Педагогический совет Педагогическое мастерство учителя
Педагогическое мастерство учителя
Уважаемые коллеги! Тема моего выступления: “Педагогическое мастерство учителя”
И я хотела бы его начать со слов А.С. Макаренко «Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог» (сл.2)
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»: (сл.3)
1) квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области (часовых дел мастер, скрипичный мастер);
2) руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области (сменный мастер, мастер сборочного цеха, работать мастером);
3) человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать (мастер на выдумки, мастер рассказывать);
4) специалист, достигший высокого искусства в своем деле (мастера искусств, спорта, мастер – золотые руки).
- Уважаемые коллеги, как вы думаете, какое определение подходит ближе к учителю?
Ближе всего к учителю подходят третье и четвертое определение.
Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных.
Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса.
Без квалифицированного учителя даже самые хорошие книги останутся непрочитанными или непонятыми, а возможности самого современного учебного оборудование не будут реализованы в полной мере. Казалось бы, ведущая роль учителя в образовательном процессе всегда была очевидна, но именно Адольф Дистервег в XIX в. заявил, что результат обучения в первую очередь зависит не от учебных книг и организации учебного процесса в школе, а от компетентности учителя, от его педагогических умений и преданности своему делу.
Ни для кого не секрет насколько важны личность учителя, его профессионализм и педагогическое мастерство. Ведь именно от нас учителей зависит насколько спокойно, качественно, без серьезных проблем пройдет вхождение начальной школы в русло новых образовательных стандартов.
При характеристике понятия "педагогическое мастерство" возникает ряд проблемных вопросов:
Может ли каждый учитель овладеть педагогическим мастерством?
Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего? (сл.4)
Рассмотрим, в чем же заключается педагогическое мастерство учителя. Итак, педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. (сл.5) Элементами педагогического мастерства учителя являются: (сл.6)
Гуманистическая направленность личности учителя, которая весьма многогранна: ориентация на себя – самоутверждение, ориентация на детский коллектив, на средства педагогического воздействия, на цели педагогической деятельности.
Профессиональные знания, которые направлены на науку, методику преподавания, психологию и педагогику. Особенностью профессиональных знаний является их комплексность и личностная окрашенность. На основе профессиональных знаний формируется профессиональное сознание – принципы и правила, лежащие в основе действий и поступков.
Педагогические способности указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности: коммуникативные (общительность, расположенность к людям), перцептивные (профессиональная зоркость, педагогическая интуиция), динамизм личности (способность к волевому воздействию и логическому убеждению), эмоциональная устойчивость (умение владеть собой), оптимистическое прогнозирование, направленное на становление личности каждого ученика, креативность (способность к творчеству).
Педагогическая техника – форма организации поведения учителя (умение управлять собой, умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач).
Что же составляет педагогическое мастерство?
Слагаемые педагогического мастерства: (сл.7)
Педагогическая культура
Профессиональная компетентность педагога
Речевая культура педагога
Педагогическое взаимодействие, умение управлять собой
Педагогические умения и способности
Психолого – педагогические знания
Педагогическое общение и этика
Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.
Какими же личностными качествами должен обладать педагог?
Личностные качества успешного педагога:
глубокие знания и компетентность, высокий интеллект и общий уровень развития;
любовь и уважение к детям вообще и к своим воспитанникам в частности;
высокая требовательность к себе, чувство долга, высочайший уровень ответственности за свое дело, принципиальность и самокритичность;
порядочность, честность, трудолюбие, отсутствие вредных привычек;;
гуманное отношение к детям, доброта, индивидуальный подход к каждому ребенку;
эстетический вкус, художественное чутье, чувство прекрасного
артистичность;
личная скромность;
Интеллигентность
аккуратность и точность.
чувство юмора, умение шутить;
высокая работоспособность и трудолюбие;
организаторские, режиссерские, художественные, ораторские способности;
четкая дикция, приятный голос и внешность, умение одеваться и способность выглядеть в соответствии с модой;
- Среди учащихся, я провела опрос, каким же должен быть учитель по их мнению. Результаты. (сл.8)
Как вы думаете, какими же профессиональными качествами должен обладать педагог?
