Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках окружающего мира
Методическая разработка раздела образовательной программы:
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках окружающего мира
при изучении раздела «Что и кто?» в 1 классе.
Выполнил:
Учитель начальных классов
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школы № 13»
города Саров Нижегородской области
Румянцева Ирина Викторовна
Образование: высшее
Квалификационная категория: первая
Контактные телефоны: 9-11-04
Содержание 1. Пояснительная записка………………………………………………………3
2. Обоснование актуальности темы методической работы……………………………………………………………………………4
3. Цели и задачи методической разработки раздела образовательной программы. Ожидаемые результаты освоения раздела программы…………6
4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями……………………………………………………………………95. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы форм использования ИКТ на уроках окружающего мира …......10
6. Заключение……………………………………………………………………14
7. Список использованной литературы…………………………………………18
1. Пояснительная записка.
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
2. Обоснование актуальности темы методической работы.
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем:
большой объем информации; неумение работать с информацией;
недостаточное количество наглядных пособий;
некоторые темы являются достаточно сложными.
Здесь на помощь приходят информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
ИКТ позволяет демонстрировать на уроке: фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др., отсканированные иллюстрации книг, карты и др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы», аудиозаписи «Голоса животных», и др., музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда. Наблюдения за своими учениками показали, что они воспринимают компьютер как средство развлечения. Поэтому, возникла необходимость, у детей сформировать потребность использования компьютера как источник информации.
Исходя, из проведенного анкетирования детей (Входная диагностика) (см. Приложение 1.), поступивших в 1 класс (2011г) результаты показали, что имеют компьютер дома 58% обучающихся. Родители позволяют работать на компьютере своим детям - 45% обучающимся. Контроль родителей за работой на компьютере - 33% обучающихся, нет контроля со стороны родителей, и дети проводят, за компьютером неограниченное время - 25% обучающихся. Усталость после работы с компьютером - 21% обучающихся. Привлекают ли компьютерные игры - 66% обучающихся.
Входная диагностика.
Исходя из результатов, представленных в диаграмме, можно сделать выводы:
Потребность использования компьютера - как средство развлечения.
Дети и родители не знают санитарных норм при работе с компьютером, не заботятся о своём здоровье.
Родители не видят опасности в бесконтрольном использовании компьютера данного ресурса.
Для изменения этих результатов, я разработала:
а) ряд тематических родительских собраний по организации использования ИКТ;
б) памятку по работе с компьютером для родителей и детей;
(см. Приложение)
в) внесла изменения в формы организации уроков окружающего мира.
3. Цели и задачи методической разработки раздела образовательной программы. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Цель: создать дополнение к существующему тематическому планированию, новыми формами проведения уроков с использованием ИКТ.
Задачи:
Разработка новых форм проведения уроков окружающего мира в разделе «Что и кто?»
Формирование «новой грамотности», предполагающей самостоятельность учащихся в работе с информацией.
Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода (это касается учащихся с трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления материала, а также одарённых детей).
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Достижение личностных результатов:
а) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
б) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
в) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
г) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
д) формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Достижение метапредметных результатов:
а) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
б) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
в) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
г) активное использование речевых средств, средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
д) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
е) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
ё) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Достижение предметных результатов:
а) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни;
б) осознание целостности окружающего мира, освоение элементарных правил поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
в) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
г) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Эффективность каждой работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена.
Использование ИКТ на уроках позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций,
- принцип доверительности,
- принцип обратной связи,
- принцип занятия исследовательской позиции.
Реализацию этих принципов мы рассмотрим на примерах уроков окружающего мира 1 класса по программе «Школа России».
4. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.Специфика курса «Окружающий мир» Плешаков А.А. состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы форм организации деятельности обучающихся.
На изучение курса «Окружающий мир» Плешаков А.А. в каждом классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов (1 - 4 класс).1 класс - 66 часов (33 учебные недели).
Раздел: «Что и кто?» (20 часов)
№ Тематическое планирование Формы проведения уроков с использованием ИКТ
Задавайте вопросы! (1час) Входная диагностика.
