Психологическое сопровождение подготовительных групп на этапе подготовки к школе в условиях реализации ФГОС ДО


МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида № 5 «Кораблик»
«Психологическое сопровождение подготовительных групп на этапе подготовки к школе в условиях реализации ФГОС ДО»
Педагог-психолог: Сабурова Анна Александровна 2015 год
В соответствии с принятой разработчиками идеологией ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг».
Асмолов А.
Образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка ФГОС - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.
Целевые ориентиры в вопросах подготовки детей к школьному обучению:
- Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования;
- При соблюдении требований к условиям реализации программы дошкольного образования они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе, а содействие развитию личности ребенка для дальнейшей социализации. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны на выходе из детского сада чувствовать себя в первом классе способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Ребенок должен учиться и развиваться через игру, Ведущую деятельность данного возрастного этапа.
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности детского сада и школы.
Главным результатом, согласно(ФГОС) по окончании дошкольного учреждения является ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный, эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Проблема подготовки детей к обучению в школе в условиях перехода на ФГОС ДО остается актуальной, сегодня должны готовить детей к обучению в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Ребенок к семи годам, то есть на выходе из детского сада становится общительным, любознательным, инициативным, самостоятельным. Это главные ориентиры, в каком направлении нужно двигаться. Именно эти качества и необходимо формировать у дошкольников. Также важно, чтобы у ребенка к концу пребывания в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Это и является основными задачами психологического сопровождения дошкольников.
Поэтому необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и связанные с ним изменения в системе дошкольного образования определяют ряд новых функций в психолого-педагогическом сопровождении участников образовательных отношений в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание социально-психологических условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Задачи:
повышать психологическую компетенцию педагогов ДОУ через лекции, семинары, тренинги и другие формы работы;
оказывать психолого-педагогическую помощь родителям;
оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку дошкольникам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
разработать мониторинг достижения детьми подготовительной к школе группе планируемых результатов освоения ООП.
При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом, а именно помогала в решении следующих задач:
Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели.
Уточняет запрос по психологическому сопровождению образовательного процесса, формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты. …
Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой
Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня форсированности школьной зрелости у старших дошкольников
Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей.
Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
Комплекс мер по организации психолого-педагогического сопровождения на этапе подготовки к школе в условиях внедрения ФГОС ДО направлен на:
разработку системы психолого-педагогического консультирования всех участников образовательных;
разработку и психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детьми подготовительной к школе группе планируемых результатов освоения ООП;
разработку коррекционно-развивающих программ для преодоления (или снижения интенсивности) нарушений в познавательном и личностном развитии детей;
оказание помощи в реализации преемственности в образовательной деятельности при переходе ребёнка из ДОУ в школу.
Основные виды деятельности психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в ходе реализации психологического сопровождения на этапе подготовки к школе:
1) сопровождение детей:
диагностика уровня актуального развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем в формировании познавательной и эмоционально-личностной сфер;
коррекционно-развивающая работа;
сохранение и укрепление психологического здоровья.
2) сопровождение педагогов, реализующих ФГОС ДО:
консультативная работа по вопросам организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
психолого-педагогическая поддержка педагогов, реализующих ФГОС ДО.
3) сопровождение родителей (законных представителей):
проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания и развития детей.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения в ходе реализации ФГОС ДО:
консультативное направление.
диагностическое направление.
коррекционно-развивающее направление.
профилактическое направление.
1. Консультативное направление
Задачи:
Организовать методическую помощь педагогам ДОУ по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности по вопросам преемственности с ОУ.
Обеспечить оказание консультативной помощи всем участникам образовательных отношений, по вопросам готовности детей к переходу на начальную ступень обучения.
Формы взаимодействия с участниками образовательных отношений.
Работа с администрацией образовательных учреждений:
участие в работе педагогических советов;
психолого-педагогическое консультирование.
Работа с педагогами:
лектории, круглые столы;
индивидуальные и групповые тематические консультации;
семинары-практикумы;
тренинги;
лекции, дискуссии, беседы;
мастер-классы, ярмарки педагогического мастерства и прочие формы работы.
Работа родителями (законными представителями):
консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей;
обучающие семинары-практикумы;
выступления на родительских собраниях;
родительские конференции;
психологические игры;
круглые столы;
родительские тренинги и другое.

2. Диагностическое направление.
Задачи:
Оказывать помощь педагогам в оценке достижения планируемых результатов освоения ООП.
Отслеживать динамику развития детей в процессе коррекционно-развивающей работы.
Предоставлять психологическую информацию, необходимую для принятия педагогами и администрацией образовательного учреждения решения о содержании дальнейшей образовательной деятельности.
3. Коррекционно-развивающее направление.
Данное направление психолого-педагогического сопровождения в соответствии с требованиями ФГОС ДО ориентировано на создание системы комплексной помощи детям с учётом их индивидуально-личностных особенностей.
Задачи:
Осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учетом их психофизиологического развития и индивидуальных особенностей.
Определять специфику организации образовательной деятельности для одарённых детей, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Профилактическое направление.
Задачи:
Способствовать успешной адаптации детей в ОУ.
Формировать у детей, педагогов, родителей (законных представителей) общую психологическую культуру в вопросах готовности ребенка к школе.
Оказывать индивидуальную помощь в развитии познавательной и эмоционально-волевой сфер ребёнка.
Таким образом школа опирается на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Говоря о психологическая готовности к школе большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.
Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща, именно в содействии развития таких личностей и заключается основа психологического сопровождения на этапе подготовки к школе.