Профессиональные качества педагога: (сл.9)
Знание ребенка, его возрастных и индивидуальных возможностей
Владение наукой и методиками воспитания и обучения
Умение организовывать игровую деятельность с детьми
Проведение образовательной деятельности, развлекательных мероприятий
Работа с компьютером, использование Интернета, банка цифровых образовательных ресурсов и др.
Организация работы с родителями
Ответим на следующие вопросы: (сл.10)
Что является критериями педагогического мастерства?
Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.
К критериям педагогического мастерства можно отнести: целесообразность, продуктивность, оптимальность, творчество. (сл.11)
Нельзя не отметить тесную связь педагогического мастерства и педагогического творчества. Педагогическое мастерство подразумевает использование учителем хороших образцов педагогического труда, опробированных и отработанных. В свою очередь педагогическое творчество имеет два уровня: 1) использование существующих знаний и расширение области их применения, 2) создание совершенно нового подхода, изменяющего привычный взгляд.
Наиболее распространенный путь – через опыт к мастерству.
Весьма важными являются психолого-педагогические вопросы самообразования и самовоспитания учителя, которые связаны с соответствием предъявляемых учителю качеств с тем, что есть на самом деле. Каждый учитель должен задать себе вопрос: «Соответствую ли я тем требованиям, которые предъявляются к современному учителю». Далее нужно проанализировать это соответствие или несоответствие и разработать программу самообразования и воспитания. В основу работы по самосовершенствованию и самовоспитанию должна быть положена общая подготовка учителя как резерв повышения квалификации и профессионального мастерства. В нее включают: общетеоретическая научная подготовка, общедидактическая и психолого-педагогическая подготовка.
А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Каждый учитель должен критически смотреть на себя, анализировать свою деятельность и искать пути самосовершенствования. Понятно, что этот процесс неодномоментный, происходит в условиях взаимодействия с другими людьми (школьниками, коллегами, родителями).
Предлагаю вам пройти тест, позволяющий выявить уровень педагогического мастерства
Создание общих условий эффективности образовательного процесса.
Обеспеченность общих условий эффективности уроков:
а) формулирование целей, задач, определение основных этапов урока – 1 балл;
б) учебные пособия, раздаточные материалы, технические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу – 1 балл;
в) на уроке нет ненужных заданий, отвлекающих моментов – 1 балл.
Адаптация содержания учебного материала к учащимся:
а) учитываются возрастные особенности учащихся – 1 балл;
б) при необходимых условиях учитываются индивидуальные особенности учащихся – 1 балл;
в) для учащихся различного уровня подготовки даются задания, соответствующие различным уровням сложности (в .т.ч. групповые) – 2 балла.
Профессиональная компетентность.
Владение учебным предметом и методами обучения:
а) учебная информация соответствует теме и целям урока – 1 балл;
б) используется разнообразные формы и методы работы – 1 балл;
в) применяются практико-ориентированные, деятельностные методы и приемы обучения – 2 баллы.
Организация учебной деятельности:
а) урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся, создания проблемных ситуаций, мотивации учащихся) – 2балла;
б) новый материал представляется как ответ на поставленные ранее вопросы –1 балл;
в) итоги урока подводятся как соотнесение результатов поставленным целям – 2 балла.
Техника объяснения.
Устные и письменные объяснения:
а) ключевые моменты объяснения обозначены в виде опорных конспектов, схем – 1 балл;
б) записи на доске аккуратны и разборчивы – 1 балл;
в) устная речь правильная и профессионально грамотная – 1 балл.
2. Разъяснение материала учащимся при непонимании:
а) выявляются непонятные слова, фразы, объясняются, заменяются общедоступными – 1 балл;
б) пояснения даются с помощью приема аналогии, наглядных примеров – 1 балл;
в) неявная учебная информация логически выводится из ранее известного – 2 балла.
Учебные взаимодействия.
Контроль и коррекция деятельности учащихся:
а) оценка действий учащихся отделяется от личного отношения педагога – 1 балл;
б) учитель избегает прямых указаний и коррекции действий учеников – 1 балл;
в) ученики побуждаются к самоанализу, самокоррекции, а также к взаимооценке и взаимокоррекции – 2 балла.
