить эффективность процесса обучения;
способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
профессиональная самореализация через использование мультимедиа технологий в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
Усвоить базовые знания по предмету;
Систематизировать усвоенные знания;
Сформировать навыки самоконтроля;
Сформировать мотивацию к учению в целом;
Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
«Научить человека жить в информационном мире –
важнейшая задача современной школы»
А.П.Семенова
1.Введение.
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Наукой установлено, что знания усваиваются учеником благодаря его собственной активной деятельности, организуемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать действия правильно и одновременно контролировать себя. Совокупность этих действий - целенаправленная учебная деятельность, цель которой не просто книжные знания, а умения что-то делать с помощью этих знаний. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. . Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
2.Возрастные особенности учащихся начальной школы.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.
Внедрение информационных технологий основано также на учете возрастных особенностей учащихся: в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную . Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;· большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;· высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;· мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся. Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого ученика в личностном значении. Я осознаю свою значимость в формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.
3.Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников.
Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний.
При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании ИКТ:
Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
Постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
Формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
Стимулирование положительной мотивации учения за счёт интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Создание компьютерных презентаций способствуют развитию эстетической,общекультурной,коммуникативной,ценностно-смысловой,информационной компетенцией.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников-необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как:
Во-первых, вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, принять участие в военной баталии, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики, почувствовать настроение героев, услышать звук моря, увидеть закат. Задача учителя найти новое, неизвестное, заинтересовать, используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности
Во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков.
В-третьих, участие в деятельности, например, через учебные проекты открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия
Учитывая выше сказанное ,можно предположить, что использование мультимедиа на уроках, несомненно, оказывает содействие развитию личности ученика, который комфортно будет чувствовать себя в условиях информационного общества. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют новые информационные технологии и вряд ли возможно движение в обратную сторону. При одном непременном условии-сохранении традиций высокой культуры учителя, и профессиональной, и творческой. Без этого не может быть качества образования.Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:1. Создание презентаций к урокам.2. Работа с ресурсами Интернет.3. Использование готовых обучающих программ.4. Разработка и использование собственных авторских программ. Возможности ИКТ:· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;· создание текстовых работ;· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: · усиление интенсивности урока;· повышение мотивации учащихся;· мониторинг их достижений. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:1. Для обозначения темы урока.2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)4. Для контроля учащихся. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
4.Мультимедийные презентации.
Таким образом, вопрос о формировании познавательной активности широко изучался и изучается известными педагогами, учеными. В настоящее время предложено достаточное количество способов формирования познавательной активности. На мой взгляд, решению выявленной проблемы может способствовать использование информационно- коммуникационных технологий, как средства обеспечения побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности.
Мультимедийные презентации- это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение ,т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления.
Таким образом, применение педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности , умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» .Помимо положительной стороны использования ИКТ, есть и отрицательные моменты- это проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата; нарушение зрения, компьютерная радиация, компьютерная зависимость.А поэтому продолжительность применения ТСО на уроках должна соответствовать требованиям САНПИН
Классы
Непрерывная длительность (мин.) не более
Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
Просмотр телепередач
Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой
Прослушиваемые аудиозаписи
Прослушивание аудиозаписи в наушниках
1-2
10
15
15
15
20
10
3-4
15
20
20
15
20
15
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.
5.Применение компьютерных технологий на уроках окружающего мира
Курс « Окружающий мир»- один из самых сложных и интересных курсов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил гигиены до знаний о нашей планете, странах, народах мира. Интересен тем, что учитель и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой - найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира. Из всего этого следует, что одной из главных образовательных задач, решаемых в ходе реализации курса « Окружающий мир», станет развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире.
Другой специфической особенностью этого курса является недостаточность времени для изучения (1-2 раза в неделю), что требует ускоренного темпа прохождения материала.
Учитывая специфику курса «Окружающий мир», можно сделать вывод, что формированию познавательной активности на уроках курса «Окружающий мир» во многом может способствовать использование информационно- коммуникационных технологий. И здесь можно сослаться на мнение Г.К. Селевко, которая, отмечая преимущества информационно- коммуникационных технологий, одним из главных выделяет повышенную (по сравнению с традиционным обучением) мотивацию и активность обучающихся.
Во - первых, компьютер решает проблему индивидуализации обучения. Что важно для учеников, которые медленнее своих товарищей усваивают объяснение учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы.
Пространство компьютерной поддержки процесса индивидуализации обучения неограниченно и может осуществляться в виде:
- выполнения индивидуальных заданий в классе;
- самостоятельного освоения учебного предмета по электронному учебнику.
Помимо развития индивидуальных форм обучения компьютер способствует организации различных форм сотрудничества.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения. При этом ребенок может выполнять различные функции: учителя, партнера.
Компьютер значительно расширяет возможности представления информации и является стимулом для учащихся в ее поиске.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника.
А для формирования интересов важна не только новизна работы, но и возможность регулировать трудность предъявленных задач и получать поощрение за правильное решение. Компьютер может влиять на мотивацию, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставлять возможность испробовать умственные силы, проявить оригинальность, поставить интересную задачу. Задавать любые вопросы. Предлагать любые решения без риска получить плохую оценку- все это способствует формированию познавательной активности.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе позволяет:
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями
овладевать практическими способами работы с информацией;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне ( музыка, анимация);
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе дело новое, поэтому накопление методических материалов, их разработка, совершенствование актуально на сегодняшний день.
6. Результативность.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:-повышению мотивации к учению,-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,-развитие наглядно-образного, информационного мышления,-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,-повышению уровня комфортности обучения.
Уровень мотивации учебной деятельности на уроках с применением ИКТ
Уроки с ИКТ Традиционные уроки
7.Заключение.
Практика использования мной уроков с применением ИКТ показала, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени на уроках окружающего мира. На уроках окружающего мира например при ознакомлении с темами «Природные зоны земли, растения, животные, космос, времена года и др.» применение ИКТ просто необходимо, что позволяет учителю увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом, так например, на уроках письма много времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы, правильно ли выполнили отступ или на нужном расстоянии начали писать ,это поможет избежать “рассеивания” внимания учащихся.
Одна из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель - ученик. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования.
Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным за счет этого повышается эффективность преподавания.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.
Литература
Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
Молокова А.В. Информационные технологии на уроках окружающего мира начальной школе. Начальное образование №1 2003.г
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.1178-02)
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
ZђЗаголовок 115