1. Что такое Родина? Виртуальное путешествие на вертолёте по необъятным просторам нашей родины. Презентация к уроку; электронное сопровождение к учебнику А.А. Плешаков «Окружающий мир», 1 класс
2. Что мы знаем о народах России? Видеофрагмент (экранно-звуковое пособие); электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 класс
3. Что мы знаем о Москве? Презентация к уроку. Видеофрагмент о Москве (экранно-звуковое пособие).
4. Проект « Моя малая Родина». Поиск информации в сети Интернет (с помощью учителя) и правильное использование информации для проекта. Презентация проекта.
5. Что у нас над головой? Презентация к уроку, использование готового програмного продукта «Мир природы»; тест-тренажёр.
6. Что у нас под ногами? Презентация к уроку, выполнение заданий в электронном приложении к учебнику;
7. Что общего у разных растений? Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 класс; тест-тренажёр «Проверь себя»
8. Что растёт на подоконнике? Видеофрагмент о комнатных растениях; флеш – игра «Узнай названия комнатных растений».
9. Что растёт на клумбе? Виртуальная экскурсия.
10. Что это за листья? Презентация к уроку.
11. Что такое хвоинки? Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 класс; картинки в поисковых системах Яндекс (http: //images. yandex. ru/)
12. Кто такие насекомые? Поиск и использование Интернет ресурсов при подготовке к уроку, в ходе урока. Презентация к уроку.
13. Кто такие рыбы? Презентация к уроку.
14. Кто такие птицы? Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 класс;
15. Кто такие звери? Интерактивный тренажёр с системой голосования «Определи зверя»
16. Что окружает нас дома? Видеоролик (из передачи «Галилео») «Что окружает нас дома?»
17. Что умеет компьютер? Презентация к уроку.
18. Что вокруг нас может быть опасным? Комплекс интерактивных тестов «Наша безопасность» (Дорожные знаки; Огонь, газ, вода; Колющие и режущие предметы.)
19. На что похожа наша планета? Презентация к уроку, использование готового програмного продукта мультимедийного учебника «Уроки Кирилла и Мефодия» (Наша планета – Земля)
20. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Итоговая диагностика.
Использование ИКТ при подготовке к уроку:
Обработка текстовой, цифровой, графической и звуковой информации при помощи соответствующего программного обеспечения для подготовки дидактических материалов к уроку (индивидуальные карточки, таблицы, чертежи, схемы, иллюстрации и др.).
Осуществление поиска необходимой информации в сети Интернет.
Форма работы может быть и индивидуальной, и групповой, и фронтальной. Например, при работе с тренажером ученик может выполнять задания самостоятельно. Также можно организовать групповую работу, во время которой учитель демонстрирует на экране отдельные эпизоды тренажёра. После каждого эпизода все ученики по очереди выполняют упражнения.
Учащихся я вовлекаю не только в использование информационных ресурсов, но и в создание их (проект «Моя малая Родина»).
Использование ИКТ помогает мне перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектам учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Помимо созданных самостоятельно материалов электронных пособий использую на уроках электронно-учебные пособия. Одно из них – «Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников».
Оно охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире, его разнообразии, изменчивости и неповторимости:
Живая и неживая природа.
Смена времён года. Смена дня и ночи.
Форма Земли. Ориентирование на местности.
Размножение и распространение цветковых растений.
Три состояния воды. Круговорот воды в природе.
Круговорот веществ (жизни) в природе.
Другой мультимедийный учебник, который я использую на уроках – «Уроки Кирилла и Мефодия». Окружающий мир». С его помощью я помогаю детям не только познакомится с окружающим миром, но и знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия.
Пособие с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий помогает ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними интересной и познавательной. Универсальные пособия помогают мне активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить высокую степень визуализации учебного процесса.
Мультимедийные пособия не подменяют имеющиеся учебно-методические комплекты. Они являются эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечит качественное обучение в сочетании с учебниками, рабочими тетрадями, раздаточным материалом. Разнообразная учебная деятельность обеспечивает здоровьесберегающий эффект обучения, существенно влияет на эмоциональный фон урока, помогает оптимизировать учебную нагрузку.