Использование на уроке предложений, инициатив и вопросов учеников:
а) вопросы и предложения учащихся принимаются с благодарностью – 1 балл;
б) тактично отмечаются слабые места, ошибки учащихся – 1 балл;
в) идеи учеников разрабатываются и используются в ходе урока – 2 балла.
Создание продуктивной атмосферы на уроке.
Стимулирование интересов учащихся:
а) используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор – 1 балл;
б) предлагаются проблемные и творческие задания – 2 балла;
в) на уроке используется жизненный опыт учащихся – 2 балла.
Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:
а) в речи педагога нет насмешек, сарказма – 1 балл;
б) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу – 1 балл;
в) педагог поддерживает, ободряет сталкивающихся с затруднениями учащихся – 1 балл.
Создание благоприятного микроклимата.
Поддержание деловой включенности учащихся в урок:
а) используются приемы активизации внимания школьников – 1 балл;
б) применяются активные методы обучения (ролевые и деловые игры, диспуты и т.д.) – 2 балла;
в) используются специальные приемы активизации внимания активных и пассивных учащихся – 2 балла.
Воздействие при нарушении дисциплины:
а) педагог не замечает мелкие непреднамеренные нарушения – 1 балл;
б) немедленно, но взвешенно реагирует на серьезные нарушения – 1 балл;
в) использует специальные приемы для организации дисциплины, повышения личной ответственности за поддержание дисциплины на уроке – 2 балла.
Уровень профессионального мастерства можно вывести по формуле: (сл.12)
K=X/Y, где X – число баллов, которое набрал педагог;
Y – общее число позиций (36);
К – уровень мастерства.
Если К=1,3 – самый высокий уровень профессионального мастерства.
Если 1 К 1,3 – хороший уровень.
Если 0,8 К 1 – удовлетворительный уровень.
Если 0,5 К 0,8 – терпимый уровень.
Если К 0,5 – нужно задуматься о смене профессии.
Рассмотрим методы самосовершенствования педагогов: (сл.13)
Самопознание (самонаблюдение – фиксация и анализ педагогической деятельности, самоанализ – критическая оценка, сравнение с идеалами, самоиспытание – происходит в учебной или воспитательной деятельности).
Самооценка (объективность, критика коллег).
Самостимулирование (необходимы качества: воля, целеустремленность).
Самопрограммирование (программа самосовершенствования).
Самовоздействие (приемы: самоинструкция, самоконтроль, самоубеждение, самопринуждение).
Итак, каковы же современные требования к учителю: (сл.14)
Глубокое знание теории предмета
Отличное методическое вооружение
Знание теории воспитания и методики воспитательной работы
Знание педагогики и психологии
Знание дидактики
Нравственно-эстетические качества
Искусство общения
Культура речи
Сформированность педагогических умений
Владение современными педагогическими технологиями
Педагогический кругозор
Высокое качество уроков
Высокий уровень внеклассной работы
Творческий подход
Методический вклад педагога и т. д.
Заповеди современного учителя самому себе:
1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.
( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться)
3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться.
4. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).
5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.
(Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей.)
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Ключевский (сл.15)
Таким образом, можно сказать, что успешность реализации стандартов второго поколения, в большой степени зависит от учителя, который даст своим ученикам возможность самостоятельно добывать знания, принимать решения, ставить цель, искать пути реализации этих целей, оценивать свои действия и результаты своих действий, то есть сформирует универсальные учебные действия. И, конечно, педагогическое мастерство учителя сыграет в этом далеко не последнюю роль.
Решение педагогического совета: (сл.16)
Организовать систему мероприятий, необходимых для развития профессиональных компетенций педагогов, педагогического творчества.
Школа совершенствования педагогического мышления;
Проблемные семинары и вебинары
Конкурсы педагогического мастерства
Работа по самообразованию
Продолжить работу по систематизации и подготовке к печати дидактического материала, наглядных пособий, раздаточного материала учителей, чей опыт преподавания свидетельствует о высоком уровне профессионального мастерства педагога.