На уроке по теме: «Что окружает нас дома?», ребята знакомятся с ролью предметов домашнего обихода, формируются представления о назначении бытовых предметов, знакомятся с правилами безопасного обращения с электроприборами;
При объяснении нового материала изображение выводится на экран при помощи мультимедийного проектора. Яркие иллюстрации вызывают интерес у детей, развивают мышление, связную речь, память. Также был показан видеоролик (из передачи «Галилео») «Что окружает нас дома?». Закрепление материала проходит в работе в парах, где дети совместно выполняют задание на карточках (группировка предметов домашнего обихода), проводят взаимопроверку, воспитывается чувство товарищества.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира.
А разве можно совершить путешествие по России за 30 минут? С использованием средств ИКТ – можно. Так при изучении темы «Что такое Родина?» ребята совершили виртуальное путешествие на вертолёте по необъятным просторам нашей родины, познакомились с животными и растениями, которыми богата наша страна, узнали, что такое карта. Мои ученики отгадывали загадки, решали кроссворд. Урок прошёл легко, свободно и быстро. Не было скучающих учеников, были активные, заинтересованные, равноправные участники обучения.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
6. Заключение
Для того чтобы проверить результаты методической работы и необходимость использования ИКТ, проводилась итоговая диагностика (Приложение 2.)
Сравнительный анализ результатов итоговой диагностики показал, что обучающиеся 1Б класса чувствуют себя увереннее - 54%, им легче и интереснее работать на уроке с компьютером - 71% обучающихся. При усвоении материала на других уроках учащиеся отдают предпочтение компьютеру - 54% обучающихся. В вопросе №3, №4 мнения разошлись, усвоили материал и с помощью компьютера - 96% обучающихся, и с помощью учебника - 96% обучающихся; деятельность была успешной при работе с учебником - 63% обучающихся, но испытывали трудности - 58% обучающихся. Поэтому ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяет и закрепляет полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий уровень и интеллектуальный потенциал школьника.
В результате данной разработки можно утверждать, что: использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- сделать урок полноценным;
- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
- ученики учатся навыкам контроля и самоконтроля.
- позволяет расширить рамки учебника.
А, в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют: сделать обучение интересным и разнообразным по форме; показать в динамике сложные для понимания процессы; вступить в диалог с компьютерной программой; легко пользоваться справочным материалом; выполнять небольшие исследования и проекты.Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
В дальнейшем планирую продолжать работу по применению ИКТ в учебном процессе, реализуя через систему учебной, внеклассной и методической деятельности:
- использовать и дальше на своих уроках применение образовательных технологий, которые будут способствовать активизации познавательной активности у учащихся и как результат качества знаний по предмету;
- привлекать детей к созданию собственных презентаций, тестов, кроссвордов в электронном виде и использование их для проведения различного рода мероприятий по предмету;
- продолжить в дальнейшем повышение своей педагогической компетентности в вопросах поиска путей активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».
Список использованной литературы
Афанасьева О. В. «Использование ИКТ в образовательном процессе». — www. pedsovet.
Горячев А. В. Информатика в играх и задачах // М.: «Баласс», "Экспресс",1997.
Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
И. Б. Мылова СПБГУПМ «Предметно-ориентированный подход к формированию информационно-технологической компетентности учителя начальной школы» mhtml:fiie//F:\ПубликацииИнформатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
«ИТО-РОИ-2007» — Ивашова О. А.//сборник трудов/ статья «Использование информационных технологий для становления математической культуры младших школьников». mhtml:fiie//F:\ПубликацииКовалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин»
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. Доклад В. М. Филиппова на заседании Правительства РФ 25.10.2001 (с официального сервера Правительства РФ)
Мухин В. Г. «Использование информационно-коммуникационных технологий в контексте модернизации муниципальной системы образования».- Национальный проект «Образование», информационно- методический журнал, М.:2012, №4.
«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.
Окулова Е., психолог ст. «Ребёнок в заэкранье», журнал «Наука и жизнь», № 3, 2005 — http://www.nkj.ru/Сборник рабочих программ «Школа России» 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение», 2011